Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота. И даже если в ходе ликвидационных процедур эти средства будут возвращены владельцам, то все равно в течение некоторого периода они были потеряны для народного хозяйства, не работали на государство и его граждан. Вернутся ли эти средства снова в экономику через банки — это большой вопрос. Более того, обанкротившийся банк уже успел понести определенные расходы на привлечение вышеуказанных ресурсов в банковскую систему, на их обслуживание (расходы по открытию счетов, реклама и т. д.). Теперь, чтобы привлечь такой же объем ресурсов, может понадобиться еще больше средств, поскольку доверие к банковской системе было утрачено.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

В результате  к  АБ «Сир» ОАО  были применены принудительные меры, такие как требования, о замене Председателя Правления и главного бухгалтера банка, требования о представлении исправленной отчетности, запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.

По требованию Национального банка Республики Саха (Якутия) АБ «Сир» ОАО представил в электронном виде реестр обязательств банка перед вкладчиками в соответствии с требованиями Указания Банка России № 1417-У.

В результате сложившихся обстоятельств исполнительный орган АБ «Сир» ОАО обратился в Совет директоров банка с предложением об осуществлении мер по финансовому оздоровлению в соответствии с требованиями п.1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», инструкции Банка России от 11 ноября 2005г. № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». В установленные срок нормативными актами Банка России Совет директоров АБ «Сир» ОАО представил в Национальный банк Республики Саха (Якутия) план об осуществлении мер по финансовому оздоровлению АБ «Сир» ОАО с указанием характера и сроков проведения, указанных мер.

В АБ «Сир» ОАО проводится комплексная  инспекционная проверка, по итогам которой будет сделан вывод о  качестве активов банка и рассмотрен вопрос о дальнейших мерах воздействия  в отношении банка.

Несмотря на принятые меры в отношении кредитной организации,  в связи с неисполнением требований предписания Банка России, федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность и нормативных актов Банка России, предоставления недостоверной отчетности и задержек проведения платежей клиентов, во избежание дальнейшего ухудшения финансового положения банка и снятия ажиотажа среди населения, в кратчайшие сроки было подготовлено ходатайство об отзыве лицензии и назначении временной администрации. Следует отметить, что такими действиями удается избежать растаскивания (попыток выведения) наиболее ликвидных активов банка, здания головного офиса и филиалов, которые впоследствии составят основу конкурсной массы.

Приказом Банка России от 09.12.09 г. № ОД-776 у кредитной организации АБ «Сир» ОАО отозвана лицензия на осуществление банковских операций и в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Банком России принято решение (приказ от 09.12.09 № ДО-777) назначить с 10.12.09г. временную администрацию по управлению кредитной организации АБ «Сир» ОАО до дня внесения арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

 

 

Заключение

Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние  на российский рынок, в частности  на российскую банковскую систему, участники  которой в первую очередь подвергаются воздействию кризисных явлений. Банки практически не кредитуют друг друга; хозяйствующие субъекты испытывают трудности в получении кредитов; сложно осуществить первичное размещение акций и разместить облигационные займы. Кризис оказывает влияние и на жизнь, и на условия труда граждан.

В этой сложной  обстановке задача государства - поиск  разумного и рационального выхода из финансового кризиса, создание эффективного механизма регулирования экономики, соблюдение баланса интересов и  защита не только представителей бизнеса, но и граждан.

В результате проведенного исследования проблемы банкротства  кредитных организаций можно  сделать следующие выводы:

1. Согласно ст.3 п.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Следует отметить, что в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (как и в утратившем силу Законе Российской Федерации от 19.11.1992 г. №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий») понятия "несостоятельность" и "банкротство" используются как синонимы. С экономической же точки зрения понятие "несостоятельность" отождествляется с понятием "неплатежеспособность".

Под неплатежеспособностью (несостоятельностью) понимается неспособность кредитной  организации своевременно и в полном объеме погасить кредиторскую задолженность.

В отношении кредитной организации  применяется принцип неплатежеспособности, то есть кредитная организация может  быть признана несостоятельной, если она  в течение определенного срока не удовлетворяет требованиям кредиторов и (или) не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей.

2. Нормативно - правовая база в  части регулирования отношений  несостоятельности (банкротства)  кредитных организаций, эволюционировала  от общего закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992г до частного Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В настоящее время центральным  нормативным актом является Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», который регулирует процесс признания кредитной организации банкротом и связанные с ним процедуры, а также подробно рассматривает все меры по выведению банков из кризисной ситуации. Данный закон учитывает специфику несостоятельности банков и значительно изменяет процедуру банкротства, предусмотренную законом «О несостоятельности (банкротстве)», исключая такие процедуры как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение. Также изменяется очередность удовлетворения требований кредиторов, что идет в разрез с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Кроме того, в целях совершенствования  методики банковского надзора за деятельностью банков и обеспечения  лучших условий применения к ним  адекватных мер надзорного реагирования, Банк России издает нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру несостоятельности, в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

3. Предупреждение банкротства – очень важная стадия развития конкурсных отношений, так как в ее рамках руководство должника, его участники, третьи лица могут перейти к взаимоустраивающему соглашению, направленному на преодоление временных финансовых сложностей, и тем самым предотвратить проведение конкурсного процесса в отношении должника.

Финансовое оздоровление кредитной организации является первоочередной мерой по предупреждению ее банкротства. Оно осуществляется при возникновении оснований, установленных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», и должно осуществляться своевременно по инициативе кредитной организации, ее учредителей (участников) либо по требованию Банка России.

В рамках финансового оздоровления кредитной организации  может быть оказана финансовая помощь кредитной организации, ее учредителями или участниками, а также иными лицами. Также применяется приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины собственных средств (капитала) кредитной организации, изменение организационной структуры кредитной организации.

4. В настоящее время уже принят  пакет так называемых антикризисных  нормативных актов. Их направленность - укрепление и поддержание стабильности  банковской системы России. Из-за  мирового финансового кризиса некоторые российские банки оказались в сложной финансовой ситуации, государство создало механизм, с помощью которого можно осуществить меры по предупреждению банкротства банков, оказать им финансовую поддержку не только за счет частных инвесторов, но и из других источников, в том числе за счет федерального бюджета.

 Правовой  основой антикризисного законодательства  стал Федеральный закон от 27 октября  2008 г. N 175-ФЗ "О дополнительных  мерах для укрепления стабильности  банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" (далее - Закон об укреплении банковской системы).

Этот нормативный  акт сформулировал принципиальный подход к решению задачи по спасению банковской системы, состоящий в  следующем. В отношении банка, являющегося  участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, и только в том случае, если будут выявлены признаки неустойчивого финансового положения этого банка, обстоятельства, угрожающие стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов, будут применяться меры по предупреждению банкротства.

В развитие норм указанного закона Банк России разработал целый ряд важных документов, касающихся реализации мер по предупреждению банкротства  банков - участников системы обязательного страхования вкладов.

Основная цель принятых документов - не допустить  банкротства банков - участников системы  обязательного страхования вкладов. Реализация данной цели возложена, прежде всего, на Центральный банк Российской Федерации, а также на Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство), полномочия которых в настоящее время значительно расширены. В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков Центральный банк Российской Федерации и Агентство вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков - участников системы обязательного страхования вкладов физических лиц.

В аттестационной работе на примере одного из банков Республики Саха (Якутия) было рассмотрено  применение законодательных и иных нормативных актов о банкротстве в отношении кредитной организации, начиная от применения мер по финансовому оздоровлению, и заканчивая отзывом лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации  АБ «Сир» (ОАО) и назначением временной администрации в составе сотрудников Национального банка Республики Саха (Якутия) и  Агентства по страхованию вкладов.

Результатом проведенных в работе исследований стали следующие предложения:

  • Механизм оздоровления банков должен функционировать постоянно, а не только в период экономических кризисов;
  • Усилить регулятивные меры, связанные с контролем за достоверностью отчетностью, имея в виду определения условий, при которых Банком России будет отозвана лицензия на осуществление банковских операций в случае, если банки искажают финансовую документацию;
  • Усилить контроль за качеством кредитного портфеля банков в части передачи банками активов в закрытые инвестиционные фонды, которые они передают в различных формах, чтобы по-иному организовать работу с заемщиками. Передача банковских активов в закрытые паевые инвестиционные фонды может реально привести к улучшению ситуации в банках, если это будет не чисто технический шаг, а если подобная передача будет сопровождаться привлечением новых инвесторов к работе с небанковскими активами, и тем самым обеспечено улучшение качество активов и комфортные взаимоотношения с заемщиками;
  • необходимо ужесточить систему контроля за деловой репутацией руководителей банка допустивших банкротство банка, в части недопущения их к банковской деятельности.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный Закон от 27.10. 2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»
  2. Федеральный Закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)
  3. Федеральный Закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  4. Федеральный Закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
  5. Федеральный Закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
  6. Федеральный Зако<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style="

Информация о работе Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций