Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:51, дипломная работа
Проблема обучения персонала предприятий в настоящее время приобретает для России особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рыночных отношений предъявляет новые требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Требуются новые подходы к решению современных задач, специалисты новых профессий, новые организационные формы деятельности работников. Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства.
Введение
Глава 1.Анализ системы обучения и повышения квалификации персонала в
ООО ПрОДЭКО-НН
1.1. Общая характеристика деятельности предприятия ООО ПРОДЭКО-НН
1.2. Анализ количественного и качественного состава персонала предприятия ООО ПРОДЭКО-НН
1.3.Анализ управления повышением квалификации персонала ООО ПРОДЭКО-НН
Глава 2. Теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации персонала на предприятии
2.1 Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в деятельности организации
2.2.Основные формы обучения, повышение квалификации и подготовки кадров
2.3.Управление профессиональным обучением кадров
Глава 3.Разработка системы обучения персонала ООО ПРОДЭКО-НН
3.1.Мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала на предприятии ООО ПРОДЭКО-НН
3.2.Расчет эффективности предложенных мероприятий
3.3. Рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на предприятии
3.3. Расчет эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список источников и литература
Далее проанализируем состав рабочей силы по уровню полученного образования. Высокий образовательный уровень рабочих способствует скорейшему освоению новых видов работ. Существует определенная зависимость между уровнем образования и квалификацией работника. Уровень и продолжительность общего и профессионального образования и обучения, стаж практической работы и накопленный производственный опыт являются основными моментами, определяющими квалификацию работника.
Рассмотрим образовательную структуру рабочих кадров исследуемого предприятия.
Таблица 1.4. Образовательная структура рабочих кадров ООО «ПРОДОЭКО-НН» (в % к общей численности)
Уровень образования |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Высшее образование |
17,0 |
21,0 |
24,0 |
Среднее специальное |
22,0 |
24,0 |
24,0 |
Среднее и неполное среднее |
60,0 |
55,0 |
52,0 |
По данным проведенным в таблице
1.4, уровень образования персонала
завода в течение трех анализируемых
лет изменился. Увеличение специалистов
с высшим образованием свидетельствует
об изменении номенклатуры продукции
предприятия в сторону
Система подготовки, переподготовки
и повышение квалификации рабочих
кадров, действующая на предприятие
«ПРОДОЭКО-НН» осуществляется на основании
стандарта предприятия, составленного
на основании «Типового положения
о непрерывном профессионально-
Настоящий стандарт распространяется на весь персонал предприятия, занятый непосредственно управлением, организацией и выполнением работ по созданию, производству и реализации продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Стандарт подлежит исполнению руководителями всех уровней и во всех подразделениях предприятия.
На предприятии организуются следующие виды обучения персонала, обеспечивающие его непрерывность:
На протяжении трех лет обучению персонала предприятия, переподготовке и повышению квалификации уделяется все большее внимание. Проанализируем средний разряд работ по основному производству на предприятии «ПРОДОЭКО-НН» и средний разряд рабочих.
Таблица 1.5.Средний разряд работ и средний разряд рабочих основного производства на ООО «ПРОДОЭКО-НН»
Наименование |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2010г. к 2008г. (+-) |
Средний разряд рабочих на начало года |
3,52 |
3,62 |
4,05 |
0,53 |
Средний разряд рабочих на конец года |
3,62 |
4,05 |
4,12 |
0,50 |
Средний разряд рабочих |
3,57 |
3,83 |
4,09 |
0,52 |
Средний разряд работ по основному производству |
3,69 |
3,95 |
4,21 |
0,52 |
Из данных таблицы 1.5 видно, что
на протяжении 2008, 2009, 2010 годов средний
разряд работ по основному производству
выше среднего разряда. Но в тоже время
разность между средним разрядом
работ и средним разрядом рабочих
остается неизменной и, следовательно,
необходимость в повышении
Рассчитать число рабочих, которым следует повысить квалификацию:
Чр.к.=(Рработ – Ррабочих) х Чр.о.п. (9,47), где (1)
Чр.к. – численность рабочих, которым необходимо повысить квалификацию;
Чр.о.п. – общая численность рабочих по основному производству;
Рработ – средний разряд работ;
Ррабочих – средний разряд рабочих.
Чр.к.2008=(3,69-3,57)х979=117 человек
Чр.к.2009=(3,95-3,83)х1062=127 человек
Чр.к.2010=(4,21-4,09)х1154=138 человек
Из данных расчета следует, что необходимость в повышении квалификации рабочих кадров в 2014 году существует, несмотря на увеличение численности на 175 человек, и даже увеличилась по сравнению с 2008 годом на 21 человек.
Сложившаяся структура рабочих кадров позволяет распределить их по четырем направлениям: неквалифицированные, малоквалифицированные, квалифицированные, высококвалифицированные. К первой группе относят рабочих без разряда и рабочих 1 разряда, ко второй – 2 разряда, к третьей – 3-4 разрядов, к четвертой – 5-6 разрядов.
Таблица 1.6. Группировка рабочих инженеров отдела по уровню квалификации
Квалификационные группы |
Количество человек |
Удельный вес группы в % к общей численности цеха |
Неквалифицированные Малоквалифицированные Квалифицированные Высококвалифицированные |
- 10 37 26 |
- 13,7 50,7 35,6 |
ИТОГО: |
73 |
100 |
Из данных таблицы 1.6 видно, что наибольший удельный вес приходится на долю квалифицированных рабочих, он составляет 50,7%. В данном отделе сохранился состав старых высококвалифицированных кадров. Они имеют довольно высокий квалификационный разряд (5-6).
В условиях рыночной экономики
потребности предприятия в
Вследствие того, что на
предприятии нет отдела по управлению
персонала, обучение организуется предприятием,
а именно в обязанности начальника
отдела входит обучение, переобучение
и повышение квалификации своих
подчиненных. Руководящий персонал
регулярно проходит обучение в виде
тренингов, семинаров в головном
офисе. К сожалению, необходимо отметить,
что обучение отдела продаж, а именно
торговых агентов осуществляется не
в полной мере. У начальника отдела
нет возможности постоянно
Поэтому главной проблемой на предприятии является, отсутствие отдела, занимающегося непосредственно повышением квалификации и переподготовкой персонала.
1.3.Анализ управления
повышением квалификации
Важнейшим фактором эффективной
работы ООО «Универсал-Сервис»
В целях определения потребности в обучении и планировании образования целесообразно:
проблемы, с которыми сталкиваются работники;
проходят студенты университетов, проходящих на работу в организацию;
сотрудников;
По месту проведения выделяют внутреннее обучение и внешнее.
Внутреннее обучение проводится на территории «ПРОДОЭКО-НН», внешнее – с выездом в специальную организацию, занимающуюся обучением персонала. Каждый из этих двух видов обучения позволит организовать процесс обучения без отрыва от работы или таким образом, что бы время, на которое работники оказались оторванными, было минимальным, еще одно преимущество внутреннее – это то, что предприятию не приходится за здание учебного центра. Выбор внешнего обучения же, наоборот, отрывает персонал от работы, но это можно рассмотреть и с положительной стороны. Смена обстановки и виды деятельности (с выполнением прямых обязанностей на обучение) может послужить отдыхом для работников организации.
Потребность в обучении должна быть определена в двух основных аспектах: качественном (чему учить, какие навыки развивать) и количественном (какое число работников разных категорий надо учить). Оценка потребности в обучении может быть выявлена следующими методами:
Оценка информации о работниках, имеющийся в кадровой службе (стаж работы, рабочий опыт, базовое образование, принимал ли работник ранее участие в программах обучения или повышения квалификации и др.);
Ежегодная оценка рабочих результатов (аттестации). В ходе ежегодной оценки рабочих результатов (аттестации) могут обнаружится не только сильные, но и слабые стороны в работе конкретного человека. К примеру, низкие оценки у работников определенной профессиональной группы в граче «профессиональные знания» показывают, что для данной категории работников выявлена потребность в обучении.
Анализ долгосрочных и
краткосрочных планов предприятия
и панов отдельных
Наблюдение за работой
персонала и анализ проблем, мешающих
эффективной работе. Если в работе
персонала регулярно имеют
На основе выявленной потребности в обучении проводится комплекс подготовительных мероприятий.
Обязательной частью в
нем является определение содержания,
форм и методов обучения. Содержание
должно определяться задачами, стоящими
перед организацией в краткосрочной
и среднесрочной перспективе. К
важнейшим характеристикам
В комплекс подготовительных
мероприятий входят также определение
обучающей компании, составление
учебных программ, группы людей, направляемых
на обучение, выбор преподавателей
и другие мероприятия. Все они
могут быть выполнены как специалистами
самой организации, так и с
привлечением внешнего консультанта.
Далее происходит сам процесс
обучения. Он строится исходя из целей
обучения, качественной потребности
в обучении и подготовленных программ.
Важную роль в процессе обучения играют
условия: помещение должно быть приспособлено
или легко приспосабливаемо для
проведения в нем занятий, должны
соблюдаться температурный