Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО ТД "ЮНИТУРС", г. Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является анализ конкурентных свойств туристского предприятия и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия;
· рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
· описать методику оценки конкурентоспособности предприятия;
· провести анализ конкурентоспособности предприятия;
· предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие конкурентоспособности
1.2 Методы анализа конкурентоспособности
1.3 Пути повышения конкурентоспособности
2. Аналитическая часть
2.1 Общая характеристика ООО «ТД Юнитурс»
2.2 Описание основных бизнес-процессов ООО «ТД Юнитурс»
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности фирмы
2.4 Анализ ассортимента продукции и услуг
2.5 Характеристика основных партнеров ООО «ТД Юнитурс»
2.6 Анализ конкурентоспособности
2.7 Анализ рекламной деятельности ООО «ТД Юнитурс»
2.8 SWOT - анализ предприятия
2.9 STEP - анализ
2.10 SNW-анализ
2.11 Выводы по аналитической части
3. Проектная часть
3.1 Обоснование проектных мероприятий
3.2 Мероприятия по совершенствованию рекламной деятельности
3.3 Мероприятия по развитию франчайзинговой сети
3.4 Мероприятия по расширению ассортимента услуг
3.5 Информационное обеспечение управления организацией
3.6 Правовое обеспечение проекта
4. Экономическая часть
4.1 Расчет эффективности совершенствования рекламной деятельности
4.2 Расчет эффективности развития франчайзинговой сети
4.3 Расчет эффективности расширения ассортимента услуг
4.4 Прогноз основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Пример ДИПЛОМА.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

3) разработал  теоретически очень тонкий и  гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями.

Тонкость механизма  конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар  наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию.

Гибкость механизма  конкуренции проявляется в его  мгновенной реакции на любые изменения  обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные  фирмы;

4) определил  основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);

5) разработал  модель усиления и развития  конкуренции, доказал, что в  условиях рыночных отношений  возможно максимальное удовлетворение  потребностей потребителей и  наилучшее использование ресурсов  в масштабе общества в целом

Определенный  вклад в развитие теории конкуренции  Адама Смита внесли: Д. Рикардо, Дж. С. Милль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хайне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л, Азоев, Ю.И. Коробов, Л.П. Кураков, Л.Г. Раменский, РА. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и другие.

«Конкуренция  есть стремление как можно лучше  удовлетворить критериям доступа  к редким благам», - считает современный  американский экономист П. Хайне.

Представитель неоклассической  школы американский экономист Фрэнк Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

Макконнелл К.Р. и Брю  С.Л. считают, что конкуренция - это  наличие на рынке большого числа  независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Выдающийся австрийский  экономист, создатель эволюционной теории экономического развития, синтезировавший  равновесный и неравновесный  методы анализа рыночного хозяйства  Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

Австрийский ученый экономист  и социолог, виднейший представитель  неолиберализма Ф.А. Хайек отмечал, что конкуренция - процесс, посредством  которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции.[35, с.9]

В своей книге  «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.[28, с.26]

В Федеральном  Законе Российской Федерации «О защите конкуренции» это понятие трактуется, как соперничество хозяйствующих  субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается  или ограничивается возможность  каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [3,статья 4]

Известно, что  конкуренция - важное средство контроля в рыночной экономике. Рыночный механизм спроса и предложения доводит  пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них - и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция обязывает предприятия-изготовителей и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Конкуренция ведет к лучшему использованию способности и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения пребывания на рынке, и она стимулирует рациональность. Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция - особый метод воспитания умов, изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.

Конкуренция - процесс  доказывания правоты меньшинства - новаторов. Конкуренция усиливает  эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.

На современном  этапе развития экономики еще  не сложился единый методологический подход определения конкуренции. Так, одни авторы под конкуренцией понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. [7, с. 152]

Другие авторы понимают конкуренцию как соперничество или борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

Фатхутдинов Р.А. предлагает следующее определение: «Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция - состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей». [33, с. 65-66]

Юданов А.Ю. утверждает, что рыночная конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся ими  на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкуренции, и в монографии «Конкуренция: теория и практика» констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет.[39, с.101]

Дополнил модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости немецкий экономист, социолог, политический деятель, основоположник научного коммунизма К. Маркс в «Капитале».

Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.

Поведенческая трактовка конкуренции - борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его  потребностей.

Структурная трактовка  конкуренции - анализ структуры рынка  для определения степени свободы  продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

Функциональная  трактовка конкуренции - соперничество  старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция  является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

Конкуренция может  происходить на следующих уровнях: местном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном. [33,с. 72]

Конкуренция - элемент  рыночного механизма, реализующийся  в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики.

На схеме (Приложение А. Конкурентоспособность предприятия) четко представлены параметры, которые влияют на конкурентоспособность предприятия в Российской Федерации.

1.2 Методы анализа  конкурентоспособности

Конкурентоспособность - показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в  том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены.

В процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует  учитывать следующие факторы:

- необходима, прежде  всего, количественная оценка  экономических объектов, являющихся  носителями свойства конкурентоспособности,  без чего поддержание уровня  конкурентоспособности, его повышение  носит субъективный характер;

- универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;

- к числу  основных параметров, которые определяют  уровень конкурентоспособности,  относятся многослойность, относительность  и конкретность;

- конкурентоспособность  определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;

- сопоставление  экономических объектов в процессе  сравнительного анализа конкурентоспособности  должно удовлетворять требованиям  полноты и корректности.

Для оценки конкурентоспособности  организации сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.

Цель системного анализа предприятия - установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости его функционирования.

Этапы проведения системного анализа состояния предприятия  предлагается «привязывать» к структуре  системы управления организацией:

1) анализ качества научного сопровождения системы управления с точки зрения количества и глубины применяемых научных подходов и методов управления;

2) анализ компонентов  выхода системы, т.е. качества  стратегии организации, уточнение  целей исходя из ее внутренних  слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (SWOT-анализ);

3) анализ конкурентоспособности,  эффективности и устойчивости  функционирования основных конкурентов  на выходе организации, внешних  угроз и возможностей, внутренних  сильных и слабых сторон конкурентов;

4) анализ механизма  действия закона конкуренции  в отрасли, антимонопольного законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции  в отрасли;

5) анализ факторов  макросреды страны и инфраструктуры  данного региона (города), оказывающих  позитивное и негативное влияние на организацию;

6) анализ механизма  действия закона конкуренции  на входе системы, антимонопольного  законодательства и силы конкуренции  среди поставщиков организации;

7) анализ внешних  угроз и возможностей, внутренних  сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т.е. в правовом, методическом, ресурсном, информационном обеспечении организации;

8) анализ сильных  и слабых сторон, угроз и возможностей  организации в ее организационно-техническом  и социальном развитии («процесс» в системе);

9) анализ качества  управляемой подсистемы системы  управления в части формирования  системы показателей качества  и ресурсоемкости товаров, качества  их сервиса, инфраструктуры рынка,  организации анализа эффективности этих направлений деятельности и формирования мероприятий по их улучшению;

10) анализ качества  управляющей подсистемы системы  управления организацией в части  управления персоналом по разработке  и реализации стратегических  и тактических управленческих  решений;

11) анализ структуры,  содержания и качества связей  в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного  менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных  сторон;

12) анализ конкурентоспособности  выпускаемых товаров, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом;

13) анализ эффективности  использования ресурсов и рентабельности  производства;

14) анализ устойчивости  функционирования организации;

15) установление  стратегических и тактических факторов конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе ее стратегии. На этом этапе синтезируется вся предыдущая работа.[6, с.142-144]

Информация о работе Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО ТД "ЮНИТУРС", г. Москва