Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:36, диссертация
Предметом исследования проведенного в работе – эффективность маркетинговой деятельности компании.
Объектом исследования проведенного в данной работе выбрано ТОО «Гелиос», один из ведущих реализаторов по розничным и оптовым продажам ГСМ в Республике Казахстан. За восемь лет существования компания утвердилась на рынке как стабильный поставщик качественных нефтепродуктов с высоким уровнем сервиса и обслуживания, что послужило увеличению числа клиентов компании.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования проведенного в работе и сформулированных рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой службы на практике в условиях реального предприятия
Список сокращений
Введение
I. Теоретико-методологические основы эффективности маркетинговой деятельности
1.1 Особенности маркетинговой деятельности
1.2 Эффективность маркетинговой деятельности
1.3 Методика оценки эффективности маркетинга
II. Оценка маркетинговой деятельности АФ ТОО «Гелиос»
2.1 Анализ рынка сбыта нефтепродуктов города Алматы и Алматинской области
2.2 Оценка роли маркетинга в компании
2.3 Анализ эффективности маркетинговых решений
2.4 Анализ потребителей
III. Повышение эффективности маркетинговой деятельности АФ ТОО «Гелиос»
3.1 Реструктуризация службы маркетинга
3.2 Внедрение концепции стратегического планирования маркетинга
Заключение
Библиографический список
Приложения
Также в последние годы резко изменилась структура производства. Если до 2001 г. в Республике Казахстан производством ГСМ занимались всего 4 крупных игрока, то в настоящее время их насчитывается порядка 10. Примерно 58% всего объема ГСМ в республике вырабатывается на предприятиях, входящих в состав АО «КазМунайГаз».
Снижение производства происходит практически по всем группам ассортимента ГСМ, кромедизельного топлива. На региональном уровне падение производства происходит неравномерно.
Реализацией ГСМ в городе Алматы и алматинской области занимается порядка 50 реализаторов, из них около 10 являются непосредственными производителями ГСМ.
По
данным Агентства РК по статистике,
в последние годы на казахстанском
рынке усиливается конкуренция
со стороны ГСМ изделий
Поэтому для того чтобы спокойно чувствовать себя на рынке, необходимо еженедельно анализировать ситуацию, прогнозировать ее и стремиться удовлетворять новые желания потребителей.
ТОО «Гелиос», по оценкам аналитиков Агентства РК по статистике, является одним из наиболее динамично развивающихся предприятий, что приводит к укреплению позиций на рынке. За 2004-2009 гг. доля его в общеказахстанском объеме реализации ГСМ выросла с 21,2% до 34,5% и практически сравнялась с долей АО «КазМунайГаз» – 44,12%.35
Выбор
каналов распределения
Сейчас в РК существует большое количество предприятий, специализирующихся на продаже ГСМ.
За
последние 3-5 лет на рынке ГСМ
резко обострилась конкуренция,
что обусловлено, прежде всего, расширением
экспансии иностранных
На 2008 год потребление ГСМ составляло в среднем 110,5 литров/месяц, за первое полугодие 2009 года показатели производства ГСМ составили 671 млн.л, а средний показатель 108,2 л./автолюбителя. Следовательно, есть возможность увеличения объема сбыта.
Анализ показывает, что в 2008г. по сравнению с 2007г. ситуация с уровнем потребления ГСМ в РК изменилась в сторону увеличения спроса, но объемы производства ГСМ в сравнении с 2007 годом несколько выросли, но данное увеличение не привело к значительным изменениям на рынке. Это обусловлено, прежде всего, продолжающимся в настоящее время финансовым кризисом. В настоящее время, за прошедшее полугодие 2009 года наблюдается ситуация схожая с ситуацией на рынке ГСМ в 2008 году. Таким образом, можно сделать вывод, что рынок ГСМ входит в новую фазу развития.
В Алмате и Алматинской области у ТОО «Гелиос» 65 автозаправочных станций, 61 из них оснащена автомойками, мини-маркетами и пунктами замены масла (ПЗМ).
Анализ основных рынков сбыта ГСМ ТОО «Гелиос» показывает, что основным рынком является рынок ГСМ Алматинской области, хотя и существует небольшая доля сбыта на рынках ГСМ других областей республики.
В
табл. 2 отражена география реализации
продукции ТОО «Гелиос».
Таблица 2 Отгрузка продукции ТОО «Гелиос» по областям Республики Казахстан в 2005-2008гг. (тн.)36
Регионы | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Акмолинская область
Актюбинская область Алматинская область Атырауская область Восточно-Казахстанская область Жамбылская область Западно-Казахстанская область Карагандинская область Костанайская область Кустанайская область Кызылординская область Мангистауская область Павлодарская область Северо-Казахстанская область Южно-Казахстанская область |
1634
685.5 1978.7 163.2 39 121.1 21.3 187.5 72 37.5 27.5 28.1 118 2.5 27.6 |
1524.9
527.1 1654.3 394.4 28 59.1 42.6 48.4 136.5 101.8 20.2 17.6 31.8 1.8 14 |
2365
651.4 1197.7 568.1 41.3 59 39.3 34.1 269.1 74.6 0.3 60.5 42.3 17.1 5.6 |
2500
700 1500 800 50 100 40 50 300 100 20 80 50 20 15 |
Таблица 3 Емкость рынка ГСМ крупнейших городов РК и доля ТОО «Гелиос» на данном рынке37
Регион | Доля ТОО «Гелиос», тн. | Емкость рынка, тн. | Доля ТОО «Гелиос» ,% |
Астана | 6010 | 193252,9 | 3,11 |
Алматы | 2500 | 5966,95 | 38,71 |
Караганда | 40 | 24366,2 | 0,16 |
Шымкент | 50 | 3644,35 | 1,37 |
Атырау | 100 | 9041,3 | 1,11 |
Павлодар | 300 | 4985,25 | 6,02 |
Семей | 20 | 7621,05 | 0,26 |
Как видно из табл. 3, наиболее перспективный рынок сбыта продукции ТОО «Гелиос» обладает достаточной емкостью, причем наибольшей емкостью обладает Алматы и область - 38,71%, Павлодар - 6,02% и Астана и Акмолинская область - 3,11%.
На
сегодняшний день ТОО «Гелиос» подвержено
значительной конкуренции со стороны
производителей на рынке ГСМ. Продукция
нефтеперерабатывающих
Определим
все предприятия данного
1. АО «КазМунайГаз»;
2. ТОО «Royal Petrol»;
3. ТОО «Sinooil».
Для проведения анализа конкурентоспособности необходимо определить:
а) качество выпускаемой продукции;
б) каналы сбыта;
в) цена;
г) условия оплаты.38
Для
оценки горючих качеств конкурирующей
продукции использовался
Таблица 4 Балльная оценка горючих качеств схожих марок конкурирующих предприятий (по пятибалльной системе)39
Наименование продукции | ТОО «Гелиос» | АО «КазМунайГаз» | ТОО «Royal Petrol» | ТОО «Sinooil» |
Газ | 4 | 4 | 3 | 3 |
АИ-80 | 4 | 5 | 4 | 4 |
АИ-93 | 5 | 4 | 3 | 5 |
АИ-96 | 4 | - | 5 | 3 |
АИ-98 | 5 | 3 | 4 | - |
Дт | 4 | 4 | 3 | 4 |
Далее
проведем анализ конкурентоспособности
продукции ТОО «Гелиос» (табл. 6-10).
Таблица 5 Сравнительный анализ цен на ГСМ среди основных продавцов Алматы и алматинской области (тг. за литр)
Наименование продукции | ТОО «Гелиос» | АО «КазМунайГаз» | ТОО «Royal Petrol» | ТОО «Sinooil» |
Газ | 43 | 43 | 45 | 44 |
АИ-80 | 53 | 53,5 | 57 | 54 |
АИ-93 | 72 | 71 | 71 | 73 |
АИ-96 | 92 | 94 | 95 | 93 |
АИ-98 | 102 | 101 | 103 | 102 |
Дт | 66 | 70 | 68 | 69 |
Как показывает табл. 5 у ТОО «Гелиос» существует ценовое преимущество практически по всем видам бензина и дизельного топлива.
Все
конкурирующие предприятия
Для оценки конкурентов проведём бальную интегральную оценку, где: I –ТОО «Гелиос», II - АО «КазМунайГаз», III - ТОО«Royal Petrol», IV - ТОО «Sinooil».
Широко
распространено представление балльного
интегрального показателя конкурентоспособности
суммой вида:
, (1)
где:
Кi - частные показатели конкурентоспособности
отдельных сторон продукции предприятия
общим числом N, а Wi — весомость отдельных
факторов в общей сумме.40
Таблица 6 Балльная оценка газа
№ | Факторы, влияющие на сбыт товара | Весомость фактора в балах | Оценка
в сравнении с товаром |
Интегральная оценка в баллах | ||||||
I | II | III | IV | I | III | IV | V | |||
1 | Качество | 35 | 4 | 5 | 3 | 5 | 140 | 175 | 105 | 175 |
2 | Способы продажи | 20 | 5 | 4 | 4 | 4 | 50 | 40 | 40 | 40 |
3 | Цена | 40 | 4 | 5 | 3 | 4 | 100 | 125 | 75 | 100 |
4 | Условия оплаты | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Интегральная оценка | 100 | 425 | 470 | 355 | 445 |