Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:08, дипломная работа
В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота. И даже если в ходе ликвидационных процедур эти средства будут возвращены владельцам, то все равно в течение некоторого периода они были потеряны для народного хозяйства, не работали на государство и его граждан. Вернутся ли эти средства снова в экономику через банки — это большой вопрос. Более того, обанкротившийся банк уже успел понести определенные расходы на привлечение вышеуказанных ресурсов в банковскую систему, на их обслуживание (расходы по открытию счетов, реклама и т. д.). Теперь, чтобы привлечь такой же объем ресурсов, может понадобиться еще больше средств, поскольку доверие к банковской системе было утрачено.
Государственный университет - Высшая школа экономики
Банковский институт
Программа профессиональной переподготовки
«Руководитель
временной администрации –
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»
Слушатель:
Научный руководитель:
Начальник управления организации мероприятий в сфере предупреждения банкротства и финансового оздоровления кредитных организаций Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России |
Москва 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Банкротство одного крупного банка, не говоря уже о подрыве всей банковской системы, имеет глубокие последствия для экономики страны в целом. Являясь центром опосредования экономических отношений всех хозяйствующих субъектов, банковская система обладает огромным резонирующим потенциалом, способным «взорвать» социально-экономическую ситуацию.
В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота. И даже если в ходе ликвидационных процедур эти средства будут возвращены владельцам, то все равно в течение некоторого периода они были потеряны для народного хозяйства, не работали на государство и его граждан. Вернутся ли эти средства снова в экономику через банки — это большой вопрос. Более того, обанкротившийся банк уже успел понести определенные расходы на привлечение вышеуказанных ресурсов в банковскую систему, на их обслуживание (расходы по открытию счетов, реклама и т. д.). Теперь, чтобы привлечь такой же объем ресурсов, может понадобиться еще больше средств, поскольку доверие к банковской системе было утрачено.
Обострившиеся финансовые проблемы в банковском секторе способны в ближайшей перспективе существенно активизировать процессы слияния и поглощения, а также ликвидации проблемных банков, что может усилить процесс сокращения количества кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций.
В 2008 году и в течение 2009 года сохранилась тенденция прошлых лет к сокращению общего количества действующих кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций. Так на 1 октября 2009 года общее количество действующих кредитных организаций составило 1074 кредитных организаций, в том числе банков 1023 и небанковских кредитных организаций 51 и в сравнении с 1 января 2009 года сократилось на 34 кредитных организации, в том числе банков на 35 и небанковских кредитных организаций -1. 1 (приложение 1).
Для развивающейся экономики, в том числе и отечественной, жизненно важно, чтобы банковская система непрерывно проводила платежи, выдавала кредиты и предоставляла другие банковские услуги. Именно поэтому к банкротству банка необходимо подходить особенно взвешенно. Недопущение банкротства банка позволяет сэкономить много средств на том, что банковский организм не разрушается (коллектив, инфраструктура и т. д.) и не распадается по частям (активы).
Совершенствование процедур предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций требует осуществления их в соответствии с законодательством Российской Федерации на более ранней стадии и в большей степени за счет средств собственников. Правовые нормы и практика ликвидации банков (критерии неплатежеспособности, эффективность и транспарентность процедур ликвидации) должны соответствовать международным нормам.
Значение законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций определяется той ролью, которая отводится кредитным организациям в современной экономике.
В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций актуальным является своевременное и эффективное применение мер воздействия, предусмотренных Федеральным Законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", за счет использования информационных и организационных возможностей, которые возникнут при рассмотрении ходатайств банков о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов. При этом Банк России, руководствуясь международным опытом, обеспечит повышение оперативности реагирования на выявленные скрытые свидетельства финансовых трудностей кредитных организаций.
Банком России с сентября 2008 года реализуется комплекс мер по обеспечению платежеспособности банков системно значимых, испытывающих трудности с ликвидностью и утратой капитала. В 6 проблемных банках осуществляющих финансовое оздоровление по состоянию на 1.01.2009 года было размещено депозитов на сумму 160 млрд. руб. и 2,5 млрд. долларов США. В рамках реализации Федерального Закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» меры по предупреждению банкротства с участием государственной корпорации «Агентства по страхованию вкладов» (далее АСВ) реализовывались в 15 банках. Участвуя в предупреждении банкротства банков, АСВ выделило кредитов на общую сумму 114,3 млрд. руб. под 5,5 % годовых на срок от 2,5 до 5 лет без обеспечения. Таким образом, за счет средств Банка России и АСВ было восстановлено финансовое положение 18 банков и обеспечено исполнение обязательств перед вкладчиками в полном объеме в 3 банках. В 2008 году было назначено 33 временной администрации, прекращена деятельность 26 временных администраций, в том числе: 13 временных администраций в связи с признанием арбитражного суда о принудительной ликвидации и назначением ликвидатора, 13 временных администраций в связи с признанием арбитражным судом кредитной организации несостоятельной (банкротом) и назначением конкурсного управляющего. В течение 2008 года представители АСВ работали в составе 29 временных администрации Банка России2.
Одной из важнейших задач на ближайшую перспективу является совершенствование процедуры по предупреждению банкротства кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков.
Целью аттестационной работы является анализ предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. уточнить сущность понятий
несостоятельность (
2. рассмотреть и оценить систему нормативно-правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;
3. исследовать механизм
4. рассмотреть участие агентства по страхованию вкладов в предупреждении банкротства банков.
Объект исследования – отношения
несостоятельности кредитных
В ходе исследования предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в Российской Федерации были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации.
Глава 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
Антикризисное управление кредитными организациями
1.1. Понятие и признаки
несостоятельности (
Законодательство о несостоятельности (банкротстве), как и в целом, институт несостоятельности, переживающий в России процесс своего воссоздания, имеет более чем 260-летнюю историю. Как сегодня, так и в более ранние времена с его помощью происходит освобождение отечественной экономики от неконкурентоспособных предприятий, реструктуризация и укрепление банковской сферы.
В.Даль определял банкротство (банкротство) как несостоятельный торговец, лопнувший неплательщик. Банкрот бывает или случайный, несчастный или же лживый, подложный, злостный. Разница между ними такая же, как между обокраденным или погоревшим и вором3.
В "Словаре иностранных слов" дано следующее определение: Банкротство (с нем. Bankrott < ит. Bankrotta) долговая несостоятельность, отказ предпринимателя платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств; финансовый крах, разорение4.
Первым законодательным актом, регулирующим процедуру банкротства в России, был «Банкротский Устав», принятый в 1740 году. Во многом этот документ копировал западноевропейское законодательство. Условия экономической жизни менялись, и поэтому необходимо было реформировать законодательство. Были разработаны проекты банковского устава (1753, 1763, 1768 годов), но им не суждено было стать законами. И только в 1800 году, при Александре 1, принимается новый закон – «Устав о банкротах»5. Этот закон состоял из двух частей. Первая была посвящена торговой (купеческой) несостоятельности, вторая – несостоятельности дворян. «Банкротом по уставу признается тот, кто не может сполна заплатить своих долгов, следовательно, в основание понятия о несостоятельности легла неоплатность, недостаточность имущества на покрытие всех долгов… Но установив такое общее понятие, закон вместе с тем дает некоторые указания, внушающие предположение неоплатности и служащие основанием для открытия торговой несостоятельности, а именно: 1) собственное признание в суде или вне суда; 2) скрытие должника от предъявленного к нему иска; 3) наконец, «который хотя и явиться или кого пришлет, но платежом или сделкою не удовольствует просителя в месяц». В последнем случае основание открытия несостоятельности весьма близко платежной неспособности».
В уставе различались три вида несостоятельности:
от несчастья, от небрежности и от
своих пороков, от подлога. Если банкротство
случилась из-за несчастья, наводнения,
пожара, войны должник освобождался
от бремени неудовлетворенных
В период НЭПа нормы о несостоятельности были включены в ГК РСФСР 1922 г. Конкурсное право того периода существенно отличалось от дореволюционного, сданного в архив истории (по выражению одного из ученых того времени)6. Процесс о несостоятельности был весьма сокращен (часто в ущерб качеству), проводился не кредиторами (практически не имевшими никаких прав), а государственными органами. По сути, это была аномалия конкурсного права и процесса. Но даже тогда наблюдались попытки разграничить указанные понятия. А.Ф. Клейнман писал, что сама по себе несостоятельность не рассматривается как банкротство, то есть социально- опасное действие, влекущее применение мер социальной защиты, - но, если в процессе ликвидации выявятся такие моменты в деятельности несостоятельного, которые свидетельствуют о злоупотреблении доверием или обмане со стороны должника с целью получения имущественных выгод, суд должен будет возбудить против виновного уголовное преследование по ст. 169 УК РСФСР7.
Со свертыванием НЭПа применение института несостоятельности на практике прекратилось, в связи, с чем некоторые разделы через определенное время были исключены из кодексов, а также из учебников по гражданскому праву и процессу как не имеющие практической значимости. Советское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью; поскольку существование данного института совершенно недопустимо с монополией государственной собственности и господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении многих десятилетий функционировали многие нерентабельные, убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Отсутствие в законодательстве института банкротства породило неустойчивость кредитных отношений, нездоровое положение в сфере предпринимательства, незащищенность участников гражданского оборота.
В зарубежной практике законодательство ряда стран использует термин "несостоятельность", термин же "банкротство" не употребляется8.
В других станах, к примеру, в США, напротив, используется только понятие "банкротство". А в Белоруссии понятие "несостоятельность" четко отделено от понятия "банкротство". П. Баренбойм, однако, считает, что "российский законодатель поступил правильно, подкрепив новый термин "несостоятельность" распространенным и достаточно энергичным термином "банкротство". В соответствии с Законом о банкротстве (абз. 2 ст.2) несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанность по уплате обязательных платежей. Из данного определения вытекает, что «несостоятельность» и «банкротства» являются синонимами (имеют идентичное содержание).
Однако с этим мнением нельзя согласиться, поскольку речь идет не просто об употреблении терминов и не об эмоциональном воздействии на должников, а о принципиальной разнице между этими понятиями. Эта разница, будучи законодательно закрепленной, должна повлечь различные правовые последствия для несостоятельных и банкротов, разное отношение к ним.
Ситуация когда должник в одно и то же время окажется и "плутом" и "несостоятельным", в современном законодательстве получила название фиктивного банкротства. В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации содержится норма, которая определяет фиктивное банкротство как "заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб".
Информация о работе Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций