Перспективные направления формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 04:49, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении иностранных инвестиций и их влияния на экономику Еврейской автономной области. Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:
Выяснить, какова роль иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона.
Описать методические подходы к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.
Дать характеристику финансового механизма привлечения иностранных инвестиций.
Проанализировать проблемы регионального развития (на примере ЕАО)

Содержание работы

1. Теоретические основы исследования проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику региона.
1.1. Роль иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона.
1.2. Методические подходы к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.
1.3.Содержание финансового механизма привлечения иностранных инвестиций.
2. Анализ основных форм и условий привлечения иностранных инвестиций в экономику региона (на примере ЕАО).
2.1.Анализ проблем регионального развития (на примере ЕАО).
2.2.Привлечение иностранных инвестиций в регион: анализ, тенденции и проблемы (на примере ЕАО).
2.3. Оценка финансового механизма привлечения иностранных инвестиций на территории ЕАО.
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ факторов инвестиционного климата ЕАО
3. Перспективные направления формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО.
3.1. Предложения и рекомендации совершенствования инвестиционного процесса в ЕАО.
3.2. Перспективы развития финансового механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО.

Файлы: 1 файл

Диплом Дима.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3.Оценка финансового механизма  привлечения иностранных инвестиций

 

Финансовый механизм— составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает, прежде всего, цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы.

Финансовый механизм используется для реализации финансово-инвестиционной политики, ее успешного осуществления.

Финансово-инвестиционную политику следует рассматривать как деятельность государства по привлечению и целенаправленному использованию инвестиций. Содержание финансово-инвестиционной политики многогранно и включает выработку научно обоснованных концепций привлечения инвестиций, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей.

Инвестиционная политика Еврейской автономной области направлена на обеспечение благоприятных условий для притока и размещения российских и иностранных инвестиций с целью экономического и социального развития области. Она осуществляется одновременно по нескольким направлениям, из которых можно выделить основные:

-  формирование законодательной  базы;

-  формирование инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности;

- работа по инвестиционным проектам и государственная поддержка инвесторов.

Широкое привлечение инвестиций в  экономику области невозможно без создания стабильных правовых условий деятельности инвесторов, работающих на территории ЕАО, законодательного закрепления гарантий равных прав и условий участникам инвестиционной  деятельности, обеспечения "прозрачных" правовых норм и практики их применения в отношении инвесторов.  Приняты  основополагающие нормативные акты,  позволяющие регламентировать инвестиционные процессы, как в сфере земельных отношений, финансовых, так и в вопросах государственной поддержки инвесторов в различных формах (льготные условия налогообложения предприятий, реализующих инвестиционные проекты, организационно-правовая поддержка, предоставление льготных кредитов и так далее).

В целях стимулирования прямых инвестиций, как отечественных, так и иностранных действует закон области от 22.12.2010 № 880-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Еврейской автономной области». В соответствии с законом области субъектам инвестиционной деятельности предоставляются следующие виды государственной поддержки:

1) предоставление государственных  гарантий области;

2) предоставление льгот по региональным  налогам (ставка налога на имущество  снижена до 1,5 %, ставка налога на транспорт снижена на 50 процентов в отношении грузового автотранспорта);

3) снижение ставки  налога на  прибыль организаций до 13,5 % в  части, зачисляемой в областной  бюджет;

4) предоставление за счет средств  областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, лизинговым платежам, полученным на реализацию инвестиционного проекта.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться в следующих формах:

  • предоставление государственных гарантий областного бюджета по инвестиционным проектам;
  • предоставление льгот по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет;
  • предоставление за счет средств областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на реализацию инвестиционного проекта;
  • предоставление инвестиционного налогового кредита;
  • предоставление целевых средств областного бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
  • освобождение субъектов инвестиционной деятельности от арендной платы при аренде земельных участков и использовании имущества, находящихся в государственной собственности области.

В 2011 году депутаты области приняли изменения в закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории ЕАО". Автор законопроекта – губернатор ЕАО – предложил внести изменения в соответствующую статью закона и предоставить субъектам инвестиционной деятельности, имеющим отсрочку или рассрочку по задолженности по налогам и сборам, возможность пользоваться налоговыми льготами за счет средств областного бюджета. Предлагается предоставлять налоговые льготы на расчетный период окупаемости инвестиционного проекта, но не более 5 лет.

Основанием для предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в формах, предусмотренных настоящим законом, является одобрение намеченного к реализации инвестиционного проекта Инвестиционным советом области.

На 2012 год предусмотрено к реализации 41 областная целевая программа с общим объемом финансирования 809,9 млн. рублей. Перечень областных программ дополнился долгосрочными программами, направленными на создание благоприятного инвестиционного климата на территории области, организацию летнего отдыха, оздоровления и отдыха детей, решение экологических проблем в области, развитие семейных животноводческих ферм и другие.

В целях создания благоприятных условий для инвесторов в 2011 году на территории области реализовывался утвержденный губернатором области комплекс мер, направленный на улучшение инвестиционного климата в области, на 2012 год разработан план мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности области.

Постановлением правительства области от 09.02.2010 № 35-пп «О предоставлении государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Еврейской автономной области» утверждены порядок проведения конкурса инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки правительством ЕАО, критерии отбора проектов и механизм предоставления государственной поддержки, а также порядки субсидирования за счет областного бюджета процентной ставки по банковским кредитам и лизинговых платежей по инвестиционным проектам.

Из федерального и областного бюджетов предоставляются субсидии сельхозпроизводителям области на возмещение части затрат по инвестиционным кредитам, полученным на срок от 2 до 10 лет.

В рамках областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области" на 2010 – 2012 годы оказывается содействие развитию малых и средних предприятий, в том числе действующих малых инновационных компаний, за счет оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства области.

В целях поддержки предприятий с иностранными инвестициями, привлечения иностранных инвестиций на территорию Еврейской автономной области создана межведомственная рабочая группа по содействию деятельности предприятиям с иностранными инвестициями, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, имеющие особое значение для экономического и социального развития области.

К основным задачам рабочей группы относится рассмотрение обращений руководства предприятий с иностранными инвестициями, оказание содействия в решении проблемных вопросов, связанных с разработкой документации, отводом земель, обеспечением коммуникациями, строительством и вводом в эксплуатацию объектов инвестиционных проектов, во взаимодействии с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Еврейской автономной области, органами местного самоуправления, государственными и частными организациями, обеспечивающими инфраструктурное обустройство территории Еврейской автономной области.

В целях создания оптимальных условий для инвесторов и активизации процесса привлечения инвестиций на территорию области создан Совет по проблемам, возникающим у инвесторов при ведении инвестиционной деятельности в Еврейской автономной области.

В целях привлечения иностранных резидентов для осуществления хозяйственной деятельности в рамках данной зоны высоких технологий разработан ряд льготных условий:

- бесплатное предоставление в течение 3-х лет офисов для размещения представительств зарубежных регионов и иностранных предприятий;

- оказание консультативной и юридической помощи по вопросам законодательной базы Китайской Народной Республики в части реализации инвестиционной, торговой и научно-технической политики Китая;

- оказание содействия предприятиям и компаниям, вошедшим в зону, в организации проведения презентаций, переговоров, конференций, а также в установлении контактов с органами власти, предприятиями и профессиональными ассоциациями Китая;

- оказание содействия предприятиям и компаниям, вошедшим в зону, в подборе компаний-партнеров, осуществляющих деятельность в сфере высоких технологий, а также в реализации проектов и проведении маркетинговых исследований по освоению научно-технического рынка г. Харбина.

Постановлением правительства области от 28.06.2011 № 285-пп утверждена долгосрочная областная целевая программа «Создание благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области» на 2012 – 2015 годы», направленная на формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций на территорию области.

В рамках настоящей программы будет осуществляться отбор инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности в виде предоставления субсидий из областного бюджета по банковским кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов. Планируется разработка бизнес-планов по инвестиционным проектам в целях поиска потенциальных инвесторов, информирование зарубежных инвесторов о предлагаемых инвестиционных проектах, условиях деятельности на территории области и предоставление другой необходимой информации посредством ее размещения на Официальном интернет-портале органов государственной власти области.

В целях расширения и углубления международного сотрудничества в области реализуются мероприятия Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 годы).

Одним из инструментов для привлечения иностранных инвестиций может выступать эффективная работоспособность свободной экономической зоны.

Цели принятия СЭЗ:

- вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных ресурсов, ускорение решения задач социально-экономического развития;

- расширение производства и конкурентоспособности продукции;

- привлечение иностранного капитала, а также технологий и управленческого опыта;

- развитие научно-технического сотрудничества  с зарубежными странами, в том числе в  торгово-экономическом плане и увеличение экспорта в целом.

К концу 1980 –х годов была создана целая Союзная программа по созданию СЭЗ.

Свободная экономическая зона (особая экономическая зона) - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

На территории ЕАО согласно Постановлению Верховного Совета РСФСР от 13 сентября 1990 года "О создании зон свободного предпринимательства" принято предложение Совета народных депутатов Еврейской автономной области предоставить Еврейской автономной области статус свободной экономической зоны (СЭЗ "ЕВА") с льготным налоговым и таможенным режимом, упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций и создания советских, иностранных и совместных предприятий.

Для создаваемых в СЭЗ предприятий с иностранными инвестициями, доля иностранного участника в уставном фонде которых составляет более 30%, устанавливаются следующие налоги и налоговые льготы:

  1. налог на прибыль, перечисляемый в бюджет Еврейской автономной области, - не более 15%;
  2. налог на вывозимую за рубеж часть прибыли - не более 10%, если иное не предусмотрено международными соглашениями;
  3. полное освобождение от выплаты налогов на прибыль и на вывозимую за рубеж часть прибыли на срок 5 лет с момента получения ими балансовой прибыли;
  4. освобождение от налогообложения части прибыли, реинвестируемой на территории СЭЗ в развитие социальной сферы и формирование инфраструктурных объектов зоны в порядке, устанавливаемом Советом народных депутатов Еврейской автономной области.

Для расположенных в СЭЗ предприятий без иностранных инвестиций и предприятий с иностранными инвестициями, доля иностранного участника в уставном фонде которых составляет менее 30%, не облагается налогом часть прибыли, реинвестированная в развитие социальной инфраструктуры СЭЗ.

К сожалению, создание СЭЗ «ЕВА» на территории Еврейской автономной области стало примером, не эффективного использования СЭЗ на Дальнем востоке.

Можно выделить ряд причин, по которым СЭЗ «ЕВА» оказалась неэффективной:

Информация о работе Перспективные направления формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО