Промышленная политика ведущих стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:48, отчет по практике

Описание работы

Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя.

Содержание работы

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
3-20
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
20-37
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
27-57
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
57-75
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
75-94
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США
94-112

Файлы: 1 файл

Государственная промышленная политика разных стран.docx

— 366.44 Кб (Скачать файл)

Деятельность земельных  правительств в лице министерств  науки (или министерств по вопросам культуры) и министерств экономики, состоит главным образом в  финансировании системы образования  и институтов высшей школы.

В Германии весьма развиты традиции государственной  инфраструктурной поддержки инновационных компаний. Федеральное правительство полностью или частично поддерживает деятельность различных центров (тематических информационных, электронных, коммерческих, патентных информационных, технологических и инновационных в новых землях), частных информационных агентств, целью которых является предоставление услуг в области инновационного менеджмента. Немецкое государство исходит из того, что все предприятия вне зависимости от размеров и форм собственности лучше решают свои научно-исследовательские и сбытовые задачи, работая совместно в сетевых структурах, в рамках которых используются институциональные и программно-сетевые модели передачи технологий21. Особый акцент делается на поддержке структур, содействующих объединению в регионах различных участников инновационных процессов. Среди прочего, речь идёт о выделившихся из академической среды «фирм-новичков» (программа EXIST), а также о малых компаниях и научно-исследовательских организациях в новых федеральных землях (программа Inno Regio). Существует также программа создания инновационных полюсов роста в регионах, которая нацелена на формирование сетей участников инновационной деятельности по тематическому принципу. Программа NEМO поддерживает формирование и управление инновационными сетями, которые объединяют малые и средние предприятия22.

Важным событием в инновационной  политике страны стала публикация правительством Германии в 2007 г. Белой книги по проблемам развития научных исследований и инноваций «Стратегия в области высоких технологий». В ней представлены среднесрочные ключевые цели и приоритеты для бюджетного финансирования в сфере прикладных исследований и инноваций. Эти ориентиры отличает высокая преемственность с аналогичными показателями истекшего десятилетия. Стратегия включает в себя реализацию различных инициатив и мероприятий, многие из которых являются продолжением действующих государственных программ поддержки инновационного развития.

В последние годы Германия делает упор на следующих направлениях господдержки инновационного развития23:

  • улучшение условий для инновационной деятельности, особенно по линии упрощения налогообложения и снижения его уровня для компаний, а также устранения административных препятствий для инновационной деятельности и возникновения новых предприятий;
  • совершенствование системы образования и научных исследований с целью устранения дефицита в обеспечении высококвалифицированной рабочей силой и облегчения доступа к ней со стороны малых компаний, включая профессиональное обучение и подготовку кадров на местах в ходе производственного процесса, предоставление государственной научноисследовательской базы для осуществления совместных инновационных проектов в рамках государственночастного партнёрства;
  • финансовая поддержка инновационной активности компаний в форме предоставления:
  • грантов для проведения научных исследований в высокотехнологичных областях (например, целевые тематические программы НИОКР BMBF);
  • дотаций на выполнение малыми компаниями научных исследований на кооперационной основе (например, программы BMWi типа ProInno);
  • кредитов или рискового капитала новаторским малым компаниям для реализации инновационных проектов; консультационных услуг, научнотехнической и информационной инфраструктуры инновационным предприятиям.

Поддержка в области  финансирования

Внедрение и распространение  инноваций зачастую связано с  созданием новых предприятий, государственная  поддержка которых в Германии всегда имела важное значение. Государство  справедливо исходит из того, что  в большинстве случаев начинающие предприниматели не имеют ни достаточного опыта, ни собственных средств для  реализации проекта. Кроме того, в  отношении инновационных продуктов  и технологий, с одной стороны, сложно предсказать развитие ситуации на рынке, а, с другой стороны, весьма проблематично найти достаточное  финансирование. Поэтому одной из важнейших предпосылок для развития инновационных предприятий является рынок венчурного капитала.

Рынок рискового капитала в Германии пока развит недостаточно, что является существенным препятствием для развития новых инновационных  предприятий. Одновременно немецкое государство более активно нежели англосаксонские страны участвует в финансировании высоко-рискованных капиталовложений24. Например, одну из ведущих ролей в финансировании малых инновационных предприятий играет Фонд формирования высокотехнологичных компаний (HighTech Gründerfonds), который был создан в 2005 г. Федеральным министерством экономики и технологий совместно с банковской группой KfW и компаниями BASF, Siemens и Deutsche Telekom. Он предназначен для до стартового и стартового финансирования вновь формирующихся технологичных «спинофф» компаний, выделяющихся из общественных научно-исследовательских институтов и университетов, а также из корпоративных структур и финансируется Фондом программы восстановления Европы (ЕRP Fond) и Европейским инвестиционным фондом.

Ещё одной особенностью финансирования инновационной деятельности в Германии является невысокая доля средств, привлечённых с зарубежных рынков капитала. В ФРГ эта доля находится на уровне 20% всех расходов на НИОКР, в то время как в среднем по Европе этот показатель находится на уровне 40%25. И, наконец, основная доля финансирования осуществляется через банковские кредиты («домашние» банки)26.

В дополнение к федеральным  проектам, земельные правительства  осуществляют собственные программы  финансовой поддержки научных исследований и инновационного развития. Среди  них: гранты, предоставляемые предприятиям для проведения НИОКР, освоения новых технологий, патентов и оказания бесплатных консалтинговых услуг в области патентования и использования новых технологий, для организации рабочих мест для молодых специалистов; финансирование общественных венчурных фондов и программ страхования частных рисковых инвестиций.

Господдержка  при создании новых предприятий

Немецкое государство  предоставляет разнообразную поддержку  предпринимателям при создании новых  предприятий, в первую очередь, малых и средних, по трём основным направлениям:

  • информационному (предоставление информационных материалов);
  • консультационному (предоставление консультаций);
  • финансовому (предоставление финансовой помощи и гарантий по кредитам).

Предоставление поддержки  по первым двум направлениям, как правило, разделяется на предоставление информационной и консалтинговой поддержки по конкретным вопросам создания бизнеса и отдельно по финансовым вопросам. Информационная поддержка особенно важна при  создании малых и средних предприятий, владельцы которых, как правило, не имеют достаточного опыта (в особенности  это утверждение справедливо  для создания новых предприятий).

Среди инструментов финансовой поддержки можно выделить следующие: государственные дотации, льготные налоговые условия, помощь при формировании собственного капитала, государственное финансирование венчурного капитала, предоставление кредитов и ссуд, а также государственных гарантий, кроме того, речь может идти о безвозмездном или льготном использовании муниципальных земельных участков.

Основные инструменты  поддержки инновационной активности предприятий

Государственные инструменты  по поддержке инновационной активности можно разделить на прямые, косвенные  и специальные.

Прямые инструменты государственной поддержки играют в Германии особенно важную роль, поскольку в отсутствии развитого рынка частного венчурного капитала по англо/американскому образцу, государство вынуждено брать на себя значительную долю финансирования вновь образованных предприятий. Следует заметить, что при выделении госпомощи инновационные показатели предприятия играют незначительную роль. Как правило, финансовую поддержку получают предприятия, которые и так бы получили кредит, так как показатели их коммерческой деятельности соответствуют требованиям, необходимым для получения кредита, в том числе, в части имеющего в наличии стартового капитала.

Традиционно предприятия, осуществляющие инвестиции в НИОКР, имеют право  на получение определённых налоговых  льгот, среди которых следует  отметить ускоренную амортизацию оборудования, уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на величину осуществленных инвестиций, возможность перенесения неиспользованных налоговых льгот на будущие периоды и пр. Основная проблема заключается том, что общий уровень налогообложения в Германии остаётся всё ещё достаточно высоким – даже после проведения реформы предпринимательских налогов 2008г.27, что препятствует осуществлению инновационной деятельности предприятий разного размера. Высокие налоги дополняются и высокими социальными отчислениями.

На инновационные предприятия  малого и среднего бизнеса распространяется ряд дополнительных льгот. Они, в  частности, имеют возможность –  через KfW28 – получать льготный «предпринимательский кредит» с фиксированными ставками по кредиту. Если годовой оборот предприятия не превышает 50 млн.. евро (верхняя граница малого и среднего предприятия по годовому обороту), то за счёт предпринимательского кредита могут финансироваться до ¾ осуществлённых инвестиций29. Максимальный размер кредита составляет 5 млн.. евро, однако для предприятий малого и среднего бизнеса он может быть увеличен. Кредит выдаётся сроком на 10 лет; причём в первые два года осуществляются только процентные выплаты, погашение кредита начинается с третьего года.

KfW также оказывает поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса по программе «предпринимательский капитал». В рамках этой программы предприятия могут получить кредиты на осуществление инвестиций, причём без предоставления дополнительных гарантий с их стороны.

Косвенные инструменты призваны служить содействию как генерирования инноваций, так и их распространения. Начинаются они с создания общих благоприятных и предсказуемых условий для ведения бизнеса. Для развития инновационной активности, в частности, особое значение имеют такие рамочные условия, как защита интеллектуальной собственности и развитое патентное право; по мнению экспертов, в этой области Германия достигла высокого уровня защиты30. Определённые проблемы имеются в связи с высоким уровнем регулирования рынков, в том числе в области ценообразования. Примером негативного влияния ценовых ограничений на инновационную активность является фармацевтическая промышленность. В целом, эмпирические исследования свидетельствуют о том, что сокращение регулирования ведёт к активизации инновационной активности31.

Одновременно была выявлена закономерность, в соответствии с которой общее снижение подоходных и предпринимательских налогов оказывает более позитивное воздействие на генерирование, внедрение и распространение инноваций по сравнению с предоставлением отдельных временных налоговых льгот и освобождением от налогов для вновь созданных предприятий. В целом эксперты ОЭСР приходят к выводу, что косвенные инструменты содействия инновациям (как в области создания рамочных условий, так и в области налоговой политики) являются эффективнее прямых льгот, распространённых в Германии. Последние зачастую не достигают поставленной цели содействия инновациям, а лишь временно ведут к росту доходов получающей стороны. Прямая поддержка приводит к использованию государственных средств на финансирование определённой технологии или продукта, и цена ошибки в этом случае может быть очень высокой. Косвенное содействие – через снижение регулирования и невысокие налоги – ведёт к совокупной активизации деятельности по НИОКР32.

Специальные инструменты, под которыми понимается целенаправленная масштабная поддержка отдельной отрасли или крупных предприятий, должны, по общему мнению специалистов, использоваться в исключительных случаях и быть ограничены по времени. Как правило, речь идёт о политически мотивированных «объектах престижа» (в частности, во многих государствах периодически раздаются призывы создать собственную «силиконовую долину» и пр.).

Инструменты европейской  и международной промышленной политики

С момента образования  ЕС европейская промышленная политика понималась как часть политики по углублению интеграции в Европе и одновременно как инструмент поддержания технологического уровня европейских предприятий и обеспечения конкурентоспособности континента по отношению к США и Японии. Поэтому набор инструментов при проведении промышленной политики был достаточно широк. К ним, в частности, можно отнести усилия по ликвидации барьеров при создании транснациональных предприятий в области гармонизации предпринимательских налогов, а также непосредственную поддержку предприятий-лидеров из европейского бюджета.

По аналогии с  инструментами, применяемыми на национальном уровне (например, в Германии), среди инструментов, используемых на европейском уровне, можно выделить 1) меры по формированию Общего рынка (нормативные акты, стандарты и сертификаты), 2) меры по содействию малым и средним предприятиям и 3) создание трансъевропейской инфраструктуры.

Однако в целом европейская  промышленная политика всё больше понимается как политика поддержания наукоёмких и высокотехнологических отраслей экономики. Инструментом этой политики являются Европейские рамочные программы НИОКР, первая из которых была принята на период 19841987 гг. Объём седьмой рамочной программы НИОКР на период 20072013 гг. составляет более 50 млрд.. евро, которые предполагается израсходовать на информационные технологии, исследования в области биологии и исследования изменений в экологических системах33.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ

Экономический подъём Франции после Второй мировой войны во многом был основан на промышленном развитии. Несмотря на это, с появлением безработицы в конце 70х гг. возникают первые сомнения по поводу жизнеспособности такой индустриальной модели развития. Для большинства индустриальных стран апогей в области промышленной занятости приходится как раз на начало 70х гг. Именно с этого момента наблюдается последующее снижение доли промышленности в общей занятости и в добавленной стоимости. Франция не является исключением. Спад доли промышленности за последние 25 лет 19812006 гг.) в добавленной стоимости составил 9 пунктов, в занятости – 9,4 пункта и инвестициях – 14,8 пункта34.

Информация о работе Промышленная политика ведущих стран мира