Противодействие теневой экономики в условиях обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ таких проявлений теневой экономики как коррупция и обналичивание незаконно полученных доходов, и оценка перспектив борьбы с ними с учётом развития международного сотрудничества.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности

6
1.1
Теоретический аспект понятия «теневая экономика»
6
1.2
Особенности теневой экономики и обеспечения экономической безопасности в России
21
1.3
Экономический механизм и основные направления формирования теневых потоков в мировом хозяйстве

32
Глава 2
Основные тенденции развития теневой экономики в процессе глобализации

41
2.1
Анализ теневой экономики в контексте региональных хозяйственных систем

41
2.2
Государственный механизм противодействия теневой экономике

50
2.3

Основные направления межгосударственного сотрудничества по обеспечению международной экономической безопасности


56
2.4
Пути развития международного сотрудничества в области борьбы с незаконным получением доходов

66
Заключение
87
Список использованных источников и литературы
90

Файлы: 1 файл

Дипломная работа группа 17 ГРРЭ Скотников К.С..doc

— 640.00 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим  причины теневой экономики с  точки зрения соотношения объективного и субъективного. Наличие объективных причин теневой экономики позволяет сделать вывод: пока будет существовать рыночное хозяйство, будет существовать и теневая экономика как одна из его подсистем. Однако государственное воздействие на теневую экономику, степень его эффективности во многом зависят от факторов субъективного характера.

Основной мотив теневой деятельности — получение экономической выгоды, в том числе с нарушением норм законодательства и деловой этики. Однако следует различать две  группы субъектов теневой экономики, руководствующихся этой общей мотивацией.

Одна из них движима патологической жаждой к беспредельному личному  обогащению, другая вынуждена уходить  «в тень» с целью выжить в условиях непродуманной налоговой политики, административного беспредела и  т.п. Все субъекты теневой экономики в той или иной степени прибегают к методам недобросовестной конкуренции. Но есть разница, выплачивают ли не в полном объеме налоги малый бизнес или крупные корпорации. Еще более изощренным методом недобросовестной конкуренции является сговор представителей крупного капитала между собой, а также с высшими эшелонами власти. В более широком плане экономические причины теневой экономики можно связать с проблемой конкуренции в рамках рыночного хозяйства. Теневую экономику следует рассматривать как одну из форм несовершенной конкуренции. При этом нарушаются не только правовые, но и морально-этические нормы. Становится очевидным, что по мере формирования зрелых рыночных отношений здоровая конкуренция способна вытеснить теневую экономику на обочину рыночного хозяйства.

Целесообразно выделять несколько  критериев, которые также можно  использовать для классификации  теневой экономики: по субъектам  теневой экономики (источникам происхождения, видам экономической деятельности, размерам личного имущества, политическому влиянию); по основным целям и мотивам теневой деятельности; по масштабам нанесенного обществу ущерба (экономического, социального, морально-нравственного); по степени ответственности государства за существование данного вида теневой экономики; по характеру отношения общества к данному виду теневой экономики.

Самой одиозной формой организованной преступности является мафия, которая формируется на основе связей между криминальным бизнесом и коррумпированным чиновничеством. Таким образом, мафия — это организованная преступная структура, объединяющая представителей криминального бизнеса и коррумпированную часть официальной власти и опирающаяся в своей деятельности преимущественно на насильственные методы. В целом эта разновидность теневой деятельности является ответной реакцией граждан на просчеты в хозяйственном механизме, игнорирование их нужд и потребностей.

Среди подобных просчетов  можно выделить: завышенные налоговые  ставки, громоздкость и сложность  системы налогообложения, слабость финансовых и налоговых служб, стимулирующие уклонение от налогов; зарегулированность и негибкость трудового законодательства, сковывающие производственный процесс и побуждающие предпринимателей использовать наемный труд на неформальной основе; отсутствие развитой системы рынков и рыночной инфраструктуры, заставляющее полагаться на неформальные источники ресурсоснабжения и сбыта продукции; избыточную административную регламентацию и бюрократизм государственных органов; сомнение в долговременности и стабильности экономической политики государства в отношении негосударственного предпринимательства и др. Определенный интерес представляют также возможности классификации теневой экономики в зависимости от структуры предпринимательства (малый, средний бизнес, крупный капитал), форм собственности (государственная, муниципальная, частная, смешанная и т.п.), масштабов нанесенного ущерба. Очевидно, что среди агентов (участников) теневой экономики самым многочисленным будет малый бизнес, но по экономическому и социальному ущербу, наносимому обществу, лидером, безусловно, выступает крупный капитал (олигархи).

Кроме того, в основе механизма  изменения теневой экономики  лежат и другие процессы, к числу  которых, относятся: формирование корпоративно-бюрократических  структур, столкновение власти которых фактически подменяет собой механизм государственного управления; раскол общества на две неравные части - занятых в привилегированном прогрессирующем монополизированном секторе и работающих в регрессирующем немонополизированном секторе экономики; усиление в обществе борьбы за перераспределение доходов.

1.2 Проблемы оценки теневой экономики и основных ее индикаторов

 

Измерение масштабов теневой экономики  является сложной задачей по причине  того, что теневая экономика носит  скрытый характер и стремится избежать измерения. Однако оценка размеров теневой деятельности важна для анализа экономического развития и формирования государственной экономической политики. Не меньший интерес представляет оценка и учет размеров теневой экономики мирового хозяйства. Прикладное значение этого индикатора состоит в его использовании для целей прогнозирования международного оборота факторов производства, товарных рынков, динамики экономического роста.

Проблема оценки и учета размеров неофициальной (теневой) экономики в современном мировом хозяйстве имеет недавнюю историю, чем и объясняется ее неразработанность. В прежних системах национальных счетов, предложенных ООН, Евростатом и другими международными организациями, не содержалось однозначных рекомендаций относительно учета теневой экономики. Однако новая версия этих счетов, принятая в 1993 г., рекомендует практически целиком учитывать ее в составе производственной деятельности. Изначально основной целыо таких рекомендаций было получение данных о реальных размерах национальной экономики стран, где, как показывала практика, теневая экономика служила весомым дополнением к официально публикуемым данным о размерах ВВП, искажая картину об уровнях экономического развития этих государств. Речь, прежде всего, шла о странах развивающегося мира.

Но, для целей данной работы, будем  исходить из гипотезы, что теневая  экономика - явление, присущее, в той  или иной мере, в различных формах всем странам, независимо от их социально-политической и экономической организации. Ее масштабы значительны, хотя измерить их трудно, так как теневая экономика возникает именно из-за стремления избежать измерения и попадания под контроль фискальных и правоохранительных органов. Расчеты по определению размеров экономики, находящейся в теневом сегменте, всегда условны, но, тем не менее они проводятся не только национальными официальными ведомствами и независимыми экспертными группами и специалистами, но и специализированными международными организациями.

Это позволяет определить основные экономические явления хозяйственной деятельности, относящиеся к теневой экономике, отслеживать их развитие и, в конечном итоге, достаточно корректно определять абсолютный размер результатов бизнеса, уходящего от официального учета. Поправки, которые вносятся в объемы ВВП для определения его реального уровня, рассчитываются через:

  • показатели законной деятельности, скрываемой или преуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других оговоренных законом обязательств;
  • показатели неофициальной легальной деятельности, в том числе деятельности некорпоративных предприятий, работающих для собственных нужд и с неформальной занятостью;
  • показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе легальных видов деятельности, которыми занимаются нелегально; нелегальной деятельности, представляющей собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, или нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.

Таким образом, не вся экономика, «уходящая  в тень», изначально является криминальной, хотя границы между ее секторами, определяемыми тремя указанными группами показателей, могут быть «размытыми». Некоторые исследователи разделяют теневую экономику, как правило, на «черный» и «серый» сектора. В «черном» ее секторе (третья группа показателей) обращаются десятки миллиардов долларов, обслуживая явно криминальную торговлю оружием, наркотиками, «живым» товаром, на которые во всем мире имеется стабильно высокий спрос; существование «серого» сектора (первая и вторая группа показателей) вызвано действием факторов внутрихозяйственного характера в отдельных странах, объективно толкающего национальный бизнес и население к уходу в «тень».

Наиболее распространенными мотивами здесь являются высокий уровень  налогообложения предпринимательской деятельности и личных доходов граждан, чрезмерная степень «зарегулированности» экономики, ее забюрократизированность, произвол и коррупция в чиновничьей среде. Результаты исследований, проведенных экспертами ОЭСР, подтверждают глобальную тенденцию роста теневой экономики в мире. За последние 5 лет объем теневой экономики в странах - членах этой организации ежегодно увеличивался на 6,2%, в то время как легальный экономический рост составил за этот же период всего 3,5% в год. По оценкам международной организации по борьбе с отмыванием денег -Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF), теневая экономика в развитых странах эквивалентна в среднем 17% ВВП, в развивающихся - почти 40%, в странах с переходной экономикой - более 1/5 ВВП. Основываясь на данных Всемирного банка об объемах ВВП по указанным трем регионам, можно утверждать, что в мире в сфере теневой экономики ежегодно производятся не менее 8-10 трлн. долл., не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и, соответственно, официальную государственную статистику. Следовательно, в общемировом масштабе в «тень» уходит объем производства, по своим размерам вполне сопоставимый с экономикой США - самой крупной индустриальной страны мира.

Объясняя феномен формирования и развития теневой экономики, западные и российские эксперты единодушны в том, что объемы неформальной деятельности в решающей степени в конечном итоге зависят от общего состояния экономики. В мировой практике обычно выделяют следующие факторы, определяющие масштабы и динамику теневой экономики: ставки налогообложения; размеры получаемых населением доходов; продолжительность рабочего времени; масштабы безработицы; степень государственного регулирования экономики; коррумпированность официальных властей; «непрозрачность» национальных систем учета ведения бизнеса.

Действие указанных факторов следует  оценивать в совокупности, поскольку  в разных странах они чаще всего  действуют разнонаправленно и их комбинация приводит к различным  результатам. Большинство западных экспертов, однако, полагают, что основной причиной развития теневой деятельности являются налоговый прессинг и степень государственного «зарегулированния» экономики. По данным последнего исследования «Теневые экономики: размеры, причины роста и следствия, проведенного австрийскими специалистами Ф.Шнайдером и Д.Энсте, в странах ОЭСР объем теневой экономики составляет в среднем 16,8% ВВП, странах бывшего СССР - 35,3%, государствах ЦВЕ - 21%.

 

Таблица 1.3

Объемы неофициальной экономики в отдельных странах (% ВВП)

 

Развитые страны

 

Австралия

14,0

Австрия

9,0

Бельгия

22,5

Великобритания

13,0

Германия

14,9

Греция Дания

29,0 18,3

Ирландия

16,2

Испания

23,1

Италия

27,3

Канада

16,2

Нидерланды

13,5

Н. Зеландия

11,9

Норвегия

12,6

Португалия США

23,1 8,9

Финляндия

18,9

Франция Швейцария

14,9 8,1

Швеция

19,9

Япония

11Д

Страны ЦВЕ

 

Болгария

32,7

Венгрия

28,4

Польша

13,9

Румыния

18,3

Словакия

10,2

Хорватия

28,5

Чехия

14,5

Страны бывшего  СССР

 

Азербайджан

59,3

Белоруссия

19,1

Грузия

63

Казахстан

34,2

Латвия

34,8

Литва

24,2

Молдавия

37,7

Россия

41,0

Украина

47,3

Эстония

18,5

Информация о работе Противодействие теневой экономики в условиях обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации