Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота. И даже если в ходе ликвидационных процедур эти средства будут возвращены владельцам, то все равно в течение некоторого периода они были потеряны для народного хозяйства, не работали на государство и его граждан. Вернутся ли эти средства снова в экономику через банки — это большой вопрос. Более того, обанкротившийся банк уже успел понести определенные расходы на привлечение вышеуказанных ресурсов в банковскую систему, на их обслуживание (расходы по открытию счетов, реклама и т. д.). Теперь, чтобы привлечь такой же объем ресурсов, может понадобиться еще больше средств, поскольку доверие к банковской системе было утрачено.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 4. О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы

4.1 Участие Агентства  по страхованию вкладов в предупреждении  банкротства банков

Впервые в нашей стране меры по предупреждению банкротства банков были определены Федеральным законом  от 25 февраля 1999г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». К таким мерам относились финансовое оздоровление проблемного банка, возможность его реорганизации, назначение временной администрации по управлению им без отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Однако применялись они крайне редко и часто не оказывали должного воздействия. Это стало еще более очевидным в условиях общей экономической неустойчивости, когда обстоятельства стали требовать быстрого реагирования и значительных материальных затрат.

Между тем в мировой практике существуют формы действенного государственного участия в банковской сфере в кризисных ситуациях. К ним, в частности, относятся:

    1. приобретение государством акций (долей) проблемного банка в целях принятия на себя управления банком для его финансового оздоровления (США, Великобритания);
    2. предоставление банку кредитов для поддержания ликвидности или гарантий (поручительства) при получении им займа из других источников финансирования (США, страны Западной Европы);
    3. приобретение у банков активов компании, созданными государством специально для управления активами (Швеция, Мексика, Таиланд, Китай, Южная Корея);
    4. покрытие убытков, возникающих у покупателя активов проблемных банков, в целях стимулирования совершения сделки, при которой состоятельному банку - покупателю вместе с активами передаются также обязательства несостоятельного банка (США).

Похожие способы оздоровления ранее  использовались и в России. В 1999 г. Для снятия социальной напряженности, вызванной неспособностью ряда банков выполнить свои обязательства перед  вкладчиками, была создана государственная  корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (далее АРКО). АРКО приняло к производству и реализовало 21 проект, в том числе по реструктуризации АКБ «СБС-Агро», имевшего обязательства более чем перед одним миллионом вкладчиков. Все эти банки являлись социально и экономически значимыми. При этом банки, которые можно было восстановить, реструктуризировались и впоследствии продавались заинтересованным инвесторам. В отношении других кредитных организаций осуществлялись меры, направленные на возможно полное удовлетворение требований их кредиторов. В целом деятельность АРКО была положительно оценена руководством страны и международными финансовыми организациями. АРКО было ликвидировано в 2004 г. В связи с выполнением поставленных перед ним задач, и в течение четырех лет после этого государство практически устранилось от непосредственного участия в оздоровлении проблемных кредитных организаций.

Новый этап государственного участия  в санировании банков начался  с принятия Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (далее - Закон об оздоровлении банков).

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» было создано  в 2003г. Для обеспечения функционирования российской системы страхования банковских вкладов населения. Правовым основанием его создания послужил  Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

С этого момента Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство), помимо функций по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также корпоративного конкурсного управляющего при банкротстве банков и ликвидатора при их принудительной ликвидации, стало активным участником осуществления мер по предупреждению банкротства банков – участников системы обязательного страхования вкладов физических лиц.

В соответствии с п.1 ст.33 Закона об оздоровлении банков Банк России вправе предложить Агентству принять участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. Решение о направлении в Агентство такого предложения принимается Комитетом банковского надзора Банка России. Со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии в предупреждении банкротства банка и до дня окончания срока осуществления соответствующих мер Банк России вправе: не вводить запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц; не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций; предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана участия Агентства в предупреждении банкротства банк и др.

В ст. 2 Закона об оздоровлении банков перечисленные меры по предупреждению банкротства банков, которые могут осуществляться Агентством в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства. К таким мерам относятся: оказание финансовой помощи банкам, приобретающим имущество и обязательства банка или их часть; оказание финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников); организация торгов  по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России; исполнение функций временной администрации на основании решения Банка России; приобретение в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников).

С 28 октября 2008 г. (даты вступления Закона об оздоровлении банков в силу) Агентство  дало согласие на участие в предупреждении банкротства 14 банков. Во всех этих случаях существовала необходимость предотвратить угрозу стабильности банковской системы, которая могла быть вызвана неустойчивым финансовым положением проблемного банка, срочно обеспечить защиту законных интересов его вкладчиков.

Применение конкретных мер по предупреждению банкротства в отношении каждой кредитной организации сугубо индивидуально и зависит от ситуации в ней. При этом такая мера, как введение временной администрации Агентства, используется только в самых исключительных случаях, когда использование других способов оздоровления кредитной организации не может быть эффективно.

В участии Агентства в оздоровлении кредитных организации уже виден  положительный эффект. Наибольшим достижением  Агентства в этой области является относительная стабилизация ситуации в банковской сфере: несмотря на кризис, в 2008 г. было отозвано меньше лицензий на осуществление банковских операций, чем когда-либо ранее.

В современных условиях санацию  российских банков необходимо проводить  на постоянной основе. Вхождение Агентства в капитал санируемых банков возможно только при получении полной и достоверной информации об объективном состоянии активов конкретного банка, наличии экономических предпосылок (реальных перспектив роста остатков на счетах корпоративных клиентов, увеличения вкладов населения, роста доходов по банковским операциям, оптимизации структуры фондового портфеля и др.) к его оздоровлению.

Оздоровление банков не может быть ограничено несколькими годами; этот механизм должен функционировать постоянно, а не только в период экономических кризисов.

Не смотря на короткий срок действия Закона об оздоровлении банков, Агентство  смогло добиться первых положительных  результатов в его применении. Важнейшим из них является серьезный  вклад в стабилизацию ситуации в  банковской сфере, преодоление кризиса доверия населения к банковской системе. Агентство смогло предотвратить банкротство ряда крупных организаций и тем самым не допустило сильного удара по экономике страны.31 

4.2 Меры по предупреждению банкротства банков, осуществляемые с участием агентства по страхованию вкладов

На основании  так называемых антикризисных нормативных  актов, правовой основой которых  стал Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ "О дополнительных мерах  для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».32 (далее - Закон об укреплении банковской системы), Центральный банк Российской Федерации и Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство) вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков - участников системы обязательного страхования вкладов физических лиц.

Прежде чем  направить Агентству предложение  об участии в предупреждении банкротства  банка, Банк России совместно с Агентством проводит оценку финансового положения  банка в порядке, установленном  указанием Банка России от 29 октября 2008 г. N 2107-У "Об оценке финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в осуществлении мер по предупреждению его банкротства"33.

Результаты проведения указанных проверок позволили выделить две наиболее распространенные причины возникновения у банков проблем с ликвидностью. В одних банках владельцы не смогли решить возникшие из-за оттока вкладов проблемы с ликвидностью другими денежными средствами, поскольку банковский бизнес является для них основным, и других источников пополнения ликвидности у них не было. Вторая проблема - это обесценение активов из-за снижения стоимости недвижимости, в которую они были вложены34. Средства, которые может получить банк на основании антикризисного законодательства, могут помочь сократить разрыв между срочными пассивами банка и его активами и таким образом улучшить показатели ликвидности банка.

Как следует  из анализа ст. 2 Закона об укреплении банковской системы, меры по предупреждению банкротства банка можно условно разделить на три группы.

Первая группа - это меры, направленные на поиск  Агентством инвестора для банка, который бы приобрел акции (доли в  уставном капитале) банка, причем в  размере, позволяющем влиять на принимаемые банком решения. При этом само Агентство также является лицом, имеющим право на покупку.

Вторая группа - это меры, принимаемые Агентством в отношении банка на правах временной  администрации.

Третья группа - это так называемая частичная санация, при которой часть имущества и обязательств проблемного банка передается другому, так сказать "здоровому", банку.

При осуществлении  мер по спасению банка Агентство  в первую очередь делает ставку на поиск инвесторов. Агентства по страхованию в общих чертах обрисовало основные принципы, по которым отбираются инвесторы. Во-первых, это должно быть юридическое лицо, в том числе банк, имеющее положительную деловую репутацию. Во-вторых, это должно быть достаточно крупное юридическое лицо, крупнее, чем банк, в отношении которого осуществляются меры по предупреждению банкротства. В-третьих, инвестор должен являться финансово устойчивым35. В развитие этой мысли М. Сухов пояснил, что важно понять, осилит ли инвестор оздоровление проблемного банка без ущерба для себя. "Для этого мы смотрим на показатель достаточности капитала - важно, чтобы после сделки он у банка-инвестора не нарушался. При этом, оценивая масштабы бизнеса и финансовые возможности банка-инвестора, мы принимаем во внимание и иные активы, которые есть у его владельцев. Так, например, при оценке СКБ-банка, взявшегося за оздоровление Свердловского губернского банка, мы учитывали факт его принадлежности к группе "Синара", куда входят предприятия не только финансовой направленности"36.

Как ни странно, поиск инвесторов не оказался самой трудной задачей, несмотря на то, что при реализации мер по предупреждению банкротства банка достаточно высока вероятность наступления разного рода рисков. Тем не менее практически у всех банков, в отношении которых принималось решение осуществлять меры по финансовому оздоровлению, на момент принятия решения уже были инвесторы.

За период действия антикризисного законодательства заключено  несколько соглашений с инвесторами  по осуществлению мер по предупреждению банкротства в банках, испытывающих финансовые трудности.

Так, 11 ноября 2008 г. подписано генеральное соглашение между Агентством, ОАО "Свердловский губернский банк" (г. Екатеринбург), открытым акционерным обществом "Акционерный  коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" и закрытым акционерным обществом "Группа "Синара" (г. Екатеринбург)37.

9 декабря 2008 г. между Агентством, ОАО "Банк "Северная казна" (г. Екатеринбург) и ОАО "Альфа-Банк" подписано  генеральное соглашение, в котором  определяются порядок и условия взаимодействия сторон при выполнении мероприятий по финансовому оздоровлению банка "Северная казна" 38.

ОАО "АКБ "Пробизнесбанк" выступает в роли инвестора в  отношении ОАО "Банк24.ру". Соответствующее  соглашение с участием Агентства  было подписано 10 декабря 2008 г., и согласно этому документу "Пробизнесбанк" обязуется, в частности, приобрести акции в уставном капитале ОАО "Банк24.ру" в размере, позволяющем определять решения указанного банка по вопросам, отнесенным к компетенции его акционеров39.

В отношении АКБ "Союз" ОАО "Агентство", ООО "Холдинг Финансресурс" и закрытое акционерное общество "Газфинанс" подписали соглашение о финансовом оздоровлении банка "СОЮЗ". Комментируя подписание соглашения, первый заместитель генерального директора Агентства В. Мирошников заявил: "Наше решение поддержать банк основано на его социальной значимости. Это упредительная мера: в настоящее время банк работает стабильно, но в будущем было бы возможно усугубление проблем с ликвидностью"40.

Агентство одновременно с представлением плана участия в предупреждении банкротства банка вправе обратиться в Банк России с заявлением о предоставлении кредита. Кредит Банка России может быть предоставлен Агентству без обеспечения на срок до пяти лет.

Так, 29 октября 2008 г. Агентство приняло на себя функции временной администрации по управлению открытым акционерным обществом "Банк Восточно-европейской финансовой корпорации" (ОАО "Банк ВЕФК"). Предоставленные Банком России на цели финансового оздоровления указанного банка денежные средства оперативно перечислялись Агентством в ОАО "Банк ВЕФК"41 . В апреле 2009 г. инвесторы в лице НОМОС-БАНКа и Финансовой корпорации "ОТКРЫТИЕ" выкупили по 25% дополнительной эмиссии акций банка ВЕФК. Оставшиеся 50% дополнительной эмиссии приобрело Агентство, став крупнейшим акционером банка. Всего в уставный капитал банка ВЕФК инвесторами внесено 10 млрд. рублей. Кроме того, Агентство предоставило ему субординированный заем на сумму 10 млрд. рублей42. Результатом принятых мер стало изменение состава акционеров банка, избрание нового состава совета директоров банка, в который вошли представители новых акционеров, в том числе Агентства, формирование исполнительных органов банка.

Информация о работе Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций