Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота. И даже если в ходе ликвидационных процедур эти средства будут возвращены владельцам, то все равно в течение некоторого периода они были потеряны для народного хозяйства, не работали на государство и его граждан. Вернутся ли эти средства снова в экономику через банки — это большой вопрос. Более того, обанкротившийся банк уже успел понести определенные расходы на привлечение вышеуказанных ресурсов в банковскую систему, на их обслуживание (расходы по открытию счетов, реклама и т. д.). Теперь, чтобы привлечь такой же объем ресурсов, может понадобиться еще больше средств, поскольку доверие к банковской системе было утрачено.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

В целях установления требований кредиторов временная администрация осуществляет публикацию в официальном издании, содержащую сведения о кредитной  организации. В свою очередь, кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в период деятельности временной администрации. Временная администрация рассматривает предъявленное требование и по результатам рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при обоснованности предъявленного требования. В тот же срок временная администрация уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении. В реестре указываются сведения о размере и составе требования к должнику, а также об очередности удовлетворения этих требований. На основании полученных требований кредиторов временная администрация составляет реестр требований кредиторов. В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций25.

Банк России вправе ввести мораторий  на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей (ст. 2 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)»), ограниченное по действию во времени определенным сроком и направленное на восстановление платежеспособности банка. Мораторий – один из способов обеспечения экономических и юридических интересов кредиторов банка, включая граждан – вкладчиков, защита прав и законных интересов которых в сфере кредитных отношений требует дополнительных гарантий.

Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации  на срок не более трех месяцев.

Действие моратория  на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации не распространяется:

  • на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации.

Подобная норма отсутствовала  в Законе Российской Федерации от 19 ноября 1992г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Однако на основании информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07 августа 1997 г. №20 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)»26 данное правило нашло свое применение в судебно-арбитражной практике.

Таким образом, вопрос о возможности отмены моратория  решением Банка России ранее срока, указанного в акте Банка России о  введении моратория, остается открытым.

В случае с Банком России введение моратория имеет первостепенное значение не только для кредитной организации, но в гораздо большей степени – для ее кредиторов.

Таким образом, публикация в «Вестнике Банка России»  соответствующего акта о введении моратория  на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации представляется не только целесообразным, но и необходимым действием, равно отвечающим интересам, как кредитной организации, так и ее кредиторов.

Применительно к руководителю временной  администрации действуют следующие  положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

  • сделка кредитной организации, в том числе совершенная кредитной организацией до момента введения временной администрации, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации;
  • сделка кредитной организации, совершенная кредитной организацией с заинтересованным лицом, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки.

Все расходы временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации.

В случае установления оснований для  отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии.

Не позднее чем за 15 дней до истечения  установленного срока действия временной  администрации, а также при наличии оснований для досрочного прекращения ее деятельности руководитель временной администрации обязан представить в Банк России отчет о деятельности временной администрации.

Банк России принимает решение  о прекращении деятельности временной  администрации:

  • в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;
  • после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора;
  • по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законам (№ 40-ФЗ) и нормативными актами Банка России.

Сообщение о прекращении деятельности временной администрации должно быть опубликовано Банком России в «Вестнике Банка России». Если временная администрация не смогла справиться с поставленной задачей, то Банк России вправе потребовать от кредитной организации ее реорганизации (п. 1 ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в случае возникновения оснований, предусмотренных п.п. 1-3 п. 1 ст. 17 указанного Закона.

3.4. Реорганизация

Третьей процедурой, принимаемой в  целях предупреждения банкротства  кредитных организаций в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, является реорганизация кредитной организации.

Понятие «реорганизация юридического лица» - категория гражданского законодательства, включаемая как в Гражданском кодексе Российской Федерации, так и в отдельные законодательные и подзаконные акты. Правовое регулирование соответствующих правоотношений осуществляется в общем порядке в зависимости от организационно-правовой формы реорганизуемого лица и собственно способа реорганизации. Вид деятельности хозяйствующего субъекта в данном случае не имеет.

Порядок реорганизации кредитной  организации установлен Федеральными законами: «О банках и банковской деятельности", «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "Об обществах с ограниченной ответственностью"27, "Об акционерных обществах"28, Гражданском кодексе Российской Федерации, а также инструкциями Центрального банка Российской Федерации: Указание Центрального банка Российской Федерации от 30.07.1998 № 302-У "Об отмене нормативных актов и разъяснений Банка России в связи с вступлением в силу Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 14.01.04 № 109-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности"29, Положения Банка России от 4 июня 2003 г. N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения"30 и другими нормативными актами Банка России.

В соответствии с положением о  реорганизации банков процесс реорганизации кредитных организаций в форме слияния или присоединения включает семь основных стадий:

  1. Подготовка договора о слиянии или присоединении. Договоры о слиянии или присоединении представляют собой гражданско-правовые договоры, которые подчиняются универсальным  требованиям законодательства, предъявляемым к форме, условиям и иным вопросам заключения договоров. В отношении договоров о слиянии и присоединении нормативно зафиксирован ряд специальных условий, которые обязательно должны быть отражены при заключении указанных договоров:
  • Порядок и условия слияния или присоединения;
  • Порядок конвертации долей (акций) каждого реорганизующегося банка в доли, возникающих в результате реорганизации банка (далее-Реорганизованный банк);
  • Права владельцев долей реорганизующихся банков;
  • Порядок возникновения новых  обязательств, сторонами  которых могут выступать реорганизующиеся банки, до создания реорганизованного банка;
  • Дата составления списка участников реорганизуемых банков, имеющих право на участие в общем совместном собрании участников Реорганизованного Банка;
  • Открытие филиалов Реорганизованного Банка на основе реорганизованных банков;
  1. Вторая стадия включает уведомление территориального учреждения Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении.

На этой стадии банкам из числа  участвующих в реорганизации  вменяется в обязанность проинформировать территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения о предстоящей реорганизации и о предполагаемом месте нахождения Реорганизованного Банка, а также о месте и времени проведения общего собрания участников.

К  уведомлению, направляемому в  Центральный банк, прилагаются следующие документы:

  • Проект договора о слиянии или присоединении;
  • Проект бизнес-плана Реорганизованного Банка;
  • Проекты передаточных актов, составленные на основе балансов каждого из реорганизующихся банков;
  • Проект сводного баланса Реорганизованного Банка на последнюю отчетную дату с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале реорганизующихся банков, а также расчет экономических нормативов.

После получения уведомления территориальное  учреждение Банка России может провести в реорганизуемом банке внеплановую проверку для оценки реального финансового состояния в порядке, установленном  Банком России; 

  1. На третьей стадии  реорганизации проводится рабочего совещание представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков, в ходе которого обсуждаются цели реорганизации, способы их достижения, сроки проведения мероприятий по осуществлению реорганизации;
  2. В целях придания предполагаемой реорганизации легитимного характера каждый из участвующих в ней банков проводит общее собрание участников, на котором собственно и принимается решение о реорганизации;
  3. После проведения общего собрания участников и принятия решения о реорганизации должно последовать уведомление кредиторов реорганизумых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;
  4. Ключевой стадией процедуры реорганизации является проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков. Собрание проводится в соответствии с законодательством и утвержденным совместным общим собранием регламентом его проведения;
  5. Финальным этапом является представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

С момента поступления в Банк России извещения кредитной организации  о принятии решения о реорганизации кредитной организации территориальное учреждение Банка России должно установить контроль за реорганизацией кредитной организации. В максимально короткие сроки с момента поступления в Банк России извещения кредитной организации о принятии решения о реорганизации кредитной организации территориальное учреждение Банка России должно совместно с территориальным учреждением Банка России подготовить совместное заключение о целесообразности реорганизации кредитных организаций.

Банк России проводит регистрацию реорганизованной кредитной организации и выдает ей лицензию на осуществление банковских операций (в случае необходимости) только при положительном заключении Департамента по организации банковского санирования, подготовленном в порядки и сроки, установленные нормативными актами Банка России.

Таким образом, проведя анализ положений  Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» напрашивается вывод о том, что  он, безусловно, представляет реальные возможности для восстановления ликвидности и платежеспособности кредитных организаций, испытывающих временные финансовые трудности. 

Информация о работе Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций