Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:56, курсовая работа
Целью данной работы является изучение применения гравитационной модели для анализа интеграции рынков.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- ознакомиться с историей развития гравитационной модели;
- описать существующие гравитационные модели;
- охарактеризовать варианты глобальной интеграции России;
- сделать анализ экономической интеграции рынков стран СНГ.
Введение 3
Глава 1. Описание гравитационной модели и ее теоретическое обоснование 6
1.1. История развития гравитационной модели 6
1.2. Описание гравитационных моделей 8
Глава 2. Анализ интеграции рынков россии и стран СНГ 12
2.1. Варианты глобальной интеграции России 12
2.2. Анализ экономической интеграции вот именно! А «экономической интеграции рынков» не бывает. Экономическая интеграция и интеграция рынков – это разные вещи! рынков стран СНГ 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Текст работы должен быть через 1.5 интервала, кеглем 12. 26
23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Описание гравитационной модели и ее теоретическое обоснование
1.1. История развития гравитационной модели
1.2. Описание гравитационных моделей
Глава 2. Анализ интеграции рынков россии и стран СНГ
2.1. Варианты глобальной интеграции России
2.2. Анализ экономической интеграции рынков стран СНГ
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность. Теоретические исследования указывают на следующие главные преимущества пространственно интегрированного рынка. Во-первых, такое состояние является парето-оптимальным, обеспечивая больший уровень благосостояния общества по сравнению со случаем сегментированного рынка. Неспособность последнего эффективно «абсорбировать» локальное избыточное предложение другими пространственными частями рынка приводит к ослаблению стимулов экономического роста и иным негативным последствиям. Во-вторых, интегрированность гарантирует воздействие макроэкономической политики (налоговой, денежной и т.п.) на побуждения и ограничения, учитываемые при принятии решений на микроэкономическом уровне, тогда как на сегментированном рынке макроэкономические «сигналы» могут доходить до микроуровня с искажениями и не приводить к ожидаемым результатам [5; 100].
Немногочисленные публикации, посвященные проблематике интеграции рынков товаров в России, рассматривают хотя и интересные, но частные аспекты. Даже взятые в совокупности, результаты этих работ дают только некий набор элементов мозаики, не складывающийся в целостную картину. Остаются открытыми вопросы, в каком направлении развивается интеграция российского рынка товаров, как участвуют в этом процессе конкретные регионы, какие факторы противодействуют (или способствуют) интеграции.
Отсюда видна научная актуальность исследования интеграции российского рынка товаров во временном и пространственном (региональном) разрезах, а также изучение влияния различных факторов на состояние и динамику интеграции. С прикладной точки зрения актуальность такого исследования определяется тем, что оно обеспечивает научную основу для разработки и проведения политики, направленной на развитие интеграции национального рынка и, более широко, формирование единого экономического пространства страны.
В мировой экономической литературе имеется значительное число работ, посвященных как эмпирическому анализу пространственной интеграции рынков товаров, так и теоретическим аспектам такого анализа. В большинстве из них объектом изучения являются международные рынки, но есть и немало публикаций, рассматривающих внутренние рынки. В этих работах теоретически обоснован, разработан и эмпирически опробован мощный инструментарий исследования интеграции рынков товаров.
Однако он ориентирован на экономики, функционирующие в относительно стабильных условиях, основываясь на неявном предположении, что в течение анализируемого периода механизм функционирования рынков существенно не меняется. Основной вопрос, на который ищется ответ — интегрирован ли изучаемый рынок на определённом временном интервале, т.е. интеграция рассматривается как состояние рынка в данном (достаточно продолжительном) периоде. Но переходной экономике как раз присущи принципиальные изменения механизма функционирования рынков, вызванные заменой планового ценообразования рыночным и административного распределения товаров оптовой торговлей. И направление последствий этих изменений — движение к интеграции (или от неё) в течение рассматриваемого периода, - пожалуй, даже более важно, чем сам факт интегрированности или неинтегрированности рынка. Указанное предположение при анализе пространственной интеграции рынков в переходной экономике оказывается весьма грубым приближением - по сути, элиминируется сам переходный процесс. Поэтому применение только известного инструментария не даёт возможности ответить на отмеченные выше открытые вопросы относительно интеграции российского рынка товаров.
Таким образом, имеется необходимость в существенном развитии и дополнении известного инструментария - в разработке подходов, моделей и методов исследования пространственной интеграции рынков товаров, адекватно учитывающих специфику переходного периода, т.е. позволяющих описывать и изучать интеграцию как развивающийся во времени процесс. Без этого, в частности, невозможно получить относительно полную картину интеграции российского рынка.
Россия является страной с открытой экономикой и одновременно слабо интегрирована в мировой рынок. Переориентация торговли России произошла скорее географически, нежели структурно. В российском экспорте по-прежнему доминируют энергетические ресурсы, что делает российскую экономику зависимой от мировых цен на данные товары. Благоприятная конъюнктура на мировых рынках создает условия для экономического роста в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде этого недостаточно. Экономике необходимо наличие полноценно функционирующих рыночных институтов. Это дает возможность для развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, обеспечения долгосрочного экономического роста, привлечения инвестиций, а также развития торговли.
Какое отношение всё это имеет к предмету работы? Да ещё текст передран один в один без всяких ссылок.
Введение должно начинаться с краткого описания сути гравитационной модели и для чего она нужна. А потом сформулировать Вашу задачу – применение модели для анализа интеграции рынков (любых, причём тут Россия и СНГ, тем более что если работы по ним есть, то их считанное число). Причём именно рынков, а не экономической интеграции вообще.
Объектом данной работы является изучение гравитационной модели.
Предметом является применение гравитационной модели. Смысл этих фраз? Если переставить слова «предмет» и «объект», что-нибудь изменится?
Целью данной работы является изучение применения гравитационной модели для анализа интеграции рынков.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- ознакомиться с историей развития гравитационной модели;
- описать существующие гравитационные модели;
- охарактеризовать варианты глобальной интеграции России;
- сделать анализ экономической интеграции рынков стран СНГ.
Гравитационная модель — модель, описывающая социальные и экономические взаимодействия между пространственными объектами (городами, регионами, странами). Она иИспользуется в региональном анализе и пространственном анализе экономики. В различных модификациях такие же модели используются при исследовании процессов урбанизации, размещения промышленности, экспортно-импортных взаимосвязей, миграции населения.
Гравитационная модель основана на предположении, что объем двусторонних торговых потоков прямо пропорционален размеру экономик (их «массам»), и обратно пропорционален расстоянию между ними и иным торговым барьерам. В виду очевидности сходства с нНьютоновским законом всемирного тяготения, данная модель получила название «гравитационной».
А где сама модель-то?
Первые эконометрические результаты, выявившие эту закономерность, были получены в конце 19507х? — начале 19607х гг.26? Открытая как чисто эмпирическая зависимость, гравитационная модель затем была подвергнута резкой критике за свой отрыв от теории. Тем не менее, благодаря высокой эмпирической точности, она стала широко применяться для оценки торговых потоков и одновременно заставила экономистов искать теоретическое обоснование данной модели. Несмотря на то, что в течение практически полувека предпринимались многочисленные попытки вывести гравитационную модель, «реабилитирована» она была совсем недавно благодаря работе Андерсона и ван Винкупа. К более ранним теоретическим выводам гравитационной модели можно отнести работы Тинбергена (1962) и Андерсона (1979). Данные теоретические модели давали лишь частичное объяснение гравитационной модели. Например, Андерсон выводит гравитационную модель, используя производственную функцию Коба — Дугласа, и пытается вывести гравитационную модель с единичной эластичностью для коэффициентов ВВПпробел[1, это Бабацкая-Кухарчук? с.25].
Впоследствии Хелпман и Кругман (1985) Почему у Вас вперемешку используются разные стили ссылок? И где это в списке литературы? предлагают версию гравитационной модели, работающую в рамках монополистической конкуренции, подчеркивая взаимосвязь между структурой рынка и объемом торговли.
Все ссылки только в стиле [7], [1, 4, 9], [9-11]!
Данную работу можно классифицировать как макроэкономическое обоснование гравитационной модели. Наиболее же полный микроэкономический вывод модели дает Бергштранд (1985, 1989). Его теоретическое обоснование гравитационной модели опирается на теорему Хекшера — Олина.
В конце 1990-х гг. ряд авторов систематизировал имеющиеся теоретические выводы гравитационной модели. Деардорф (1998) предлагает наиболее полный обзор литературы по этой теме. Эвнетт и Келлер (1998) сравнивают и тестируют гравитационные модели различных авторов. Морель (1998) дает подробный анализ моделей Хелпмана, Хелпмана-Кругмана, и Андерсона. Наконец, несколько лет назад стала применяться расширенная гравитационная модель, более правильно моделирующая географические переменные. Эта модель частично основывается на теории, разработанной в рамках новой экономической географии. Связь между новой экономической географией и гравитационной моделью показывает в своей работе Итон Кортум (2002), а наиболее известной в этой области является гравитационная модель, разработанная Реддингом и Венаблем (2000).
Несмотря на разнообразие теоретических обоснований гравитационной модели, большинство из них выводит ее лишь приближенно. Наиболее же полным и аргументированным выводом гравитационной модели является модель Андерсона и ван Винкупа (2003). В своих последних исследованиях Джейм Е. Андерсон и Эрик ван Винкуп предложили версию, наиболее близкую к традиционной гравитационной модели, в которую была добавлена переменная многостороннего сопротивления. Преимуществом данной модели является ее строгое теоретическое обоснование.
Для пары торгующих между собой регионов «многосторонним сопротивлением» Андерсон и ван Винкуп называют средний для двух регионов барьер в торговле с остальным миром. Чем больше этот барьер, тем сильнее регионы будут стремиться торговать друг с другом. Применение переменной многостороннего сопротивления Что это такое? И откуда её взять? позволяет не только просто и элегантно вывести гравитационную модель теоретически, но и получить правильные оценки входящих в нее переменных. Последствия невключения переменной многостороннего сопротивления в модель ярко иллюстрирует парадокс МакКалома (1995) [3, с.15]. Почему две ссылки на одну и ту же работу двумя стилями?
Исследуя торговлю между американскими штатами и канадскими провинциями, а также торговлю канадских провинций между собой, МакКаллом обнаружил, что торговля между регионами одного государства в двадцать раз интенсивнее, чем международная торговля. Графически этот эффект можно представить в виде следующей модели: Техас (Т) и Онтарио (О) расположены на одинаковом расстоянии от Британской Колумбии (БК), при этом ВВП Техаса в полтора раза превосходит ВВП Онтарио. Согласно гравитационной модели, при прочих равных условиях, интенсивность торговли между двумя регионами пропорциональна отношению их ВВП и дистанции, которая их разделяет. Из данного примера, объем торговли между БК и Т должен в полтора раза превышать объем торговли БК и О. Поскольку реальный объем торговли между данными провинциями составляет 1,4 млрд. дол., то потенциальный объем торговли между Т и БК может достигать 2,1 млрд. В действительности же, реальный объем торговли составляет лишь 0,155 млрд. МакКаллом объяснил эту разницу наличием границы или так называемого «эффекта границ». Андерсон и ван Винкуп попытались выяснить причину такого большого расхождения. Как и МакКаллом они использовали гравитационныймметод, но, в отличие от последнего, их гравитационная модель максимально учитывает возможные особенности торговли между двумя странами. Результаты подтвердили, что наличие границ отрицательно сказывается на объеме торговли, кроме того, маленькие страны торгуют больше (в относительном выражении) внутри своих границ по сравнению с общим объемом торговли. Эффект границ в реальности более умеренный, чем у МакКаллома и, согласно результатам Андерсона и ван Винкупа, снижает торговлю лишь на 20—50%. Завышение результатов МакКаллома связано с невключением в модель значимых переменных, а именно, переменной многостороннего сопротивления.
О важности переменной многостороннего сопротивления свидетельствует также работа Сабраманиана и Вея (2003). Авторы показывают эконометрически, что невключение многостороннего сопротивления в модель Роуза (2002) дает неправильные оценки влияния ВТО на торговлю.
Согласно Роузу ВТО не оказывает значимого влияния на двустороннюю торговлю стран. В то же время добавление в спецификацию Роуза многостороннего сопротивления меняет результат на прямо противоположный: переменная ВТО становится положительной и статистически значимой.
Модель Андерсона и ван Винкупа основана на стандартной гравитационной зависимости, согласно которой размер экономик определяет размер смещения торговли. На основании полученной теоретической зависимости Андерсон и ван Винкуп делают три вывода:
1. Торговые барьеры снижают в относительном выражении торговлю между большими странами больше, чем торговлю между маленькими странами.
2. Торговые барьеры увеличивают в относительном выражении торговлю между регионами внутри маленькой страны больше, чем межрегиональную торговлю внутри большой страны.
3. Маленькие страны торгуют больше в относительном выражении внутри своих границ, по сравнению с объемом общей торговли [6; с.26].
Для моделирования товарных потоков между парами стран построены специальные эконометрические модели, получившие название гравитационных. Каждая модель представляет собой функцию, связывающую товарный поток с несколькими факторами: социально-политическими, экономическими, географическими. Гравитационные модели определяют зависимость однонаправленного внешнеторгового потока от параметров внутриэкономического состояния, как страны-экспортера, так и страны импортера [7, с.31].
В основе названия гравитационных моделей лежит известная из физики формула притяжения. Впервые в экономических процессах эта формула была применена для описания зависимости между продавцом в городе и покупателем, живущим за городом, исходя из предпосылки, что их «притягивает» друг к другу:
Откуда это передрано? Почему без ссылки? (И раз прямое цитирование, то должно быть в кавычках с указанием страницы).
Одна из первых моделей экспорта была предложена известным голландским экономистом Я. Тинбергеном. Где ссылка? Зависимость интенсивности товарного потока от расстояния между торгующими странами и обусловленность импорта страны величинами их валового национального продукта (ВНП) задается формулой
Опять прямые цитаты без ссылок
Информация о работе Применение гравитационной модели для анализа интеграции рынка