Перспективные направления формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 04:49, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении иностранных инвестиций и их влияния на экономику Еврейской автономной области. Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:
Выяснить, какова роль иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона.
Описать методические подходы к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.
Дать характеристику финансового механизма привлечения иностранных инвестиций.
Проанализировать проблемы регионального развития (на примере ЕАО)

Содержание работы

1. Теоретические основы исследования проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику региона.
1.1. Роль иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона.
1.2. Методические подходы к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.
1.3.Содержание финансового механизма привлечения иностранных инвестиций.
2. Анализ основных форм и условий привлечения иностранных инвестиций в экономику региона (на примере ЕАО).
2.1.Анализ проблем регионального развития (на примере ЕАО).
2.2.Привлечение иностранных инвестиций в регион: анализ, тенденции и проблемы (на примере ЕАО).
2.3. Оценка финансового механизма привлечения иностранных инвестиций на территории ЕАО.
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ факторов инвестиционного климата ЕАО
3. Перспективные направления формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО.
3.1. Предложения и рекомендации совершенствования инвестиционного процесса в ЕАО.
3.2. Перспективы развития финансового механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО.

Файлы: 1 файл

Диплом Дима.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, наряду с увеличением объема иностранных вложений в последние два десятилетия отмечается рост численности стран – экспортеров капитала в США, а также изменение соотношения их сил на американском рынке. [ПИЧКОВ О.Б.]

Как показывает международная практика, любое сложное экономическое явление, в том числе и вложения иностранных капиталов, могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Рассмотрим влияние иностранных инвестиций в таблице 2.

Таблица 2

Влияние иностранных инвестиций на экономику стран

Влияние иностранных инвестиций на экономику стран

Положительное

Отрицательное

увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны

репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;

поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т. д.;

увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

использование местных сбережения для реализации прибыльных проектов;

подавление местных производителей и ограничение конкуренции;

привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;

усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

более полное использование местных природных ресурсов

игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

повышение уровня занятости,

квалификации, производительности местной рабочей силы;

возможная деформация структуры национальной экономики;

расширение ассортимента выпускаемой продукции;

упадок традиционных отраслей национальной экономики;

развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;

усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);

увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;

ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР, вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;

расширение экспорта и поступления иностранной валюты

ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т. д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и другие.

использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;

 

развитие инфраструктуры и сферы услуг;

 

повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;

 

усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

 

оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

 

 

Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а лишь потенциально существуют.

 

1.2. Методические подходы к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.

 

Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория «инвестиционный климат». [ФЕТИСОВ Г.Г http://www.elitarium.ru/2011/05/30/ocenka_investicionnogo_klimata.html]

Под инвестиционным климатом следует понимать степень соответствия политических, социальных, экономических, природных факторов потенциальным намерениям в данном случае иностранного инвестора вложить в свой капитал в различные проекты на территории данной страны, региона, муниципального образования. Инвестиционный климат может быть различным относительно разных видов инвестиций. Наоборот, ограничения на размер активов некоторых российских предприятий, которые могут находиться в руках иностранцев, будет сдерживающим фактором для прямых и портфельных инвестиций.

Достаточно трудно дать количественную оценку уровня инвестиционного климата. Принято оценивать его в общем как благоприятный, либо неблагоприятный, либо в некоторых случаях как нейтральный. Вместе с тем факторы, его образующие, имеют далеко не равнозначное значение.

Первой по важности группой факторов, побуждающих инвестора тронуться в путь или остаться на месте, является группа факторов политических. Для инвестора важна, прежде всего, политическая стабильность, где будут осуществляться инвестиции. Для него важнее всего внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать и управлять социально-политической обстановкой в стране. В этом смысле принятое в свое время решение об изменении порядка избрания глав регионов России, способствующее централизации власти и ограничивающее своеволие региональных элит, может только благоприятно повлиять на намерения иностранных инвесторов вкладывать свои капиталы в России. В то же время, вопреки постоянным критическим выпадам со стороны Запада, Россия обладает достаточным уровнем демократии, позволяющей в условиях свободы осуществлять непринужденно все необходимые контакты с нерезидентами любым экономическим субъектам. Для иностранных инвесторов – физических лиц на территории России, независимо от их национальности, цвета кожи, вероисповедания, нет никаких дискриминационных ограничений. Они свободно могут осуществлять свою деятельность так же, как и граждане Российской Федерации.

В то же время имеется ряд политических факторов, которые сдерживают развитие инвестиционных процессов, как во внутренней, так и во внешнеэкономической сфере. К их числу следует также отнести следующие:

- сложность и недостаточную эффективность структур государственного аппарата на всех уровнях управления;

- допускаемый иногда произвол  региональных властей;

- чрезмерно усложненные процедуры  и длительные сроки согласования  инвестиционных решений;

- недостаточный уровень гласности  и открытости осуществления этих  процедур;

- высокую степень коррумпированности государственного аппарата.

Иностранный бизнес, как и российский, приспосабливается к этим условиям. Но, естественно, необходимость такого приспособления замедляет сам процесс инвестирования и снижает эффективность инвестиционных решений.

Большое влияние на развитие инвестиционной деятельности с участием нерезидентов имеет система правовых норм и практика правоприменения, существующая в России. Безусловно, положительным является то, что российское законодательство, которое складывалось постепенно, сейчас содержит обширный перечень норм, регламентирующих иностранные инвестиции. Но в, то, же время признается пока еще неполнота этого перечня и противоречивость отдельных норм, входящих в его состав. Всеобщим становится убеждение, что права собственности инвестора недостаточно защищены от различных посягательств на них. Вызывает нарекания и правоприменительная практика, допускающая в ряде случаев необъективное рассмотрение хозяйственных споров. Общепризнанным является мнение, что уровень правоприменительной практики в этой сфере нельзя признать безупречным и необходимы меры по укреплению независимости судебной системы России.

Следующей по важности для иностранного инвестора является группа экономических факторов, определяющих уже не допустимость, а эффективность инвестиционных вложений. К их числу относятся следующие:

- размер и характер внутреннего и внешнего рынков;

- характер налоговой системы;

- наличие и степень развития инфраструктуры;

- возможные пределы участия иностранных инвесторов в активах и в управлении смешанными предприятиями, которые должны быть созданы в результате инвестиций;

- уровень цен и оплаты труда;

- наличие государственных гарантий для инвесторов;

- способы таможенного и валютного регулирования ВЭО;

- динамика курса национальной валюты и степень его соответствия паритету покупательной способности в сопоставлении с валютой, в которой осуществляются инвестиционные вложения;

- наличие или отсутствие мер государственного протекционизма в конкретных сферах вложения иностранных инвестиций;

- роль профсоюзов и степень их влияния на действия менеджмента предприятий в сфере организации и оплаты труда;

- уровень корпоративной культуры и степень соответствия информации о ходе и результатах производства на предприятиях страны-реципиента международным стандартам;

- возможности репатриации доходов и прибыли, полученных в результате иностранных инвестиций.

Очевидно, что каждый из перечисленных экономических факторов может оказать определяющее воздействие на уровень эффективности вложений иностранного капитала в стране. Все они поддаются достаточно точной количественной оценке и всегда должны находиться в поле зрения структур, причастных к осуществлению этих инвестиций.

Еще одной важной составляющей инвестиционного климата является группа социальных факторов:

- жизненный уровень населения страны, где осуществляются иностранные инвестиции;

- особенности быта этого населения;

- уровень современной культуры населения и его образовательный уровень;

- структура доходов и расходов населения;

- степень законопослушности и дисциплинированности населения;

- менталитет населения;

- уровень менеджмента в сфере производства и общественной жизни;

- степень соответствия квалификации кадров, которые будут использоваться при осуществлении инвестиционных программ, современным требованиям;

- характер и устойчивость обычаев делового оборота.

Очевидно, что от совокупности этих факторов во многом зависят сроки и результаты осуществления любых инвестиционных программ. Более того, сама возможность их осуществления определяется тем, насколько будет принята в расчет эта совокупность социальных факторов. Их вектор не может быть быстро изменен, и иностранный инвестор должен принимать их как внешние и долговременно действующие условия осуществления этих программ. Такая ситуация очень хорошо отражается известной русской пословицей: «Не лезь со своим уставом в чужой монастырь».

Природные факторы инвестиционного климата, как то: средняя температура и сезонность, риск природных катастроф, обеспеченность водными ресурсами, рельеф местности и т.д., наряду со всеми другими, оказывают существенное влияние на принимаемые нерезидентами инвестиционные решения, в особенности и главным образом при прямых инвестициях. Они во многом определяют размер затрат в создаваемые на территории страны-реципиента основные фонды, географическое расположение объектов инвестиций, уровень развития требуемой инфраструктуры, обеспечение комфортных условий труда и т.д.

Анализ инвестиционного климата осуществляется, прежде всего, на качественном уровне. Но в теории, да и на практике, есть немало попыток дать количественные оценки его составляющим и сформировать общую интегральную его характеристику, которая могла бы быть ориентиром для инвесторов в принятии ими решений о вложениях капиталов в той или иной стране. [http://www.e-college.ru/xbooks/xbook178/book/index/index.html?go=part-003*page.htm ХАЧАТУРЯН А.А.]

Инвестиционный климат региона — обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему. [ФЕТИСОВ Г.Г http://www.elitarium.ru/2011/05/30/ocenka_investicionnogo_klimata.html]

Анализ инвестиционного климата для реципиента инвестиций является важным элементом выработки государственной и региональной политики привлечения и использования капитала, поскольку, он, во-первых, дает системное представление о факторах, воздействующих на инвестора, во-вторых, предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране или в отдельном регионе, в-третьих, позволяет осознать мотивацию поведения партнера.[АЛИЕВ А.И http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=3288]

Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата:

  1. Базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких, как: динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.

Иными словами это универсальная методика оценки инвестиционного климата, охватывающая максимальное количество экономических характеристик, показателей торговли, характеристик политического климата, законодательной среды для инвестиций позволяет глубоко и всесторонне оценить ситуацию в стране на настоящий момент и судить о возможностях ее развития.

  1. Многофакторный - основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. К таковым относятся: характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго - и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры); общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы); зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала); политические факторы (степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений); социальные и социокультурные факторы (уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов); организационно-правовые (отношение власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей); финансовые факторы (доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества).

Информация о работе Перспективные направления формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО