Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота. И даже если в ходе ликвидационных процедур эти средства будут возвращены владельцам, то все равно в течение некоторого периода они были потеряны для народного хозяйства, не работали на государство и его граждан. Вернутся ли эти средства снова в экономику через банки — это большой вопрос. Более того, обанкротившийся банк уже успел понести определенные расходы на привлечение вышеуказанных ресурсов в банковскую систему, на их обслуживание (расходы по открытию счетов, реклама и т. д.). Теперь, чтобы привлечь такой же объем ресурсов, может понадобиться еще больше средств, поскольку доверие к банковской системе было утрачено.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

Указание Банка России 29.10.2008 № 2106-У «О порядке принятия Банком России решений о направлении  государственной корпорации Агентство  по страхованию вкладов» предложения  об участии в предупреждении банкротства банка о и согласовании (утверждении) плана участия государственной корпорации Агентство по страхованию вкладов» в предупреждении банкротства банка» предусматривает порядок принятия Банком России решения о направлении АСВ предложения об участии в предупреждении банкротства банка, порядок согласования (утверждения) Банком России плана участия АСВ в предупреждении банкротства банка, порядок принятия решения Банком России о невозможности выполнения плана участия АСВ в предупреждении банкротства банка и (или) об исполнении АСВ функций временной администрации, порядок предоставления АСВ Банк России отчета о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом участия АСВ, порядок его рассмотрения Банком России, а также требования к содержанию указанного отчета.

Указание Банка России от 29.10.2008 № 2107-У «Об оценке финансового  положения банка для решения  вопроса о целесообразности участия  государственной корпорации Агентство  по страхованию вкладов» в осуществлении  мер по предупреждению его банкротства» предусматривает порядок принятия решения о проведении оценки финансового положения банк, в том числе перечень обязанностей банка в ходе проведения оценки его финансового положения, порядок проведения оценки финансового положения банка, порядок оформления результатов оценки финансового положения банка.

Указание Банка России от 29.10.2008 № 2108-У «О порядке принятия Банком России решения об уменьшении уставного  капитала банка до величины собственных  средств (капитала)» устанавливает  порядок подготовки ходатайства  о принятии решения об уменьшении уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала), порядок взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата Банка России и территориальных учреждений Банка России в целях подготовки ходатайства, порядок доведения информации о принятом решении до банка и территориальных учреждений Банка России.

Указание Банка России от 29.10.2008 № 2109-У «О внесении изменений в  Положение Банка России от 9 ноября 2005 года № 279-П «О временной администрации  по управлению кредитной организации» предусматривает обязанность временной администрации, в том числе назначенной Банком России в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», осуществить мероприятия по изменению размера уставного капитала банка, предусмотренные статьей 7 Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», возможность корректировки временной администрацией, в том числе назначенной Банком России в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», величины резервов, созданных банком в соответствии с требованиями нормативных актов банка России, порядок принятия Банком России решения о возложении на АСВ функций временной администрации, порядок реализации АСВ функций и полномочий временной администрации, порядок предоставления в Банк России отчетов о выполнении временной администрацией функций, возложенных на ее законодательством Российской Федерации, порядок прекращения деятельности временной администрации, функции которой возложены на АСВ.

Положение Банка России от 20.10.2008 № 325-П «Об особенностях выпуска (дополнительного  выпуска) и регистрации акций  банка при осуществлении Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» мер по предупреждению банкротства банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» предусматривает:

- определение регистрирующего  органа, осуществляющего регистрацию  выпуска (дополнительного выпуска)  акции банка при осуществлении  Банком России и АСВ мер  по предупреждению банкротства  банка;

- особенностей выпуска акций  банка при уменьшении размера его уставного капитала до величины собственных средств (капитала) и при увеличении размера уставного капитала банка при осуществлении временной администрацией мер по предупреждению его банкротства;- требования к комплекту эмиссионных документов при уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) и при увеличении уставного капитала банка;

- порядок и срок подачи временной администрацией эмиссионных документов;

- исчерпывающий перечень документов, направляемых в территориальное учреждение Банка России, для проверки правомерности оплаты акций банка.

Указание Банка России от 29.10.2008 № 2110-У13 в инструкцию Банка России от 14.01.2004 № 109-И внесены изменения, установившие:

- сокращенный срок предоставления в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банк, документов для государственной регистрации изменений в его устав, а также сокращенный перечень предоставляемых документов;

- минимальный срок (один рабочий  срок) рассмотрения территориальными учреждениями Банка России документов, принятия решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы, вносимые по решению временной администрации, и направления соответствующего комплекта в территориальный орган ФНС России. Одновременно установлено, что доведение до банка документов, полученных из территориального органа ФНС России, осуществляется в день получения указанных документов.

В целях укрепления капитальной  базы банков и повышения устойчивости банковской системы Банк России принимал участие в разработке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», предусматривающего дальнейшее поэтапное повышение требований к минимальному значению собственных средств (капитал) кредитных организаций.

2.2. по вопросам ликвидации кредитных организаций

Указание Банка России от 29.10.2008 № 2110-У «О внесении изменений в  инструкцию Банка России от 14 января 2004года № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» В 2008 году Банк России принимал участие в подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество», предусматривающего регулирование порядка реализации предмета залога в целях развития данного института в качестве наиболее эффективного способа обеспечения исполнения обязательств.

В связи с принятием Федерального закона от 1.12.2007 № 303-ФЗ «О признании  утратившими силу отдельных положение  законодательных актов Российской Федерации», отменяющего норму об утверждении Правительством российской Федерации перечня кредитных организаций, в которых конкурсным управляющим могут быть открыты валютные счета кредитной организации-должника, и позволяющего конкурсному управляющему выбирать для размещения денежных средств в иностранной валюте банк, предлагающий более выгодные условия обслуживания счета, было издано Указание Банка России 27.05.2008 № 2015-У «О внесение изменений в Указание Банка России от 5 июля 2007 года № 1853-У «Об особенностях осуществления кредитной организацией расчетных операций после отзыва лицензии на осуществление банковских операций и о счетах, используемых конкурсным управляющим (ликвидатором, ликвидационной комиссией)». Данный нормативный акт предусматривает исключение из Указания Банка России от 5.07.2007 № 1853-У императивной нормы, предполагающей открытие или использование конкурсным управляющим (ликвидатором, ликвидационной комиссией) счетов в иностранной валюте в кредитных организациях, включенных в перечень кредитных организаций, утвержденный Правительством Российской Федерацией.

В целях совершенствования работы Банка России по аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций, а также с учетом практики применения издано Указание Банка России от 16.04.2008 № 1994-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 14 декабря 2004 года №265-П «Об аккредитации конкурсных управляющих при банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций».

В целях повышения информативности  форм отчетности ликвидируемых кредитных  организаций и эффективности  контроля за ликвидационными процессами издано Указание Банка Росси от 16.05.2008 № 2011-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 14 июля 2005 года № 1594-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации».

Глава 3. Механизм предупреждения банкротства кредитных организаций

3.1. Необходимые меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Наличие объемной и весьма тщательно прописанной системы мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности банков, является одной из характерных особенностей Федерального закона № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», которая выгодно отличает его от Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В первом из названных ФЗ по регулированию отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, посвящены три главы полностью (гл. II-IV), а также отдельные статьи других глав (всего 29 статей), в во втором Законе вопросам предупреждения банкротства посвящена всего лишь одна глава, состоящая из двух статей14.

Указанное обстоятельство обусловлено  тем, что несостоятельность кредитных  организаций, в отличие от других участников гражданского оборота, всегда связана с большими финансовыми потерями для их клиентов, а в некоторых случаях может являться причиной банкротства юридических и физических лиц, являющихся вкладчиками и кредиторами банков.

Анализ Федерального закона № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» позволяет сделать вывод о том, что он, безусловно, представляет реальные возможности для восстановления ликвидности и платежеспособности кредитной организации, испытывающей временные финансовые трудности.

Кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принять необходимые  и своевременные меры по финансовому  оздоровлению кредитной организации.

Предупреждение банкротства –  очень важная стадия развития конкурсных отношений, так как в ее рамках руководство должника, его участники, третьи лица могут перейти к взаимоустраивающему соглашению, направленному на преодоление временных финансовых сложностей, и тем самым предотвратить проведение конкурсного процесса в отношении должника.

До дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

  1. финансовое оздоровление кредитной организации. Для целей настоящего Федерального закона под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном порядке мер, предусмотренных ст.7 данного Федерального закона;
  2. назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее – временная администрация), за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
  3. реорганизация кредитной организации.

Перечисленные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций  осуществляются при возникновении оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Всего предусмотрено пять таких оснований, причем их число является исчерпывающим и для наступления соответствующих последствий – достаточно хотя бы одного из них.

Первое основание  предусматривает случай, при котором  кредитная организация не удовлетворяет  неоднократно на протяжении последних  шести месяцев требования отдельных  кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

Второе основание  – кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счетах кредитной организации.

Таким образом, для  наступления второго основания  для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации  достаточно, чтобы кредитная организация  хотя бы один раз исполнила соответствующие обязательства с опозданием на срок более трех дней. Причиной такого опоздания должно быть отсутствие или недостаточность денежных средств на ее корреспондентских счетах.

Третье основание  – кредитная организация допускает  абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России.

Расчет собственных средств (капитала) кредитной организации производится в порядке, предусмотренным Положением Центрального банка Российской Федерации от 10.02.03 № 215-П. «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций15.

В соответствии с этой методикой величина собственных средств (капитала) кредитных организаций определяется суммированием основного и дополнительного капитала.

Четвертое основание – нарушение  норматива достаточности собственных  средств (капитала), установленного Банком России.

Нормативы достаточности собственных  средств (капитала) банка установлены  в Инструкции Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков"16».

Информация о работе Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций