Применение гравитационной модели для анализа интеграции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение применения гравитационной модели для анализа интеграции рынков.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- ознакомиться с историей развития гравитационной модели;
- описать существующие гравитационные модели;
- охарактеризовать варианты глобальной интеграции России;
- сделать анализ экономической интеграции рынков стран СНГ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Описание гравитационной модели и ее теоретическое обоснование 6
1.1. История развития гравитационной модели 6
1.2. Описание гравитационных моделей 8
Глава 2. Анализ интеграции рынков россии и стран СНГ 12
2.1. Варианты глобальной интеграции России 12
2.2. Анализ экономической интеграции вот именно! А «экономической интеграции рынков» не бывает. Экономическая интеграция и интеграция рынков – это разные вещи! рынков стран СНГ 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Текст работы должен быть через 1.5 интервала, кеглем 12. 26

Файлы: 1 файл

применение гравитационной модели для анализа интеграции рынков.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

Исследование подтвердило, что региональная торговля СНГ подчиняется общим закономерностям:  на экспорт значительное положительное влияние оказывает  экономический масштаб торгующих стран, особенно страны-экспортера (зависимость от ВВП страны-импортера менее эластична), а  географическая удаленность торгового партнера -  отрицательное влияние (см. рис.1,2).

 

Тестировались также следующие переменные: население страны-импортера и страны-экспортера, доход на душу населения торгующих стран. При помощи фиктивных переменных на основе  бинарного подхода тестировались такие факторы как наличие общей сухопутной границы, двусторонних соглашений, статуса «развивающаяся страна, не имеющая выхода к морю». Однако их включение в модель не привело к заметному улучшению коэффициента детерминации, а статистическая значимость оказалась ниже критического уровня.

Гравитационная модель  позволила выявить «нормальные», то есть обусловленные включенными в модель факторами, объемы внутрирегиональной торговли, которые определяют торговый потенциал при данных значениях  ВВП и географической удаленности. Степень его использования характеризуется коэффициентом реализации, который рассчитывается как отношение фактического объема торговли к «нормальному», то есть предсказанному моделью (табл.2).

Таблица 2

Реализация потенциала региональной торговли  СНГ

 

Коэффициент реализации потенциала

2006

2010

Азербайджан

00,6

0,85

Армения

0,53

0,54

Беларусь

1,21

0,94

Грузия

0,51

0,76

Казахстан

2,23

1,49

Кыргызстан

2,37

3,0

Молдова

1,57

1,1

Россия

0,8

0,5

Таджикистан

8,0

3,0

Туркмения

13

12

Украина

0,47

0,5

Узбекистан

1,9

3,6

СНГ

0,88

0,62

 

В 2006 г. внутрирегиональнаяя торговля  СНГ  с некоторым отставанием в целом была приближена к «нормальному» уровню, однако к 2010 г. степень его реализации заметно снизилась. В 2006 г. пять, а в 2010 г.  шесть государств-участников не достигли уровня экспорта, обусловленного их экономическими масштабами. При этом наблюдались положительные тенденции в экспорте Азербайджана и Грузии и отрицательные – в экспорте Беларуси и России.  Россия и Украина в наименьшей степени из всех стран СНГ реализуют свой торговый потенциал в региональной торговле. Не реализуют потенциал Закавказские республики: Армения, Азербайджан, Грузия. Со значительным превышением его реализуют государства Центральной Азии: Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан.

Выводы о  реализации торгового потенциала в 2006 г., полученные на основе эконометрической модели региональной торговли СНГ, частично совпадают  с результатами других исследователей, в частности, полученных Л.Фринкманом и др. в отношении «избытка» торговли постсоветских государств, расположенных в  Центральной Азии, а также Беларуси и Молдовы,  и «недостатка» участия в региональной торговле бывших советских республик Закавказья.  Однако полученные нами выводы о «недостатке» торговли  в отношении России и Украины и региональной торговли Содружества в целом имеют существенное отличие[2, с.45].

Выводы, полученные  для 2010 г., о том, что  в странах Закавказья сохраняется, а в европейских странах Содружества и по региону в целом усиливается тенденция «недостатка» региональной торговли на фоне усиления «избытка» в государствах Центральной Азии, в большей степени согласуются с выводами И.Бабетски и др., проведенного на основе данных за 2003 г., об относительном недостатке международной  торговли СНГ.

Выводы, полученные на основе эконометрической модели региональной торговли СНГ, построенной на основе данных о взаимной торговле  стран Содружества, в целом согласуются с результатами исследований в этой области, полученными другими учеными. Государства Центральной Азии торгуют более интенсивно, а государства кавказского региона и европейской части постсоветского пространства - менее интенсивно, чем предсказано региональной эконометрической моделью на основе «уравнения притяжения». На фоне экономического роста 2000-2006 г. выявлена тенденция снижения степени реализации потенциала внутрирегиональной торговли в целом и по отдельным государствам-участникам СНГ: рост товарного обмена между странами Содружества  отстает от роста масштаба их экономик, что свидетельствует о слабости интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

 

 

 

 


Заключение

Резкий переход в начале 1990-х годов от централизованно управляемой экономики к экономике, основанной на рыночных принципах, наряду с происходившими в то время политическими изменениями, положил начало региональной сегментации экономического пространства России. Поэтому одной из важных задач, стоящих перед страной, стало формирование её единого экономического пространства. Как представляется, решение этой задачи можно считать одним из существенных показателей успешности российских рыночных реформ: действительно ли в результате них возникла рыночная самоорганизация. Как показано в научной литературе нет единообразного мнения о том, что такое экономическое пространство, и, тем более, по поводу его единства. Но при всех различиях в трактовке понятия «единое экономическое пространство» очевидно, что оно должно обязательно подразумевать отсутствие барьеров (за исключением «естественных», обусловленных географическими факторами) на пути межрегионального товарообмена, иначе говоря, пространственную интеграцию рынка товаров. В этом смысле она является стержнем единого экономического пространства.

Таким образом, в результате проведенного исследования ? было выяснено, что гравитационные модели — модели, которые позволяют устанавливать оптимальные значения экспорта и импорта, учитывая такие показатели, как уровень национального дохода стран, инвестиции в основной капитал, величины транспортных тарифов, факторы торговых преференций.

Гравитационная модель позволяет ответить на два вопроса. Каким будет ожидаемое увеличение торговли в случае более тесного взаимодействия России с международными организациями, регулирующими торговлю, как, например, вступление в ВТО, и какое влияние на торговлю может оказать приближение институтов стран СНГ к среднему уровню стран ЕС либо стран ЦВЕ (имеются в виду институты в широком смысле: от экономической политики до прав собственности)?

Если допустить, что Европейский союз позволит своим странам-членам самостоятельно определять скорость интеграции в восточном направлении, то Германия и Финляндия, будучи уже в разной степени вовлеченными в двустороннюю торговлю, предпочтут ускоренную интеграцию с Россией.

 


Список использованной литературы

 

1.      Бабецкая-Кухарчук О.А., Морель М. Переход к рынку в России и его влияние на международную интеграцию. – М.: ГУ ВШЭ. 2009 г. – 44 с.

  1. Власов М. П., Шимко П. Д. Моделирование экономических процессов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 170 с.
  2. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г.Гранберг. –  М.: ГУ-ВШЭ, 2009
  3. Гранберг АГ. Экономическое пространство России: трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего // Общество и экономика. 2009. -№ 3-4. - С. 225-244
  4. Гранберг А.Г., Суслов В.И., Суспицын С.А. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2009.
  5. Кругман Н., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и практика. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 2008.
  6. Симионов, Ю. Ф. Экономика города / Ю. Ф. Симионов. – М.: МарТ, 2008.

.Список литературы никак не соотносится со ссылками.

 

Текст работы должен быть через 1.5 интервала, кеглем 12.



[i] 

[ii] 


Информация о работе Применение гравитационной модели для анализа интеграции рынка