Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:59, курсовая работа
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы планирования средств на оплату труда……………6
1.1.Основные понятия, цели и задачи планирования средств на оплату труда……………………………………………………………………………….6
1.2. Нормативные акты, учитывающиеся при планировании средств на оплату труда………………………………………………………………………9
1.3. Планирование фонда оплаты труда и средств фонда потребления..…….13
1.4.Методы планирования средств на оплаты труда………………………….19
2. Предплановый анализ оплат труда предприятия ООО «Юнион»…………24
2.1. Характеристика предприятия………………………………………………24
2.2. Технико-экономические показатели предприятия за 2010-2011гг………24
2.3. Анализ фонда платы труда…………………………………………………26
3.Основные направления совершенствования оплаты труда персонала магазина напольных покрытий ООО «Юнион»……………………………….33
3.1. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда предприятия……………………………………………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39
Если же структурные подразделения не переведены на коммерческий расчет, то распределение части фонда потребления, направляемого на оплату труда, может производиться пропорционально численности работников или плановому фонду оплаты труда структурных подразделений./7/
1.4.Методы планирования средств на оплаты труда.
В настоящее время расчет средств на оплату труда на очередной плановый период (год) чаще всего осуществляется укрупненным методом путем умножения плановой численности работников на среднюю заработную плату по предприятию. При этом средняя заработная плата берется либо на уровне прошлогодней заработной платы по предприятию с корректировкой на качество индивидуальные результаты деятельности работников данного предприятия, а так же с учетом ожидаемых инфляционных процессов.
Выделяют 4 основных метода планирования ФОТ:
При укрупненном методе
Планирование ФОТ методом экстраполяции производится в 4 этапа.
По каждому элементу затрат на оплату труда исследуются следующие данные:
По результатам проведенного анализа планируется ФОТ по видам затрат на следующий год. При этом необходимо учитывать как внешние рыночные факторы (например, рост ставок заработной платы, изменения в законодательстве и т.п.), так и внутрифирменные факторы (изменение численности и структуры персонала, определенная высшим руководством предельная доля ФОТ в плановом объеме продаж).
Проект плана ФОТ направляется на согласование экспертам, отвечающим за планирование на предприятии. При необходимости, в проект ФОТ вносятся изменения.
Рассмотрение и утверждение проекта ФОТ руководством предприятия. На данном этапе возможны корректировки, учитывающие политику руководства в области оплаты труда.
Доведение утвержденного ФОТ до ответственных за расходование средств в структурных подразделениях.
При поэлементном методе планирования ФОТ ключевую роль играет ФОТ за отработанное время, которое рассчитывается отдельно для рабочих (сдельщиков и повременщиков), руководителей, специалистов и служащих, непромышленного персонала.
ФОТ за отработанное время рабочих-сдельщиков (ФОЗПсд) рассчитывается по формуле:
ФОЗПсд = Тст х Ф х Чсд х Кнв (1)
где Тст – тарифная ставка, рассчитанная по среднему разряду плановой производственной программы; Ф – эффективный годовой фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего; Чсд - плановая численность рабочих-сдельщиков; Кнв - коэффициент выполнения норм выработки в плановом периоде.
Плановый ФОТ рабочих-повременщиков определяется по формуле:
ФОЗПпв = Тст х Ф х Чпв, (2)
где Тст – среднечасовая тарифная ставка по всем рабочим-повременщикам; Ф – годовой эффективный фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего, час; Чпв - плановая численность рабочих-повременщиков.
ФОТ руководителей, специалистов и служащих определяется по каждой категории персонала умножением должностных окладов по штатному расписанию на количество работников данной категории плюс доплаты и премии, установленные в коллективном договоре, положении об оплате труда, трудовых договорах.
К плановому ФОТ за отработанное время относятся также компенсационные доплаты и надбавки, предусмотренные трудовым законодательством РФ.
Плановый ФОТ за неотработанное время включает в себя следующие элементы:
Общий фонд оплаты труда по категориям персонала образуется путем суммирования ФОТ за отработанное и неотработанное время.
При использовании нормативного метода формирования ФОТ можно ориентироваться на уровневые и приростные нормативы. По уровневому нормативу ФОТ рассчитывается путем умножения установленного норматива на показатель, характеризующий результаты деятельности организации (например, объем реализованной продукции, прибыль, чистая выручка и т.п.).
Уровневый норматив (Ну) формирования ФОТ рассчитывается по формуле:
Ну = (ФОТотч/Qотч) х ((100+ПТ х Кзп/пт)/(100 + ПТ)) (3)
где ФОТотч – ФОТ работников в отчетном периоде; Qотч - объем продукции в отчетном периоде в принятых единицах измерения; ПТ – плановый процент прироста производительности труда; Кзп/пт – соотношение темпов роста средней заработной платы и производительности труда.
При формировании ФОТ по приростному нормативу исходная величина ФОТ, рассчитанная из планового объема продукции, численности персонала, производительности труда, инфляции, корректируется в зависимости от изменения или выполнения плана оценочных показателей (объем продукции, производительность труда и т.п.).
ФОТотч = ФОТисх х ((Q х N + 100)/100) (4)
где ФОТисх – исходный ФОТ;
ФОТотч – ФОТ по итогам
отчетного месяца; N – норматив
прироста ФОТ за каждый
Следует отметить, что в рыночной экономике первичны условия оплаты труда, т.е. система ставок, окладов, норм трудовых затрат, пенсионных выплат, различных льгот - именно они в совокупности определяют издержки работодателя на оплату труда. /2/
Таким образом, фонд заработной платы, фонд поощрения или какой-либо иной фонд как элементы организации заработной платы становятся ненужными. Это объясняется тем, что при разработке системы ставок, окладов, норм трудовых затрат и др. выплат и льгот предприятие в условиях рынка, чтобы быть конкурентоспособным, должно учитывать требования, определенные Международной организацией труда при установлении заработной платы, а также свою организационную структуру, соответствующую выбранной на очередной период стратегии развития предприятия и обеспечивающую его конкурентоспособность.
Такой общей стратегии, естественно, должна соответствовать и стратегия в области человеческих ресурсов (управления персоналом), которая определит, в конечном итоге, издержки предприятия на рабочую силу, в том числе, и конечном итоге, издержки предприятия на рабочую силу, в том числе и величину средств, требуемых на оплату труда работников.
Таким образом, исходя из этого подхода, можно сделать вывод, что планирование средств на оплату труда персонала по сути дела является, чисто функциональной областью управления предприятием, выливающуюся в более или менее сложную расчетную процедуру, слабо связанную с целями и задачами предприятия и не обеспечивающую сокращение общих издержек, в т.ч. и на рабочую силу. Продуманная, последовательная и активная политика предприятия на рынке труда, как правило, отсутствует.
Поэтому речь должна идти о планировании человеческих ресурсов предприятия в целом (когда, где, сколько и какой квалификации работники потребуются предприятию для достижения его целей), и лишь на этой основе будет определяться, во что обойдутся предприятию его сотрудники.
2. Предплановый
анализ оплаты труда на
2.1 Характеристика предприятия
Предприятие ООО «Юнион» занимается продажей и укладкой резиновых ковриков, напольных покрытий для жилых помещений. Предприятие ООО «Юнион» было основано в 2003 году.
Связи с тем, что в Хабаровске было построено почти полтора миллиона квадратных метров жилья и естественно продолжается реализация проектов комплексной застройки микрорайонов, магазины напольных покрытий пользуются большой популярностью среди населения
В городе достаточно организаций, которые занимаются реализацией этой продукции, но их бизнес рассчитан на розничную торговлю. Компания ООО «Юнион» представляет одну из крупнейших специализированных сетей по продажи напольных покрытий на рынке Дальневосточного региона.
Предприятие имеет широкий выбор напольных покрытий, прямые поставки от европейских и азиатских производителей их товар имеет высокое качество, конкурентоспособные цены. В течение многих лет ООО «Юнион» сотрудничает с лучшими производителями напольных покрытий, прекрасно зарекомендовавших себя на мировом рынке. Прямые поставки товаров от производителей и отсутствие посредников позволяют им получать лучшие цены для покупателей, постоянно обновлять ассортимент, первыми выводить новинки на рынок.
Таким образом, предприятие ООО «Юнион» имеет весомую долю продаж на рынке города Хабаровска, а так же пользуется спросом и в других городах Дальнего Востока.
2.2. Технико-экономические показатели предприятия за 2010-2011 г.г.
Для того, чтобы оценить деятельность предприятия необходимо оценить технико – экономические показатели по данным отчетности предприятия и анализировать их. Это позволит сделать предварительный вывод о результатах работы предприятия. В таблице 1 приведены основные технико - экономические показатели деятельности предприятия ООО «Юнион» за 2010-2011 гг.
Основные технико
- экономические показатели деятельности
ООО «Юнион» за 2010-2011 гг.
Таблица 1
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Абсолютные изменения |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
52380
|
56373 |
3993 |
107,62 |
7,62 |
Численность работников всего, чел. |
58 |
65 |
7 |
112,06 |
12,06 |
ФОТ,тыс. руб.
|
12635,3 |
13760,4 |
1127,1 |
108,93 |
8,93 |
Ср.год стоимость основных средств, млн. руб. |
8,58 |
10,45 |
1,87 |
121,8 |
21,8 |
Фондоотдача, руб. |
6,10 |
5,39 |
-0,71 |
88,36 |
-11,63 |
Фондоемкость, руб. |
0,16 |
0,18 |
0,02 |
112,5 |
12,5 |
Производительность труда, тыс. руб. |
30,41 |
33,92 |
3,51 |
111,53 |
11,53 |
прибыль, тыс. руб. |
12572 |
14094 |
1552 |
106,8 |
6,8 |
Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод о том, что в период с 2010 по 2011г. происходит рост финансовых показателей. Так, выручка от реализации в 2010г. составила 52380 тыс.руб., а в 2011г. 56373 тыс.руб., темп роста по отношению к 2011г. составил 107,62 %.
В период с 2010 по 2011 г. происходит рост численности работников: в 2010г.- 58 человек, в 2011г.- 65 человека. Рост численности работников непосредственно связан с увеличением объемов производства.
С увеличением объемов производства растет и среднемесячная заработная плата, так в 2010г. фонд оплаты труда составлял 10802,4 тыс. руб., в 2011г. он увеличился на 964,8 тыс. руб., и составил 11767,2 тыс. руб., рост ФОТ платы происходит за счет увеличения тарифных ставок по разрядам рабочих.
Среднегодовая стоимость основных средств в 2010г.- 8,58 млн.руб,в 2011г.-10,45 млн. руб.
В период с 2010 по 2011гг. происходит снижение фондоотдачи. На фоне снижения фондоотдачи растет фондоемкость. Так в 2011г. фондоемкость составила 0,18, что больше данного показателя 2010г. на 0,02
Производительность труда в период с 2010 по 2011гг. увеличилась на 3,51 тыс. руб. Чистая прибыль составила в 2010 году 12572 тыс. руб., а в 2011 -14094 тыс. руб. Темп роста чистой прибыли равен 106,8%.
2.3 Анализ фонда оплаты труда.
Анализ использования трудовых ресурсов, рост производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки повышения его оплаты. В свою очередь, повышение уровня оплаты труда способствует росту мотивации и производительности.
Среднесписочная численность предприятия ООО «Юнион»
Таблица 2
Показатель |
2010 год |
20011 год |
Абсолютные изменения |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Численность работников, чел. |
58 |
65 |
7 |
112,06 |
12,06 |
В том числе: |
|||||
ППП |
58 |
65 |
7 |
112,06 |
12,06 |
Из него: |
|||||
Руководители, специалисты, служащие |
12 |
15 |
3 |
125 |
25 |
Рабочие: |
46 |
50 |
4 |
106,52 |
6,52 |
Производственные рабочие |
32 |
38 |
6 |
118,75 |
18,75 |
Вспомогательные рабочие |
14 |
12 |
-2 |
85,71 |
-14,28 |