Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:15, курсовая работа
Цель данной работы – разработка подходов по совершенствованию процесса управления кредитным риском.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы кредитного риска и определить факторы, влияющие на кредитный риск.
2. Выполнить анализ структуры кредитного портфеля и методов оценки кредитоспособности заемщиков на примере объекта исследования.
3. Выявить методы и подходы по совершенствованию процессов управления, позволяющие минимизировать (снизить) кредитный риск.
5. Обеспечением кредита может быть ликвидный товар, имущество, валютные денежные средства. Принимается в качестве гарантии и поручительство какого-либо крупного банка. Должна быть разработана форма договора поручительства для предприятий, не являющихся клиентами банка, а также для тех, кто обращается за кредитом впервые и не располагает собственным имуществом для его обеспечения.
6. Банками широко практикуется знакомство с предприятиями: осмотр на месте товаров, офисов, складских помещений, торговых залов; проверка наличия товаров и имущества, которые предоставлены в залог (кредитование под залог товаров в обороте желательно проводить на короткий срок с постоянным мониторингом данного залога; не рекомендуется брать в качестве залога жилые квартиры из-за сложности реализации залоговых прав).
7. Целевое использование кредита легче проследить, если одним из условий его предоставления является открытие заемщиком счета в банке (опыт Европейского торгового банка), перевод расчетов заемщика в банк из другого банка или соглашение на безакцептное списание средств со счетов в других банках.
8. Банк воздерживается от
9. Банк страхует выдаваемую ссуду. При этом предпочтителен трехсторонний договор между банком, заемщиком и страховщиком (либо четырехсторонний, если в сделке участвует и лицо, чьи деньги банк только переводит заемщику). Банк также предусматривает страхование залога (за счет заемщика), существует практика страхования жизни заемщика – физического лица.
Относительно ОАО «Альфа-Банк» можно выделить следующие недостатки в деятельности:
1. Кредитный
договор в банке не
2. Осуществляя
кредитование предприятий
3. Учитывая, что в банке кредит ведет один специалист от начала и до конца, я рекомендую разделить деятельность, чтобы избежать операционного риска и исключить возможную недобросовестность кредитного работника.
Также недостатком системы управления кредитными рисками в ОАО «Альфа-Банк» является отсутствие системы хеджирования кредитных рисков [59].
Система страхования кредитных рисков даст возможность увеличить кредитный портфель банка за счет ссуд клиентам, имеющим незначительные финансовые затруднения, отсутствие ликвидного обеспечения и т.д. Банк такой группе клиентов отказывает в предоставлении кредитов.
Система страхования станет возможной после заключения Генерального соглашения со страховой компанией или банком, например, с деловым партнером Уральским банком реконструкции и развития.
Существует проблема, что зачастую банк при принятии решения о кредитовании не имеет достоверной информации о потенциальном заемщике, а конкретно его кредитной истории. Сведения, предоставляемые самим заемщиком, не всегда отражают реальность, а служба безопасности банка не всегда может получить точную информацию. При этом существует риск выдачи ссуды на основе ложных или неполных данных о заемщике, а как следствие – вероятность потери денег.
Для решения этой проблемы должна быть разработана единая система справочной информации о заемщиках. Суть ее состоит в том, что по договоренности банков создается база данных организаций, которые когда-либо кредитовались в банках. Эти банки должны будут предоставлять информацию о своих заемщиках, касающуюся их добросовестного или недобросовестного исполнения обязательств перед банками, и смогут пользоваться ею при рассмотрении заявки на кредит. В мировой практике уже есть подобные источники информации.
Наиболее известный источник данных о кредитоспособности – фирма «Дан энд Брэдстрит», которая собирает информацию примерно о 3 млн. фирм США и Канады и предоставляет ее по подписке. Краткие сведения и оценки кредитоспособности каждой фирмы публикуются в общенациональных и региональных справочниках. Более детальная информация об отдельных фирмах сообщается в виде финансовых отчетов, наиболее распространенный из них – «Информация о деловом предприятии».
Кроме «Дан энд Брэдстрит», имеются еще несколько кредитных бюро, именуемы специальными коммерческими агентствами. Они ограничиваются охватом одной отрасли или вида деятельности.
Банк данных о заемщиках в России может быть организован и централизован только с участием ЦБ или местных ГУ ЦБ. Рассматривать создание такой организации на уровне Ассоциации Российских Банков (или на местном уровне – на основе Уральского банковского союза) не возможно. У Ассоциации Российских Банков была попытка создания такой системы, но она не несет исчерпывающих данных. Этому мешает то, что банк до последнего надеется, что заемщик, из-за которого возник просроченный кредит пойдет в другой банк и возьмет ссуду там, чтобы вернуть ему кредит. В связи с этим необходима централизованная система сбора информации. Это значительно облегчит жизнь банкам [33, c. 34].
К сожалению, тут встает еще одна проблема. Информация, которую будет получать банк из данного источника, носит ограниченный характер. То есть она будет касаться исключительно кредитной истории заемщика, так как разглашение сведений о финансовом состоянии не возможно в виду того, что это является коммерческой тайной. Но уже и этих сведений банку будет достаточно, чтобы сделать соответствующие выводы, учитывая также, что при рассмотрении кредитной заявки банк требует предоставления финансовой отчетности.
Естественно, что при создании этой информационной системы сама идея зарабатывания денег не является основной. Главная цель – это защита интересов банков. Но для нормального функционирования данной системы планируется взимать плату за услуги. Это может быть осуществлено в виде фиксированных взносов за членство в данной организации, что является, по мнению автора лучшим вариантом, либо оплата за каждый предоставленный материал по конкретной организации.
В дальнейшем, возможно расширение деятельности данной системы, путем привлечения предприятий. Которые будут предоставлять информацию о себе, за что будут иметь возможность пользоваться данной базой, например для принятия решения о начале партнерских отношений. Так как эта система изначально создавалась для банков, то, чтобы привлечь предприятия, с них оплата взиматься не будет. Также не последнюю роль здесь сыграет и то, что при рассмотрении кредитной заявки предприятия, включенного в данную информационную систему, банк будет более лоялен. А крупные предприятия будут публиковать данную информацию для поддержания своего имиджа (надежность, устойчивость деятельности, финансовые результаты).
Банк по своему назначению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представлять основу стабильности экономической системы. В современных условиях неустойчивой правовой и экономической среды банки должны не только сохранять, но и приумножать средства своих клиентов практически самостоятельно, ввиду отсутствия государственной поддержки и опоры. В этих условиях профессиональное управление банковскими рисками, оперативная идентификация и учет факторов риска в повседневной деятельности приобретают первостепенное значение.
Кредитные операции – основа банковского бизнеса, поскольку являются главной статьей доходов банков, особенно, российских. Но эти операции связаны с риском невозврата ссуды (кредитным риском), которому в той или иной мере подвержены банки в процессе кредитования клиентов. Именно поэтому кредитный риск как один из видов банковских рисков является главным объектом внимания банков. Кредитная политика банка должна обязательно учитывать возможность кредитных рисков, предварять их появление и грамотно управлять ими, то есть сводить к минимуму возможные негативные последствия кредитных операций. В то же время, чем ниже уровень риска, тем, естественно, меньше может оказаться прибыль банка, так как большую прибыль банк обычно получает по операциям с высокой степенью риска. Таким образом, основной целью банка является нахождение «золотой середины», т.е. оптимального соотношения между степенью риска и доходностью по кредитным операциям при помощи грамотного управления кредитным риском, что реализуется посредством общения и анализа основных способов управления кредитным риском, разработку практических мероприятий по снижению риска неплатежа по ссудам.
Основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка. Самыми основными из них являются: диверсификация портфеля ссуд, анализ кредитоспособности и финансового состояния заемщика, квалификация персонала.
После того, как были выявлены проблемные активы, банку следует создать адекватные резервы против возможных убытков. Обычно политика банков такова, что они создают общие резервы по всему кредитному портфелю и специальные резервы по конкретным кредитам. Правила создания резервов, и списания кредитов могут быть и обязательными, и рекомендательными – это зависит от банковской системы.
Внебалансовые кредитные инструменты – это твердые или потенциальные обязательства, за которые банк получает комиссию. Поскольку эти обязательства являются внебалансовыми, они увеличивают размер дохода на активы и на собственный капитал. До тех пор, пока по ним не нужно производить платежей, они не требуют резервирования каких-либо средств.
В работе была дана теоретическая основа управления кредитным риском, был проведен анализ управления кредитным риском в ОАО «Альфа-Банк».
Отсюда можно сделать
В настоящее время ведется активная работа по привлечению новых клиентов, выдача кредитов которым будет осуществляться в комплексе с расчетно-кассовым и другими видами обслуживания. При этом банк имеет возможность минимизировать риски, привлекая организации с «железным» обеспечением за счет предложения более льготных условий кредитования по сравнению с другими банками. Что касается доходности кредитования, как одной из основных операций банка, по сравнению с другими операциями банка очень велика (на 01.01.13 – более 90% всех доходов банка).
Наиболее перспективным направлением в сфере управления кредитным риском можно выявить создание единой системы справочной информации о заемщиках. Суть ее состоит в том, что по договоренности банков создается база данных организаций, которые когда-либо кредитовались в банках. При создании такой информационной системы сама идея зарабатывания денег не является основной. Главная цель – это защита интересов банков.
Также перспективным направлением является использование системы хеджирования кредитного риска.
список использованных источников
Информация о работе Перспективы и возникающие проблемы в сфере управления кредитным риском