Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:54, дипломная работа
Целью работы является комплексный анализ таких проявлений теневой экономики как коррупция и обналичивание незаконно полученных доходов, и оценка перспектив борьбы с ними с учётом развития международного сотрудничества.
Введение
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности
6
1.1
Теоретический аспект понятия «теневая экономика»
6
1.2
Особенности теневой экономики и обеспечения экономической безопасности в России
21
1.3
Экономический механизм и основные направления формирования теневых потоков в мировом хозяйстве
32
Глава 2
Основные тенденции развития теневой экономики в процессе глобализации
41
2.1
Анализ теневой экономики в контексте региональных хозяйственных систем
41
2.2
Государственный механизм противодействия теневой экономике
50
2.3
Основные направления межгосударственного сотрудничества по обеспечению международной экономической безопасности
56
2.4
Пути развития международного сотрудничества в области борьбы с незаконным получением доходов
66
Заключение
87
Список использованных источников и литературы
90
Источник: vvww.oecd.org
Мотивация теневой активности в развитых странах объясняется главным образом чрезмерной налоговой нагрузкой на предприятия и зарегулированностью хозяйственных отношений. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени (США и Швейцария) имеют относительно небольшой теневой сектор. В ряде стран (например, США) теневая экономика во многом связана с интенсивными потоками иммигрантов из стран периферийной части мирового хозяйства.
Особо следует отметить, что в странах с более развитой рыночной экономикой сформировался достаточно эффективный механизм институционального противодействия теневому сектору. Центральным звеном здесь является государство. Развитое законодательство и мощные органы правопорядка сужают поле теневой деятельности. Новейшие информационные технологии позволяют этим странам эффективно контролировать движение финансовых потоков и природу доходов как юридических, так и физических лиц. Налоговые преступления в этих странах являются одними из самых тяжких. Высокий престиж и пакет социальных гарантий государственных служащих сдерживают распространение коррупции.
Социально-экономическая и
Большая роль в противодействии теневой экономике принадлежит также институтам гражданского общества (различные общественные организации, средства массовой информации и т.п.). Так, предпринимаемые журналистами независимые расследования отвечают общественным стремлениям сделать политическую жизнь и финансовую деятельность корпораций более прозрачными для общества. Важной задачей профессиональных объединений предпринимателей, выступающих как форма самоорганизации и саморегулирования делового сообщества, является формирование и укрепление этической основы бизнеса. Следует учитывать и социокультурные факторы: исторические, религиозные традиции. Наиболее зрелые модели рыночных отношений сложились в странах, где сильное влияние имеют протестантизм и католичество. Воспитанные столетиями традиции уважения к частной собственности, закону, скромность в личном потреблении, следование христианским заповедям не могли не сказаться на соотношении добропорядочных предпринимателей и теневиков. Но не стоит идеализировать западные общества. Здесь действует и ряд негативных факторов, которые оказывают наибольшее влияние на молодежь: пропаганда насилия и вседозволенности, культ личной наживы, наркомания и т.п.
К странам с периферийной, или развивающейся, экономикой обычно относят страны Азии, Африки, Латинской Америки. Они чрезвычайно разнообразны, но есть и многое, что их объединяет. В этих странах наблюдается высокий удельный вес теневого сектора в экономике. Теневая экономика в Нигерии достигает 76% официального ВВП.
Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71% ВВП), Египте (68% ВВП), Боливии (66% ВВП) и Панаме (62% ВВП)16. В странах Латинской Америки показатели стабильно держатся на высоте 60—65% ВВП. Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании «параллельной», или «второй», экономики, не намного уступающей по масштабу экономике официальной (табл. 2.2)17.
Таблица 2.2
Занятость в теневом секторе городов в развивающихся странах
Страна |
% от общей занятости |
Боливия |
57 |
Чили |
30 |
Колумбия |
53 |
Кот д'Ивуар |
53 |
Эквадор |
40 |
Эфиопия |
33 |
Гамбия |
72 |
Мадагаскар |
43 |
Мексика |
35 |
Перу |
51 |
Филиппины |
17 |
Южная Африка |
17 |
Танзания |
67 |
Уганда |
84 |
Источник: данные ЕБРР
Для снятия этой напряженности и укрепления сплоченности общества специалистами Международной организации труда, в частности предлагаются следующие стратегии. Во-первых, надо включить неформальный сектор в процесс экономических реформ. Отправной точкой для реализации этой стратегии служит предоставление работникам неформального сектора экономических и социальных прав, которые позволят им удовлетворить требования «формализации», в частности, постепенное введение минимального уровня защиты трудящихся в рамках трудового права в качестве компенсации за выплату налогов. Во-вторых, следует совершенствовать трудовое законодательство в части трудовых отношений, не предусмотренных действующими законами, с учетом конвенций и рекомендаций МОТ, принятых в 1996 и 2006 гг. Параллельно необходимо заполнить пробелы в национальном законодательстве, касающиеся определения солидарной ответственности предприятий, практикующих подрядные отношения с работниками. В-третьих, необходимо использовать опыт промышленно развитых стран, добившихся совмещения гибкости предприятий и надежности занятости трудящихся, с учетом специфики стран Латинской Америки.
Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, то в развивающихся странах ситуация иная. Огромное количество мигрантов, прибывающих из сельской местности в городские трущобы, неспособно найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Таким образом, в развивающихся странах теневая экономика во многом носит вынужденный характер и обусловлена задачами выживания беднейших слоев населения.
Отличительными чертами развивающихся стран, влияющими на масштабы и формы теневой экономики, являются политическая нестабильность, слабость государственных структур и их коррумпированность. Здесь распространены взятки за получение государственных контрактов, купля-продажа государственных должностей, растрата государственных средств. Подкупом местных чиновников не брезгуют и ТНК. Государственные и бизнес- структуры часто имеют клановый характер, основываясь на родственных и этнических связях. В ряде стран царит политический хаос и преступные группировки бросают открытый вызов властям. Свои особенности имеет теневая активность и в странах с переходной экономикой. К этой группе стран относятся страны, хозяйственная система которых прежде опиралась на централизованное государственное планирование. В основном это бывшие республики СССР и страны Восточной Европы (ВЕ), где переход к рыночным отношениям начался в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Особенности теневой экономики здесь связаны с коренной перестройкой всей хозяйственной системы. В период централизованного государственного планирования теневая экономика в этих странах также существовала как определенная подсистема хозяйства. Однако в переходный период ее масштабы сильно увеличились табл. 2.3.
Таблица 2.3
Теневая экономика в странах Восточной Европы 2008 г. (% от ВВП)
Болгария |
32,7 |
Хорватия |
28,5 |
Венгрия |
28,4 |
Румыния |
18,3 |
Чехия |
14,5 |
Польша |
13,9 |
Словакия |
10,2 |
В среднем |
20,9 |
Источник: данные ЕБРР
В странах BE наибольший масштаб теневая экономика приобрела в Балканских странах Хорватии и Болгарии (28-33% ВВП).
Среди бывших республик СССР наибольших показателей теневой сектор достиг в экономике Грузии и Азербайджана (около 60% ВВП), а также России и Украины (40-50%). Новые власти оказались неспособны быстро найти рычаги эффективного воздействия на социально-экономические процессы. Возобладали идеология радикального либерализма и политика «шоковой терапии», которые игнорировали социальные последствия реформ. Тяжелое положение большинства населения вынужденно толкало его в теневую экономику. Частный бизнес нарождался в результате процесса разгосударствления собственности, который был связан с огромными злоупотреблениями. Гигантские состояния сформировались вследствие перераспределения бывшей общенародной собственности. Широких масштабов достигла коррупция госаппарата, а в результате слияния власти и капитала сформировались олигархические структуры.
Таким образом, главной особенностью теневой деятельности в странах с переходной экономикой является ее тесная связь с государственной собственностью и другими ресурсами, распределяемыми государством (бюджетные средства, госзаказы, льготы и т.п.). Кроме того, деятельность самих предприятий порою способствует тому, чтобы сотрудники занимались различными махинациями. Так, в 2008 г. известная исследовательская фирма Economist Intelligence Unit по заказу компании Kroll, работающей в области международной безопасности, провела исследование, посвященное вопросам корпоративного мошенничества. Всего в исследовании приняли участие 890 руководителей компаний, треть - из Северной и Латинской Америки, треть - из Азиатско- Тихоокеанского региона, чуть больше четверти - из Европы и 11% - из стран Ближнего Востока и Африки. Различные виды мошенничества были сгруппированы в десять категорий: коррупция и взяточничество, кража материальных активов и акций, отмывание денег, финансовое злоупотребление, нарушение норм и правил, регламентирующих деятельность компаний, внутреннее финансовое мошенничество или воровство, кража информации, махинации на закупках, пиратство, внутрикорпоративные злоупотребления.
2.2. Государственный механизм противодействия теневой экономики
Современная экономическая литература, рассматривающая проблему взаимоотношений в рамках системы «государство — теневая экономика», безоговорочно отдаёт приоритет государству. Это означает, что государство априори обладает правом воздействия на теневую экономику, которая - по идее,- должна после этого как-то приспосабливаться к изменившимся условиям. При этом несколько отходит на задний план мысль о том, что и теневая экономика также воздействует на государство, пусть и применяя для этого свои, специфические способы и механизмы (например, лоббирование путём коррупции, рейдеретво и т.п.).
Обычно выделяют следующие направления государственного воздействия на теневую экономику:
Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития применительно к теневой экономике являются:
Хозяйственное законодательство очерчивает поле легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для развития добросовестной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушения существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:
Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Начиная со второй половины XX в. многие государства зафиксировали в своих конституциях, что отныне они являются социальными государствами. Важными элементами социальной политики государства являются: