Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 04:49, дипломная работа
Цель данной работы заключается в изучении иностранных инвестиций и их влияния на экономику Еврейской автономной области. Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:
Выяснить, какова роль иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона.
Описать методические подходы к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.
Дать характеристику финансового механизма привлечения иностранных инвестиций.
Проанализировать проблемы регионального развития (на примере ЕАО)
1. Теоретические основы исследования проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику региона.
1.1. Роль иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона.
1.2. Методические подходы к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.
1.3.Содержание финансового механизма привлечения иностранных инвестиций.
2. Анализ основных форм и условий привлечения иностранных инвестиций в экономику региона (на примере ЕАО).
2.1.Анализ проблем регионального развития (на примере ЕАО).
2.2.Привлечение иностранных инвестиций в регион: анализ, тенденции и проблемы (на примере ЕАО).
2.3. Оценка финансового механизма привлечения иностранных инвестиций на территории ЕАО.
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ факторов инвестиционного климата ЕАО
3. Перспективные направления формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО.
3.1. Предложения и рекомендации совершенствования инвестиционного процесса в ЕАО.
3.2. Перспективы развития финансового механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО.
Бюджетное финансирование инвестиций — выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного бюджета.
Получить государственные инвестиции могут лишь предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, связанные с реализацией государственных программ.
На федеральном уровне финансируются только федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности; на региональном — только региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.
Прямая бюджетная поддержка может осуществляться в виде гарантий или бюджетных инвестиций и бюджетных кредитов.
Бюджетные ассигнования имеют ограниченные размеры и применяются в основном в отношении государственных предприятий и организаций, имеющих стратегическое значение.
Бюджетные инвестиции — участие государства в капитале организации.
Бюджетные кредиты (финансируются на основе возврата) — инструмент государственного стимулирования капиталовложений.
Инновацией в инвестиционной политике является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к выборочному частичному финансированию конкретных объектов и образованию на конкурсной основе состава таких объектов, что в значительной степени способствует реализации принципа: достижение максимального эффекта при минимальных затратах.
Также предприятия для финансирования инвестиционной деятельности могут использовать инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой отсрочку уплаты налога.
Условием этого кредита является возвратность. Срок его предоставления — от одного года до пяти лет. Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются по ставке не менее 50 и не более 75% ставки рефинансирования Банка России. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.
Выдается инвестиционный налоговый кредит
на основании заявления предприятия и
документов, подтверждающих необходимость
предоставления кредита. При принятии
положительного решения об инвестиционном
налоговом кредите между предприятием-
В течение срока действия этого договора предприятие уменьшает налоговые платежи (но не более чем на 50%) за каждый отчетный период до достижения размера кредита, определенного в договоре.
Рисковый капитал — один из перспективных источников средств для развития малого бизнеса.
Это обычная рисковая схема, построенная на том, что часть инвестируемых проектов будет иметь высокую доходность, которая сможет покрыть все убытки в случае неудачи реализации остальной части инвестиций.
Это так называемое венчурное инвестирование осуществляется без предоставления малым предприятием залога.
Венчурное финансирование - это своеобразный заем новым компаниям, долгосрочный кредит без получения гарантий, но под более высокий, чем в банках, процент
[http://bishelp.ru/gde_dengi/
Этот метод финансирования применяется с помощью посредника (венчурной компании) между инвесторами и предпринимателем.
При выборе метода финансирования капиталовложений
предприятие должно учитывать как свои возможности,
так и преимущества и недостатки каждого
из источников получения инвестиционных
средств. [МАЛЬЦЕВА http://www.be5.biz/ekonomika/
2. Анализ основных форм и условий привлечения иностранных инвестиций в экономику региона (на примере ЕАО).
2.1. Анализ проблем регионального развития (на примере ЕАО).
К факторам инвестиционной привлекательности области, следует отнести:
- выгодное географическое положение,
- развитую транспортную
- богатейшие природные ресурсы,
- близость рынков сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Внимание потенциальных инвесторов привлекает прежде всего наличие в области полного комплекса полезных ископаемых для производства продукции черной металлургии. Перспективы развития области связаны также с освоением месторождений графита, разработкой освоенных месторождений бурого угля, олова, золота, стройматериалов.
По территории области проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, которая обеспечивает кратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Завершение строительства автомагистрали Чита - Хабаровск создает дополнительные возможности для социально-экономического развития области.
За последние годы область превратилась в стратегический для других регионов Дальневосточного федерального округа узел транзитных связей. Через ее территорию осуществляются межрегиональные и международные перевозки. Отмечается увеличение грузо- и пассажиропотока через пункты пропуска области, в первую очередь через пункт пропуска "Нижнеленинский".
Производственный потенциал региона составляют добывающие, обрабатывающие производства, предприятия агропромышленного и лесопромышленного комплексов.
Одними из ключевых конкурентных преимуществ Еврейской автономной области являются ее экономико-географическое расположение в наиболее перспективном и развитом регионе мира – АТР (Азиатско-тихоокеанский регион), а также богатство природными ресурсами. Кроме того, сильными сторонами региона являются выгодное транспортное положение на пути из АТР в Европу, наличие протяженной внешней границы как возможности для социально-экономического сотрудничества и развитой «базовой» портовой инфраструктуры, а также привлекательные туристические активы и близость к крупнейшим мировым туристическим рынкам.
К сожалению, на территории ЕАО есть и недостатки, сдерживающие реализацию экономического потенциала, главными из которых являются: низкий производственный потенциал, экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков.
К слабым сторонам относятся невысокий потенциал образовательного комплекса, сложных технологических производств, низкая степень переработки природных ресурсов. Серьезной проблемой является большой разрыв между условиями для ведения экономической деятельности и условиями жизни населения.
Основным сдерживающим фактором экономического роста области являются инфраструктурные ограничения, препятствующие реализации инвестиционных проектов. Узкими местами здесь в основном являются энергетика и транспорт. Именно данные отрасли стали приоритетами программы, а снятие инфраструктурных ограничений реализации инвестиционных проектов на региональном уровне - ее главной задачей.
Комплекс основных проблем области складывается из недостаточного развития смежных производств в машиностроении, низкой кооперации местных производителей и сильной степени изношенности основных фондов промышленных предприятий. Развитые транспортная сеть и необходимая инфраструктура (погранпереходы, таможенный комплекс) создают благоприятные условия для развития в области внешнеэкономической деятельности. Также перспективными для дальнейшего развития являются отрасли легкой промышленности (на Дальнем Востоке - недостаток предприятий подобного комплекса) и промышленности строительных материалов (экспорт в соседние регионы).
Критическим параметром является обеспечение проектов трудовыми ресурсами и необходимой социальной инфраструктурой.
Фактически не недостаток трудовых ресурсов является существенным ограничением, а низкий потенциал социальной сферы в области, особенно, обеспеченность жильем, которые значительно снижают привлекательность региона.
Инвестиционная привлекательность региона - интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции эффективности осуществления в них инвестиционной деятельности. [бланк и.а.]
Решить проблему могут инвестиции в социальную инфраструктуру, сопоставимые с инвестициями в производственный комплекс. Учитывая низкую обеспеченность жильем и других регионов, найденное решение может стать главным конкурентным преимуществом областного рынка труда. Необходимо разработать особые инвестиционные режимы, обеспечивающие частным инвесторам рентабельность реализуемых инвестиционных проектов в социальной сфере, за счет снижения налоговой нагрузки, повышения доступности заемных средств и схем возвратного и безвозвратного бюджетного софинансирования.
В социально-экономическом развитии области можно выделить три группы проблем:
Первая группа - ограниченность области в трудовых ресурсах.
Вторая группа - наличие соседа КНР – крупнейшего в мире потребителя сырья и производителя товаров. Постепенное встраивание экономики ЕАО в бизнес процессы предприятий КНР, в части касающейся поставки сырья.
Третья группа - недостаточное развитие смежных производств в машиностроении, низкая кооперация местных производителей, чрезмерная удаленность рынков сбыта продукции.
Следует также отметить ряд характерных для области проблем, затрудняющих развитие внешнеэкономической деятельности.
К основным из них относятся:
– недостаточная конкурентоспособность основной массы товаров, производящихся в области;
– недостаток у предприятий свободных финансовых средств, что не позволяет им освоить выпуск новых видов конкурентоспособной на мировых рынках продукции;
– отсутствие развитых систем сертификации товаров и услуг;
– специфика промышленного комплекса области.
На основе SWOT – анализа Федерального портала «Protown.ru», выделим ряд слабых сторон, а также угроз Еврейской автономной области.
Для удобства, рассмотрим слабые стороны и угрозы, существующие на территории Еврейской автономной области, на таблице 3.
Таблица 3
Слабые стороны и угрозы в развитии Еврейской автономной области
Слабые стороны |
Угрозы |
Слабое нормативно-правовое обеспечение стратегических направлений социально-экономического развития области; |
Низкая научная, научно-техническая, инвестиционная и инновационная активность предприятий и организаций, большое число убыточных предприятий, не диверсифицированная структура экономики, недостаточное развитие финансовой инфраструктуры, инфраструктуры рынка земли и иной недвижимости приводит к ухудшению социально-экономического положения и снижению жизненного уровня населения; |
Высокий уровень цен на тепловую и электрическую энергию, по сравнению с действующими в европейской части России, оказывающими влияние на конкурентоспособность производимой в области продукции: |
Мировой финансовый кризис; |
Существенное ухудшение материально-технической базы сельского хозяйства, сокращение посевных площадей и уменьшение урожайности культуо; |
Односторонний интерес иностранных инвесторов к получению доступа к невозобновимым ресурсам региона; |
Низкий уровень производства, переработки и сбыта сои, другой продукции растениеводства; недостаточные объемы собственного производства мяса и молока; отсутствие вертикально интегрированной структуры производства и переработки мяса и молока; |
Нарушение экологического равновесия вследствие развития горно-металлургического кластера; |
Недостаточно эффективная структурная перестройка экономики и слабое развитие научной, научно-технической, инновационной, инвестиционной и предпринимательской сфер деятельности, инфраструктуры финансов, рынка земли и иной недвижимости; |
Нарушение социального равновесия (межкультурного и межэтнического) вследствие привлечения трудовых мигрантов; |
Значительные транспортные издержки сдерживают развитие региональной экономики, мешают ее эффективной интеграции с экономиками соседних территорий; |
Прежний объем подготовки кадров не обеспечивает потребности экономики; |
Недостаточная отдача от межрегиональных связей и международного сотрудничества области для замещения ввоза в область или наращивания вывоза из области отдельных видов продукции и услуг; |
Отсутствие согласования и координации между системами образования и экономического развития могут усилить дефицитность трудовых ресурсов. |
Дефицит квалифицированных кадров; недостаточная ориентация системы образования по количеству и квалификации обучаемых на потребности развития экономики области; |
|
Недостаточное развитие малого предпринимательства; |
|
Ухудшение состояния объектов жилищного фонда и социальной сферы; затратный характер жилищно-коммунального хозяйства; |
|
Низкий уровень пенсионного обеспечения, пособий по инвалидности и детских пособий обусловливает положение этих уязвимых групп населения за чертой бедности. -недостаточная адресность системы социальной защиты населения. |
Для более точного анализа проблем регионального развития Еврейской автономной области воспользуемся сравнительной характеристикой макроэкономических показателей.
Внесем основные макроэкономические показатели в таблицу 4 и рассмотрим их изменения.
Таблица 4
Основные макроэкономические показатели ЕАО 2009-2011 гг.
Основные макроэкономические показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Динамика +/- 2009г. к 2011 г (2010 г.). |
Отклонения % 2009г. к 2011 г. (2010 г.). |
Миграция населения (чел.) |
-72 |
-615 |
-1664 |
-1592 |
2311,1 |
Среднедушевые денежные доходы населения (руб.в мес.) |
13101,0 |
15249,4 |
16374,8 |
3273,8 |
125 |
Среднедушевые денежные расходы населения (руб.в мес.) |
11236,0 |
12923,3 |
13731,5 |
2495,5 |
122,2 |
Внутренний региональный продукт (в тек.ценах) всего, млн.руб. |
25320,0 |
32537,5 |
33700,0 |
8380 |
133,09 |
Сальдированный финансовый результат (Прибыль минус убытки)(млн.руб.) |
60,3 |
108,4 |
- |
48,1 |
179,8 |
Индекс потребительских цен (декаб. к декабрю предыдущ. года) %. |
112,2 |
109,5 |
108,9 |
-3,3 |
- |
Профицит (+), дефицит (-) консолидированного бюджета млн.руб. |
+248,0 |
+290,0 |
-786,9 |
-1034,9 |
-317,3 |
Внешнеторговый оборот (млн.долл.США) в т.ч: |
29,7 |
46,7 |
72,2 |
42,5 |
243,09 |
Экспорт |
13,0 |
8,8 |
11,3 |
-1,7 |
87 |
Импорт |
16,6 |
37,9 |
60,9 |
44,3 |
366,9 |
Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс.чел). |
82,1 |
81,3 |
- |
-0,8 |
99,02 |
Численность безработных (тыс.чел.). |
7,6 |
8,5 |
8,2 |
0,6 |
107,9 |
Инвестиции в основной капитал (млн.руб.). |
8039,3 |
18810,7 |
26625,7 |
18586,4 |
331,2 |