Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота. И даже если в ходе ликвидационных процедур эти средства будут возвращены владельцам, то все равно в течение некоторого периода они были потеряны для народного хозяйства, не работали на государство и его граждан. Вернутся ли эти средства снова в экономику через банки — это большой вопрос. Более того, обанкротившийся банк уже успел понести определенные расходы на привлечение вышеуказанных ресурсов в банковскую систему, на их обслуживание (расходы по открытию счетов, реклама и т. д.). Теперь, чтобы привлечь такой же объем ресурсов, может понадобиться еще больше средств, поскольку доверие к банковской системе было утрачено.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

Агентство вправе осуществлять финансирование мероприятий  по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда обязательного страхования вкладов.

Финансирование  мероприятий по предупреждению банкротства  банка за счет средств фонда обязательного  страхования вкладов может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если осуществление  финансирования указанных мероприятий  приведет к уменьшению затрат  фонда обязательного страхования  вкладов в случае ликвидации  банка;

2) если осуществление  финансирования указанных мероприятий  не повлияет на устойчивость  фонда обязательного страхования вкладов.

По данным на май 2009 г., размер страхового фонда Агентства  составляет 80,5 млрд. рублей. За время  действия антикризисного законодательства его размер немного уменьшился в  связи с осуществлением выплат Агентством страхового возмещения вкладчикам ряда банков, у которых с сентября 2008 г. по май 2009 г. отозвана лицензия на осуществление банковских операций (это банки Юнитбанк, Мира-банк, Эконацбанк, "Сибконтакт", "Сочи", Газинвестбанк и некоторые другие). Начинаются выплаты страхового возмещения вкладчикам банка "Поволжский немецкий банк" ЗАО "WDB-банк" (г. Саратов) и вкладчикам банка "ПЕТРО-АЭРО-БАНК" (ОАО "КБ "ПЕТРО-АЭРО-БАНК"), г. Санкт-Петербург.

Предотвращение  банкротства этих банков, вероятно, было признано Банком России и Агентством нецелесообразным, поскольку на их финансовое оздоровление потребовалось бы гораздо больше средств, чем на выплаты страхового возмещения их вкладчикам. В результате - наступление страхового случая. Согласно Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:

1) отзыв (аннулирование)  у банка лицензии Банка России  на осуществление банковских  операций (далее - лицензия Банка  России) в соответствии с Федеральным  законом "О банках и банковской деятельности";

2) введение Банком  России в соответствии с законодательством  Российской Федерации моратория  на удовлетворение требований  кредиторов банка.

Если бы во всех банках - участниках системы страхования  вкладов, у которых возникли финансовые трудности в связи с кризисом, наступил бы страховой случай, средств фонда страхования вкладов не хватило бы на выплату страхового возмещения вкладчикам. Поэтому Банк России и Агентство ищут для проблемных банков инвесторов, источники финансирования, в общем, всеми способами стараются не допустить наступления страхового случая.

На осуществление  мероприятий по предупреждению банкротства  банков с участием Агентства также  выделяются средства федерального бюджета, которые вносятся в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства, не являющееся фондом обязательного страхования вкладов.

В случае если Агентство  приобрело акции или внесло вклад  в уставный капитал банка, оно  обязано при получении предложения  лица, заинтересованного в покупке всех приобретенных Агентством акций (долей), выставить их на продажу путем публичных торгов. Эта норма, закрепленная в Законе об укреплении банковской системы, свидетельствует об отсутствии у государства стремления провести "национализацию" банковской системы.

Одновременно  с планом участия Агентства на рассмотрение Комитета банковского  надзора Банка России Агентством может быть представлено ходатайство  о возложении на Агентство функций  временной администрации, если оно  не направлялось в Банк России ранее. При этом полномочия исполнительных органов банка приостанавливаются.

Функции временной  администрации возлагаются на Агентство  на срок не более шести месяцев. По предложению Банка России и (или) Агентства данный срок может быть изменен.

Агентство, действуя в качестве временной администрации, может принять решение осуществить действия, связанные с увеличением размера уставного капитала банка, в том числе путем размещения выпуска (дополнительного выпуска) акций.

Дополнительный  выпуск акций банка может быть полностью или частично приобретен Агентством. При этом на акционеров (участников) банка не распространяется преимущественное право приобретения акций (долей).

Так, Агентство  с 14 мая 2009 г. осуществляет функции временной  администрации в АКБ "Российский капитал" (ОАО). В этом банке проведенная оценка финансового состояния не выявила проблем с ликвидностью, однако имели место явные признаки его неустойчивого финансового положения, а именно низкое качество активов, вызванное неплатежеспособностью ряда заемщиков. Поэтому было принято решение осуществить в отношении этого банка ряд действий, направленных на его финансовое оздоровление, в частности рекапитализацию банка "Российский капитал" на сумму 3 млрд. руб., в результате которой весь пакет дополнительной эмиссии будет приобретен Агентством. Также Агентство окажет банку "Российский капитал" финансовую помощь в размере до 9 млрд. руб.43

Действуя в  качестве временной администрации, Агентство вправе также осуществлять действия, связанные с уменьшением  размера уставного капитала банка до величины его собственных средств (капитала).

Если устранить  негативные явления в деятельности банка не получается, а инвестор не находится, Банк России может принять  решение принудительно уменьшить  размер уставного каптала банка  до величины собственных средств (капитала). Механизм реализации данного решения в случае его принятия изложен в указании Банка России от 29 октября 2008 г. N 2108-У "О порядке принятия Банком России решения об уменьшении уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала)" 44.

При отрицательном  значении величины собственных средств (капитала) банка размер его уставного  каптала уменьшается до одного рубля.

Далее объявляется  дополнительный выпуск акций банка (внесение дополнительного вклада в  уставный капитал), который выкупает Агентство, становясь новым собственником банка, и начинает управлять им в обычном режиме. Одновременно Агентство продолжает искать инвестора для банка с целью продажи банка на выгодных для инвестора условиях.

Банк России воплотил указанную меру пока только один раз - в отношении открытого акционерного общества "Пензенский губернский банк "Тарханы". В этом банке начиная с 12 января 2009 г. Агентство выполняло функции временной администрации и установило фактическое снижение размера собственных средств (капитала) банка "Тарханы" до отрицательного значения. В связи с этим Банк России 18 февраля 2009 г. принял решение об уменьшении размера его уставного капитала до одного рубля и размещении дополнительного выпуска акций банка на сумму 0,7 млрд. рублей. Весь пакет дополнительной эмиссии приобретен Агентством. Таким образом, Агентство вошло в капитал банка. Кроме того, Агентство предоставит банку "Тарханы" субординированный кредит в размере 0,2 млрд. рублей сроком на 5 лет с процентной ставкой 0,5% годовых45.

В рамках реализации полномочий временной администрации  Агентство вправе осуществить комплекс мер по передаче имущества и обязательств банка или их части приобретателям.

Приобретатель имущества и обязательств банка  или их части определяется временной администрацией путем закрытого отбора из числа банков, имеющих лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады 46.

Так, в декабре 2008 г. была осуществлена передача обслуживания вкладчиков - физических лиц по договорам банковского вклада и банковского счета банка "Электроника" в финансово устойчивый банк - "Национальный резервный банк". Всего на обслуживание были переданы обязательства перед более чем 17 тыс. человек на общую сумму 1,6 млрд. руб.47. Данная операция произошла впервые в российской банковской практике.

С 10 декабря 2008 г. на Агентство были возложены функции  временной администрации по управлению акционерным коммерческим банком "МЗБ" (закрытое акционерное общество "АКБ "МЗБ" (ЗАО)) и коммерческим банком "Московский капитал" (общество с ограниченной ответственностью "КБ "Московский капитал" (ООО)) сроком на шесть месяцев 48. Как пояснил директор Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России М. Сухов, приступить к осуществлению мер по предупреждению банкротства банка "Московский капитал" было решено из-за большого объема вкладов граждан, Московского залогового банка - из-за большого объема вкладов и обязательств банка перед компаниями, связанными с Правительством Московской области 49.

Однако в  данном случае спасти банки не получилось. Обязательства этих банков перед  физическими лицами по договорам  банковского вклада и банковского  счета в полном объеме переданы открытому  акционерному обществу "НОМОС-БАНК" и акционерному коммерческому банку "Банк Москвы" (открытое акционерное общество) соответственно. Выплаты страхового возмещения вкладчикам Московского залогового банка и банка "Московский капитал" не производятся, поскольку все клиенты - физические лица этих банков приняты на полное банковское обслуживание по договорам банковского вклада и банковского счета соответственно в другие банки50.

В результате принятия рассмотренных мер ситуация в  банковском секторе в некоторой  степени стабилизировалась. Удалось  избежать банкротства многих банков, приостановить отток вкладов населения. Так, на 1 января 2009 г. объем вкладов физических лиц составил 5 906 990 млн. руб., на 1 марта - 6 217 667 млн. руб. Но этого пока недостаточно, чтобы говорить о полном восстановлении доверия к банковской системе. Кроме того, нельзя не учитывать, что у населения просто нет денег, чтобы нести их в банки.

На финансирование мер по предупреждению банкротства  банков было направлено 139 млрд. руб. В  основном это кредиты Банка России. Из 200 млрд. руб., выделенных Агентству из федерального бюджета, израсходовано лишь 16%. Остальные средства находятся в резерве на случай возможного ухудшения ситуации51.

Несмотря на все принимаемые государством меры, в том числе оказанную банковской системе России финансовую помощь, проблем остается очень много.

В целом в  экономике наблюдается серьезный  спад, банки по-прежнему не кредитуют  реальный сектор российской экономики. И на это у банков есть немало причин, в первую очередь обесценение  активов потенциальных заемщиков - юридических лиц. Многие предприятия уже находятся на пороге банкротства, а остальные несут серьезные убытки, растет безработица, инвестиционная активность падает. Возможность банка размещать привлеченные средства напрямую связана с объемом этих самых привлеченных средств, а их недостаточно, поскольку население не вкладывает деньги на банковские вклады.

К сожалению, принимаемые  Агентством совместно с Банком России меры по предупреждению банкротства  банков также не всегда оказываются  достаточно эффективными. Так, например, несмотря на выполнение Агентством функций временной администрации в Московском залоговом банке и банке "Московский капитал", ситуация в этих банках не улучшилась. Банком России 2 февраля 2009 г. было принято решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у этих двух банков.

Ухудшаются  показатели деятельности банков - участников системы страхования вкладов. По оценке главы Центра экономических  исследований Московской финансово-промышленной академии Сергея Моисеева, только по показателю доходности требованиям для участия в системе страхования вкладов могут не соответствовать порядка 10% банков52. Учитывая реальную ситуацию в банках, Банк России внес изменения в указание Центрального банка Российской Федерации N 2005-У "Об оценке экономического положения банков", которые исключают показатели доходности при оценке банков. Данные изменения будут действовать с 1 июня до конца 2010 г.

Сам факт рассмотрения Банком России возможности применения подобных мер свидетельствует о  достаточно пессимистичном прогнозе Центрального банка Российской Федерации относительно возможного развития ситуации в банковской системе России.

Глава 5. Применение законодательных  актов по применению мер предупреждения  несостоятельности (банкротства) кредитных организаций  в Республики Саха (Якутия) на примере АБ «Сир» (ОАО)

В 2009 года на территории Республики Саха (Якутия) одна из 5 действующих самостоятельных кредитных организаций стала  испытывать финансовые трудности.

АБ «Сир» ОАО был создан в 1992 году, имеет лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), 
лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, участвует в систему страхования вкладов, имеет филиальную сеть в количестве 3 филиалов.

Неисполнение обязательств по банковской гарантии, выданной  в обеспечении  надлежащего исполнения обязательств, к корреспондентскому счету банка открыта картотека в связи с недостаточностью средств для погашения обязательств по банковской гарантии. Таким образом, возникла реальная угроза интересам кредиторов и вкладчиков  в результате прекращения АБ «Сир» ОАО выплат по своим обязательствам. В нарушение требований Положения № 302-П выданная гарантия не была учтена  на балансе банка. Норматив Н6 не соответствовал максимальному уровню в 25 %, что привело к осуществлению мер по предупреждению банкротства кредитной организации. Так же отчетность Банка имела признаки недостоверности.

Информация о работе Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций