Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:51, дипломная работа
Проблема обучения персонала предприятий в настоящее время приобретает для России особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рыночных отношений предъявляет новые требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Требуются новые подходы к решению современных задач, специалисты новых профессий, новые организационные формы деятельности работников. Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства.
Введение
Глава 1.Анализ системы обучения и повышения квалификации персонала в
ООО ПрОДЭКО-НН
1.1. Общая характеристика деятельности предприятия ООО ПРОДЭКО-НН
1.2. Анализ количественного и качественного состава персонала предприятия ООО ПРОДЭКО-НН
1.3.Анализ управления повышением квалификации персонала ООО ПРОДЭКО-НН
Глава 2. Теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации персонала на предприятии
2.1 Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в деятельности организации
2.2.Основные формы обучения, повышение квалификации и подготовки кадров
2.3.Управление профессиональным обучением кадров
Глава 3.Разработка системы обучения персонала ООО ПРОДЭКО-НН
3.1.Мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала на предприятии ООО ПРОДЭКО-НН
3.2.Расчет эффективности предложенных мероприятий
3.3. Рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на предприятии
3.3. Расчет эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список источников и литература
С точки зрения направлений в обучении можно выделить пять основных ситуаций
Таблица 1.7 Классификация форм обучения в ООО «ПРОДОЭКО-НН»
Место организации обучения | ||||
Внутри предприятия |
Внешний поставщик |
Вне предприятия | ||
Групповое обучение |
С отрывом от работы |
Закрытые семинары, курсы |
Закрытые семинары, курсы |
Открытые семинары, курсы, конференции |
Без отрыва от работы |
Техническая учеба |
курсы |
курсы | |
Индивидуальное обучение |
С отрывом от работы |
Образовательные программы, стажировка | ||
Без отрыва |
Техническая учеба, ротация,
стажировка, наставничество, самообучение,
в том числе с помощью |
Самообучение с помощью компьютера, дистанционное обучение, консультирование |
Образовательные программы |
В ООО «ПРОДОЭКО-НН» используют внутрифирменное обучение. В этом есть своя специфика т.к. внутрифирменное обучение характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение осуществляется в различных формах. Определяющим признаком является то, что обучение организованно и проводится специально для данной компании и только для ее сотрудников. Такое обучение может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников организации, а может и проводиться своими силами.
Это форма взаимодействия более опытного сотрудника - наставника с менее опытным - обучаемым сотрудником. Она отличается от обычного индивидуального обучения на рабочем месте тем, что одновременно с обучением обучаемому даются дополнительные права и ответственность. Обучение при этом идет параллельно с процессом расширения обязанностей обучаемого сотрудника. Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.
Основными целями наставничества являются:
Система внутрифирменной
подготовки может быть эффективной
только в том случае, если будет
проанализировано существующее положение,
оценена перспектива и
Несомненно, «плюсов» у внутрифирменного обучения много, но есть и очевидные «минусы». Например: участники встречаются только с работниками этой организации, участники могут быть отозваны простым уведомлением, в связи с производственной необходимостью решить возникшие производственные проблемы, а также неохотно обсуждаются некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии руководителя.
Включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение производится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен организации.
Основными видами обучения вне организации являются:
Выбирая из многообразия форм обучения необходимо всегда сверяться с целями: чего хочет организация достичь, отправляя своего сотрудника на семинар, тренинг, конференцию и т.д.
Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта. В этом процессе руководители, квалифицированные специалисты передают сотрудникам фирмы знания, убеждения, мотивацию. Однако здесь необходимо учитывать два известных фактора:
Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях. Этот метод тоже имеет свои подводные камни. На мой взгляд, на конференции, семинар нельзя отправить человека, не имеющего за плечами теоретического материала. В лучшем случае этот работник просто потеряет драгоценное для организации время, в худшем - можно отбить желание посещать в дальнейшем другие мероприятия, посвященные обучению.
4)Тренинг;
В последнее время приобретает
большую популярность, что небезосновательно.
Тренинг - это активная форма обучения.
В отечественной практике слово
тренинг употребляется для
5)Деловые игры;
Обучение манере вести
себя в различных производственных
ситуациях, приведении переговоров, причем
обладатели ролей должны вырабатывать
альтернативные точки зрения. Этот
метод наиболее близкий к реальной
профессиональной деятельности обучающихся.
Деловые игры бывают как глобальные
(управление компанией), так и локальные
(проведение переговоров, подготовка бизнес-плана).
Использование этого метода позволяет
обучающимся исполнять
6)Самообучение;
Это индивидуальная, самостоятельная форма обучения, в том числе при помощи компьютера. На сегодняшний день эта форма недостаточно распространена. Возможно из-за того, что именно этот вид обучения требует наивысшей самоорганизации, постоянного контроля, а для большинства работников - это достаточно сложная задача. Помимо этого организации необходимо обеспечить своих сотрудников техническим оснащением, для данного вида обучения. Но и «плюсов» данного обучения также много. Обучающийся может определять темп бучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения. Исследования американских ученых показали, что компьютеризированное обучение с использованием средств мультимедиа обеспечивает более высокую степень усвояемости материала (на 30%) и более высокий процент запоминания, чем традиционные методы.
Рассмотрим планирование обучение персонала на ООО «ПРОДОЭКО-НН».
Ответственным за организацию обучения персонала на предприятии является генеральный директор.
Для подготовки высококвалифицированных кадров в ООО ООО «ПРОДОЭКО-НН» реализуется «Программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров», которую разрабатывает генеральный директор. Цель программы - постоянное обновление знаний, развитие конкретных умений и навыков, формирование трудового потенциала исходя из потребностей предприятия. Главной задачей обучения является создание благоприятных условий использования результатов обучения для повышения эффективности исполнения работниками должностных обязанностей, что ведет к должностным перемещениям, стимулированию труда работников.
Система повышения квалификации включает:
Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создается в целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих в пределах данной профессии и специальности. Численность обучающихся от 5 до 30 человек в группе. Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах от трех до шести месяцев. Обучение производственно-технических курсов заканчивается сдачей экзамена.
Подготовка управляющих не замыкается на вузовских программах, несмотря даже на увеличение доли министерских программ. Виды обучения руководителей среднего и высшего звена многообразны: самообразование, курсы различной продолжительности с отрывом и без отрыва от производства, семинары, симпозиумы, стажировки, аспирантура, переподготовка.
Опыт системы наставничества рассмотрим на примере ООО ООО «ПРОДОЭКО-НН». Численность сотрудников на 2009 г. составляет 220 человек. Новые сотрудники при поступлении на предприятие в среднем тратят на обучение около трех месяцев. Как таковой структурированной программы обучения персонала нет, и обучение происходит в процессе работы с наставником из более опытных сотрудников. Эффективность такого обучения зависит в основном только от самого обучаемого, его способностей и стремления к обучению. При этом какие либо финансовые затраты на обучение со стороны организации отсутствуют и время обучения можно рассматривать как испытательный срок.
Чтобы облегчить процесс
ввода новых сотрудников в
должность, на предприятии была применена
практика обучения и развития персонала.
Это было необходимо для того, чтобы
все новые сотрудники предприятия
проходили вводное обучение: начальник
своего отдела давал общую информацию
о своем отделе предприятия, знакомил
с нормами и правилами
Однако такой подготовки
для полноценного включения сотрудников
в работу явно недостаточно: вводное
обучение занимает 2-3 дня, причем за эти
дни новички получают достаточно
большой объем информации. Поэтому
предприятию просто необходимо было
звено, которое бы не только обучало
новичков, но и способствовало их скорейшей
социально-психологической и
Наставник лично знакомит
сотрудника с будущими коллегами, что
очень важно для скорейшей
адаптации. Отдельный обязательный
пункт, за который наставник несет
персональную ответственность, инструктаж
по технике безопасности, пожарной
безопасности и соблюдению новыми сотрудниками
правил внутреннего трудового
Адаптационный период длится три месяца и равен испытательному сроку. Все это время наставник не только обучает новичка, но и наблюдает за его поведением, изучает его профессиональные и личные качества, делает выводы. За неделю до окончания испытательного срока наставник и директор ООО «ПРОДОЭКО-НН» оценивают нового работника и заполняют так называемый лист оценки, в котором содержится заключение о результатах прохождения обучения. Они решают, готов ли сотрудник к самостоятельной работе, нуждается ли в дополнительном обучении или абсолютно не подходит предприятию, и с ним лучше расстаться.
Таблица 1.8 Численность персонала ООО «ПРОДОЭКО-НН», прошедших обучение