Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение темы: Анализ доходов в торговых организациях в условиях рыночной экономики.
Для реализации выше поставленной цели нужно раскрыть ряд задач:
1. Понятие, виды, источники доходов торговых предприятий,
2.Основные направления снижения издержек предприятия в условиях рыночной экономики,
3.Проблемы совершенствования механизма формирования и распределения доходов предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, виды, источники доходов торговых предприятий…………6
1.1. Экономическая сущность, формирование и распределение доходов предприятия, регулирование дохода……………………………………...8
1.2.Анализ прибыли в торговле…………………………………………………12
Глава 2. Основные направления снижения издержек предприятия в условиях рыночной экономики
2.1 Сущность и классификация издержек производства……………………...16
2.2 Постоянные, переменные и общие издержки производства……………...20
2.3. Основные направления снижения издержек производства………………21
2.3. Пути повышения рентабельности производства………………………….20
Глава 3. Проблемы совершенствования механизма формирования
и распределения доходов предприятия
3.1 Доходы предприятия, прибыль, остающаяся в его распоряжении……….29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………
Основные показатели характеризующие финансовое состояние организации приведены в Таблице 1.
Наглядно эти показатели приведены на рисунке 1.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО "ТехИмпэкс"
Таблица 1.
Показатель | 2009 (начало года) | 2010 (конец года) | отклонения +/- | % выполнения |
1. Основные фонды, т. р. | 292354 | 295754 | 3400 | 101,1 |
2. Оборотные средства | 165440 | 175200 | 388 | 105,89 |
3. Товарооборот | 181300 | 182842 | 1542 | 100,85 |
4. Валовая прибыль | 86528 | 88070 | 1420 | 106,84 |
5. Прибыль от продаж | 66348 | 71484 | 1536 | 123,10 |
6. Издержки обращения | 55880 | 55886 | 6 | 100,01 |
7. Рентабельность продаж,% | 8,9 | 9,4 | 81,5 | 1010 |
8. Уровень издержек обращения к обороту | 69,3 | 69,9 | 0,6 | 100,86 |
Предприятие "ТехИмпэкс" является прибыльным т.к:
Прибыль от реализации в 2010 г. была получена сверх плана. Сверхплановая прибыль получена, во-первых, - за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения.
Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2010 г. по сравнению с 2009 г. В 2010 г. в фирме увеличилась прибыль. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота, которое обеспечило увеличение прибыли.
Рисунок 1.
[7. с. 98]
1.2. Анализ прибыли в торговле
Имеются особенности формирования показателя прибыли от продаж в организациях торговли. Прибыль от продаж в торговле определяется как разница между величиной валового дохода и издержек обращения. В том случае, когда величина реализованных торговых надбавок меньше суммы издержек обращения, организация получает убыток. На изменение абсолютной величины прибыли от продаж влияют следующие факторы: объем продаж, уровень валового дохода (торговых наценок), уровень издержек обращения. При расчетах влияния факторов на прибыль от продаж способом абсолютных разниц необходимо учитывать обратное влияние уровня издержек обращения.
При проведении факторного анализа прибыли от продаж можно воспользоваться следующими факторными моделями: П = ВД – ИО,
/\Пто =/\ТО*Уп0, /\ПУвд = ТО1*/\Увд, /\ПУио = ТО1*/\Уио , /\П = /\Пто + /\ПУвд + /\ПУио.
Кроме абсолютных показателей прибыли в торговых организациях также используются относительные показатели финансовых результатов, т.е. показатели рентабельности.
Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности. Рентабельность обобщает состояние доходов, оборачиваемости товаров, издержек обращения, использование собственного и заемного капиталов, основных средств и рабочей силы. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, свидетельствующим о прибыльности хозяйственной деятельности и о возможностях его дальнейшего функционирования. Показатель рентабельности в деятельности торговых предприятий характеризует относительный размер прибыли.
Рентабельность торгового предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям; товарооборот, издержки обращения, средства на оплату труда, собственный капитал, основные и оборотные средства, совокупный капитал предприятия, включающий собственные и заемные средства.
Процентное отношение суммы чистой прибыли к объему товарооборота (без НДС) называется нормой прибыли, или общей экономической рентабельностью торгового предприятия.
Рентабельность товарооборота показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара, т. е. отражает зависимость между прибылью и товарооборотом. Чем выше прибыль, тем выше рентабельность.
Коэффициент прибыльности продаж характеризует долю прибыли в товарообороте.
Отношение товарооборота к величине капитала предприятия отражает число оборотов капитала. Этот показатель определяет сумму товарооборота на одну тысячу рублей вложенных средств. Чем больше объем товарооборота, тем выше число оборотов вложенного капитала.
Рентабельность продаж и оборачиваемость капитала являются составляющими общей экономической рентабельности.
Показатель рентабельности собственного капитала служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия. На основе этого показателя можно определить число лет, в течение которых полностью окупаются средства, вложенные в акционерное торговое предприятие. Отношение прибыли к средней величине собственного капитала определяет эффективность использования собственного капитала. Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется как отношение суммы прибыли к средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженное на 100 %.
Если торговое предприятие сдает в аренду некоторые объекты основных фондов или работает в арендуемых зданиях, помещениях, то среднюю стоимость основных фондов исчисляют путем вычитания из суммы стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сдаваемых в аренду.
Для систематизации показателей рентабельности торгового предприятия все расчеты сводятся в таблицы. Помимо перечисленных показателей для расчета уровня рентабельности используются также показатели издержек обращения, численности персонала, используемых торговых площадей.
Эффективность текущих затрат рассчитывается отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения. Увеличение или сокращение издержек обращения оказывает непосредственное влияние на уменьшение или рост прибыли. По этому показателю рентабельности можно судить об эффективности торговой сделки по товарам.
Размер полученной прибыли в расчете на одного работника и эффективность использования рабочей силы определяются коэффициентом рентабельности, рассчитанным как отношение прибыли к численности занятых на предприятии работников. С уменьшением численности персонала предприятия увеличивается прибыль на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы.
Наряду с этим показателем определяются показатели рентабельности затрат на оплату труда. Этот показатель рентабельности характеризует размеры прибыли, полученной в расчете на одну тысячу рублей средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды.
Размер полученной прибыли в расчете на один квадратный метр площади магазина определяется отношением суммы прибыли от продажи товаров к площади торгового предприятия. Рациональное использование торговой площади позволяет повысить размер прибыли и уровень рентабельности. При анализе необходимо учитывать соотношение темпов роста прибыли, товарооборота, издержек, численности, расходов на оплату труда, так как рост показателей рентабельности возможен только при опережающих темпах роста прибыли.
На заключительном этапе анализа проводится маржинальный анализ в ходе которого изучают соотношение прибыль – издержки – выручка и определяют безубыточный объем продаж. Величина безубыточного объема продаж характеризует тот объем продаж, при котором торговая организация только покрывает издержки и не получает прибыли. Для расчета безубыточного объема продаж можно использовать графический и аналитический способы. Графический способ позволяет определить безубыточный объема продаж одного вида товаров в натуральном выражении, а аналитический способ дает возможность рассчитать стоимостную величину безубыточного объема продаж.
Аналитический метод позволяет определить безубыточный объем продаж (Б) по формуле
Б = Ипост / доля МД в выручке или Б = Ипост / 1 – И перем/выручка),
где Ипост – постоянные издержки обращения;
МД – маржинальный доход; И перем – издержки переменные.
При анализе также рассчитывается величина запаса финансовой устойчивости (прочности), которая зависит от точки безубыточности и определяется по формуле:
ЗФУ в % = В – Б / В*100,
где В – выручка от продаж; Б – безубыточный объем продаж.
Глава 2. Основные направления снижения издержек предприятия в условиях рыночной экономики
2.1 Сущность и классификация издержек производства
Каждая производственная единица (предприятие) стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Главным препятствием к достижению этого является спрос на готовую продукцию и издержки производства.
Издержки - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.
Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли (затраты на зарплату, сырье и материалы, амортизация средств труда и т.д.).
Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу и т.д. [7. с. 152]
Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Функция издержек описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для его обеспечения. Технология и цены на производственные ресурсы обычно берутся как данные при определении функции издержек. Изменение цен на какой либо ресурс или применение улучшенной технологии отразиться на величине минимальных затрат при производстве такого же объема продукции.
Издержки могут быть внешними и внутренними. Те выплаты, которые мы платим поставщикам трудовых услуг, сырья, топлива, энергий, транспортных услуг, не относящимся к владельцам данной фирмы, называются внешними издержками. Однако, кроме того, фирма может использовать свои собственные ресурсы, принадлежащие ей самой. Издержки, связанные с использованием собственного ресурса представляют собой неоплачиваемые или внутренние издержки.
Под издержками упущенных возможностей понимают издержки и потери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора одному из способов осуществления хозяйственных операций при отказе от другого возможного способа.
Поскольку издержки упущенных возможностей предполагают наличие выбора между двумя возможностями, то их также называют альтернативными издержками (или альтернативной стоимостью).
В число альтернативных издержек входят такие как выплата заработной платы рабочим, инвесторам, оплата ресурсов. Все эти выплаты имеют своей целью привлечь эти факторы, отвлекая их тем самым от альтернативного их использования.
Издержки упущенной возможности, которые связаны с оплатой ресурсов за счет денежных средств фирмы, называются явными издержками.
Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей за факторы производства. Это такие как: выплата заработной платы, процентов банку, гонорары менеджерам, оплата поставщикам финансовых и других услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.