Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота. И даже если в ходе ликвидационных процедур эти средства будут возвращены владельцам, то все равно в течение некоторого периода они были потеряны для народного хозяйства, не работали на государство и его граждан. Вернутся ли эти средства снова в экономику через банки — это большой вопрос. Более того, обанкротившийся банк уже успел понести определенные расходы на привлечение вышеуказанных ресурсов в банковскую систему, на их обслуживание (расходы по открытию счетов, реклама и т. д.). Теперь, чтобы привлечь такой же объем ресурсов, может понадобиться еще больше средств, поскольку доверие к банковской системе было утрачено.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

Пятое основание – нарушение  кредитной организацией норматива  текущей ликвидности, установленной Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

Согласно ст. 66 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», нормативы  ликвидности кредитной организации  определяются как:

  • соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
  • соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие лекгореализуемые активы) и суммарных активов. Под ликвидностью банка понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.

В п. 1 ст. 17 и п. 1 ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» установлены  несколько иные основания для  осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Следует различать меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, которые могут осуществляться кредитной  организацией самостоятельно, и меры, проводимые по требованию Банка России. Этим обусловлены различия в основаниях для осуществления конкретных мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Самостоятельно кредитная организация  может осуществлять следующие меры по предупреждению своего банкротства: во-первых, финансовое оздоровление; во-вторых, реорганизацию.

Иное дело, если меры по предупреждению банкротства кредитной организации  проводятся по требованию Банка России, который вправе: потребовать от кредитной  организации осуществления мер  по ее финансовому оздоровлению; назначить временную администрацию; потребовать осуществления реорганизации кредитной организации.

Таким образом, требование Банка России о реорганизации кредитной организации  будет законным лишь в случае возникновения  обстоятельств, указанных не в ст. 4, а в п. 1 ст. 32 (который отсылает к п.п. 1-3 п.1 ст. 17) Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Банк России не вправе назначить временную администрацию, если отсутствуют основания, предусмотренные ст. 17 названного Закона.

3.2. Финансовое оздоровление

Меры по предупреждению банкротства  кредитной организации осуществляются при наличии одного или нескольких перечисленных выше оснований.

Введение процедуры финансового  оздоровления позволяет сделать  вывод об усилении продолжниковой направленности российского конкурсного законодательства.

Финансовое оздоровление кредитной организации является первоочередной мерой по предупреждению ее банкротства. Оно осуществляется при возникновении оснований, установленных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», и должно осуществляться своевременно по инициативе кредитной организации, ее учредителей (участников) либо по требованию Банка России.

Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций только по решению Совета директоров Банка России.

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» меры, направленные на финансовое оздоровление кредитной организации, принимаются учредителями (участниками) кредитной организации до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом.

Средствами, применяемыми для финансового  оздоровления кредитной организации  в соответствии с Федеральным  законам «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», признаются:

  • оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
  • изменение организационной структуры кредитной организации.

Вместе с тем названный перечень не носит закрытый характер, допускается  осуществление иных мер, предусмотренных  федеральными законами.

Банк России, а  вслед за ним и Агентство по страхованию вкладов получают право разрабатывать и осуществлять меры, не предусмотренные законодательством.

Первое место в ряду конкретных действий, направленных на финансовое оздоровление кредитной организации (ст. 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), занимает группа мероприятий по оказанию финансовой помощи кредитной организации, ее учредителями или участниками, а также иными лицами. Она может выражаться:

  • в размещении денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
  • в предоставлении поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • в предоставлении отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • в переводе долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • в отказе от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
  • в дополнительных взносах в уставный капитал данной кредитной организации;
  • в прощении долга кредитной организации;

Вторая группа по финансовому оздоровлению кредитных организаций включает использование комплекса финансовых инструментов, в совокупности именуемых изменением структуры активов и структуры пассивов кредитной организации, которая может предусматривать:

  • улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами;
  • приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
  • сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление;
  • продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;

а также:

  • увеличение собственных средств (капитала);
  • снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

Также в рамках финансового оздоровления применяется приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной  организации и величины собственных  средств (капитала) кредитной организации, а также изменение организационной структуры кредитной организации, означающие, например, изменение состава и численности сотрудников кредитной организации, сокращение и ликвидацию обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации:

  • иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

3.3. Временная администрация

Особое место в ряду мер по предупреждению банкротства кредитных  организаций, названных в Законе о банкротстве кредитных организаций, занимает  назначение временной администрации. Это наиболее часто применяемая к кредитным организациям мера по предупреждению банкротства.

Данная мера относится исключительно к принудительным мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Решение о назначении временной  администрации принимается Банком России по собственной инициативе либо по просьбе членов правления, Совета акционеров соответствующего банка, а также его кредиторов.

Временная администрация по управлению кредитной организации назначается  приказом (распоряжением) Председателя Банка России или по его поручению  – заместителя Председателя Банка России по представлению Департамента банковского надзора Банка России с учетом предложений территориального Главного управления (Национального банка) Центрального банка Российской Федерации.

Среди нормативных актов Банка  России, в соответствии с которыми действует временная администрация, необходимо назвать: Положение Центрального банка Российской Федерации от 07.08.2001 №146-П «О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций»17; Указание Центрального банка Российской Федерации от 29.10.08 № 2109-У «О внесении изменений в Положение Центрального банка Российской Федерации от 09.11.2005 № 279-П «Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией18, а также Письмо Центрального банка Российской Федерации от 25.03.1999 №108-Т «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»19 и Письмо Центрального банка Российской Федерации от 02.04.1998 № 85-Т «О порядке применения мер воздействия к реорганизующимся кредитным организациям»20.

Федеральным законом № 40-ФЗ «О Несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусмотрено пять оснований для назначения временной администрации:

  1. кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  2. кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  3. кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
  4. кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
  5. в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России обязан назначить временную  администрацию в кредитную организацию  не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация назначается  Банком России на срок не более шести  месяцев.

Генеральной задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

При назначении временной администрации в кредитную организацию после отзыва лицензии на осуществление банковских операций полномочия исполнительных органов управления кредитной организации (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными21.

Порядок функционирования временной  администрации регулируют следующие Федеральные законы: № 40-ФЗ «О Несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», № 395-1 «О банках и банковской деятельности»22.

Ранее, этот порядок наряду с названными Законами регулировался и Федеральным  законом от 08.07.1999 №144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (гл. I)23.

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

  • проводит обследование кредитной организации;
  • устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности»24;
  • разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;
  • контролирует распоряжение имуществом кредитной организации;
  • выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной  организации временная администрация  осуществляет следующие функции:

  • реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;
  • проводит обследование кредитной организации;
  • устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
  • разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;
  • контролирует распоряжение имуществом кредитной организации;
  • принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;
  • устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;
  • принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;
  • обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;
  • выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

Информация о работе Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций