Противодействие теневой экономики в условиях обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ таких проявлений теневой экономики как коррупция и обналичивание незаконно полученных доходов, и оценка перспектив борьбы с ними с учётом развития международного сотрудничества.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности

6
1.1
Теоретический аспект понятия «теневая экономика»
6
1.2
Особенности теневой экономики и обеспечения экономической безопасности в России
21
1.3
Экономический механизм и основные направления формирования теневых потоков в мировом хозяйстве

32
Глава 2
Основные тенденции развития теневой экономики в процессе глобализации

41
2.1
Анализ теневой экономики в контексте региональных хозяйственных систем

41
2.2
Государственный механизм противодействия теневой экономике

50
2.3

Основные направления межгосударственного сотрудничества по обеспечению международной экономической безопасности


56
2.4
Пути развития международного сотрудничества в области борьбы с незаконным получением доходов

66
Заключение
87
Список использованных источников и литературы
90

Файлы: 1 файл

Дипломная работа группа 17 ГРРЭ Скотников К.С..doc

— 640.00 Кб (Скачать файл)

Источник: vvww.oecd.org

Мотивация теневой активности в  развитых странах объясняется главным  образом чрезмерной налоговой нагрузкой  на предприятия и зарегулированностью хозяйственных отношений. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени (США и Швейцария) имеют относительно небольшой теневой сектор. В ряде стран (например, США) теневая экономика во многом связана с интенсивными потоками иммигрантов из стран периферийной части мирового хозяйства.

Особо следует отметить, что в  странах с более развитой рыночной экономикой сформировался достаточно эффективный механизм институционального противодействия теневому сектору. Центральным звеном здесь является государство. Развитое законодательство и мощные органы правопорядка сужают поле теневой деятельности. Новейшие информационные технологии позволяют этим странам эффективно контролировать движение финансовых потоков и природу доходов как юридических, так и физических лиц. Налоговые преступления в этих странах являются одними из самых тяжких. Высокий престиж и пакет социальных гарантий государственных служащих сдерживают распространение коррупции.

Социально-экономическая и политическая стабильность в развитых странах  является важнейшим условием эффективности  рыночного хозяйства и сдерживания  теневой активности. Нарушения этого  равновесия влекут за собой всплески экономической преступности.

Большая роль в противодействии  теневой экономике принадлежит  также институтам гражданского общества (различные общественные организации, средства массовой информации и т.п.). Так, предпринимаемые журналистами независимые расследования отвечают общественным стремлениям сделать политическую жизнь и финансовую деятельность корпораций более прозрачными для общества. Важной задачей профессиональных объединений предпринимателей, выступающих как форма самоорганизации и саморегулирования делового сообщества, является формирование и укрепление этической основы бизнеса. Следует учитывать и социокультурные факторы: исторические, религиозные традиции. Наиболее зрелые модели рыночных отношений сложились в странах, где сильное влияние имеют протестантизм и католичество. Воспитанные столетиями традиции уважения к частной собственности, закону, скромность в личном потреблении, следование христианским заповедям не могли не сказаться на соотношении добропорядочных предпринимателей и теневиков. Но не стоит идеализировать западные общества. Здесь действует и ряд негативных факторов, которые оказывают наибольшее влияние на молодежь: пропаганда насилия и вседозволенности, культ личной наживы, наркомания и т.п.

К странам с периферийной, или  развивающейся, экономикой обычно относят страны Азии, Африки, Латинской Америки. Они чрезвычайно разнообразны, но есть и многое, что их объединяет. В этих странах наблюдается высокий удельный вес теневого сектора в экономике. Теневая экономика в Нигерии достигает 76% официального ВВП.

Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71% ВВП), Египте (68% ВВП), Боливии (66% ВВП) и Панаме (62% ВВП)16. В странах Латинской Америки показатели стабильно держатся на высоте 60—65% ВВП. Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании «параллельной», или «второй», экономики, не намного уступающей по масштабу экономике официальной (табл. 2.2)17.

Таблица 2.2

Занятость в теневом секторе городов в развивающихся странах

 

Страна

% от общей занятости

Боливия

57

Чили

30

Колумбия

53

Кот д'Ивуар

53

Эквадор

40

Эфиопия

33

Гамбия

72

Мадагаскар

43

Мексика

35

Перу

51

Филиппины

17

Южная Африка

17

Танзания

67

Уганда

84


Источник: данные ЕБРР

 

Для снятия этой напряженности и укрепления сплоченности общества специалистами Международной организации труда, в частности предлагаются следующие стратегии. Во-первых, надо включить неформальный сектор в процесс экономических реформ. Отправной точкой для реализации этой стратегии служит предоставление работникам неформального сектора экономических и социальных прав, которые позволят им удовлетворить требования «формализации», в частности, постепенное введение минимального уровня защиты трудящихся в рамках трудового права в качестве компенсации за выплату налогов. Во-вторых, следует совершенствовать трудовое законодательство в части трудовых отношений, не предусмотренных действующими законами, с учетом конвенций и рекомендаций МОТ, принятых в 1996 и 2006 гг. Параллельно необходимо заполнить пробелы в национальном законодательстве, касающиеся определения солидарной ответственности предприятий, практикующих подрядные отношения с работниками. В-третьих, необходимо использовать опыт промышленно развитых стран, добившихся совмещения гибкости предприятий и надежности занятости трудящихся, с учетом специфики стран Латинской Америки.

Если в странах Запада в теневом  секторе работают в основном небольшие  фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, то в развивающихся странах ситуация иная. Огромное количество мигрантов, прибывающих из сельской местности в городские трущобы, неспособно найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Таким образом, в развивающихся странах теневая экономика во многом носит вынужденный характер и обусловлена задачами выживания беднейших слоев населения.

Отличительными чертами  развивающихся стран, влияющими  на масштабы и формы теневой экономики, являются политическая нестабильность, слабость государственных структур и их коррумпированность. Здесь распространены взятки за получение государственных контрактов, купля-продажа государственных должностей, растрата государственных средств. Подкупом местных чиновников не брезгуют и ТНК. Государственные и бизнес- структуры часто имеют клановый характер, основываясь на родственных и этнических связях. В ряде стран царит политический хаос и преступные группировки бросают открытый вызов властям. Свои особенности имеет теневая активность и в странах с переходной экономикой. К этой группе стран относятся страны, хозяйственная система которых прежде опиралась на централизованное государственное планирование. В основном это бывшие республики СССР и страны Восточной Европы (ВЕ), где переход к рыночным отношениям начался в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Особенности теневой экономики здесь связаны с коренной перестройкой всей хозяйственной системы. В период централизованного государственного планирования теневая экономика в этих странах также существовала как определенная подсистема хозяйства. Однако в переходный период ее масштабы сильно увеличились табл. 2.3.

Таблица 2.3

Теневая экономика в странах Восточной Европы 2008 г. (% от ВВП)

Болгария

32,7

Хорватия

28,5

Венгрия

28,4

Румыния

18,3

Чехия

14,5

Польша

13,9

Словакия

10,2

В среднем

20,9


Источник: данные ЕБРР

В странах BE наибольший масштаб теневая экономика приобрела в Балканских странах Хорватии и Болгарии (28-33% ВВП).

Среди бывших республик СССР наибольших показателей теневой сектор достиг в экономике Грузии и Азербайджана (около 60% ВВП), а также России и Украины (40-50%). Новые власти оказались неспособны быстро найти рычаги эффективного воздействия на социально-экономические процессы. Возобладали идеология радикального либерализма и политика «шоковой терапии», которые игнорировали социальные последствия реформ. Тяжелое положение большинства населения вынужденно толкало его в теневую экономику. Частный бизнес нарождался в результате процесса разгосударствления собственности, который был связан с огромными злоупотреблениями. Гигантские состояния сформировались вследствие перераспределения бывшей общенародной собственности. Широких масштабов достигла коррупция госаппарата, а в результате слияния власти и капитала сформировались олигархические структуры.

Таким образом, главной особенностью теневой деятельности в странах  с переходной экономикой является ее тесная связь с государственной  собственностью и другими ресурсами, распределяемыми государством (бюджетные  средства, госзаказы, льготы и т.п.). Кроме того, деятельность самих предприятий порою способствует тому, чтобы сотрудники занимались различными махинациями. Так, в 2008 г. известная исследовательская фирма Economist Intelligence Unit по заказу компании Kroll, работающей в области международной безопасности, провела исследование, посвященное вопросам корпоративного мошенничества. Всего в исследовании приняли участие 890 руководителей компаний, треть - из Северной и Латинской Америки, треть - из Азиатско- Тихоокеанского региона, чуть больше четверти - из Европы и 11% - из стран Ближнего Востока и Африки. Различные виды мошенничества были сгруппированы в десять категорий: коррупция и взяточничество, кража материальных активов и акций, отмывание денег, финансовое злоупотребление, нарушение норм и правил, регламентирующих деятельность компаний, внутреннее финансовое мошенничество или воровство, кража информации, махинации на закупках, пиратство, внутрикорпоративные злоупотребления.

2.2. Государственный механизм противодействия теневой экономики

 

Современная экономическая литература, рассматривающая проблему взаимоотношений  в рамках системы «государство —  теневая экономика», безоговорочно  отдаёт приоритет государству. Это  означает, что государство априори  обладает правом воздействия на теневую экономику, которая - по идее,- должна после этого как-то приспосабливаться к изменившимся условиям. При этом несколько отходит на задний план мысль о том, что и теневая экономика также воздействует на государство, пусть и применяя для этого свои, специфические способы и механизмы (например, лоббирование путём коррупции, рейдеретво и т.п.).

Обычно выделяют следующие направления государственного воздействия на теневую экономику:

Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития применительно к теневой экономике являются:

  • минимизация теневой экономики — одна из стратегических целей;
  • формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;
  • эффективное антимонопольное регулирование;
  • фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.

Хозяйственное законодательство очерчивает поле легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для развития добросовестной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушения существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:

  • приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;
  • прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;
  • упрошенные формы регистрации и отчетности;
  • ответственность банков перед вкладчиками.

Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Начиная со второй половины XX в. многие государства зафиксировали в своих конституциях, что отныне они являются социальными государствами. Важными элементами социальной политики государства являются:

  • формирование социального государства;
  • установление достойного прожиточного минимума;
  • недопущение глубокой социальной дифференциации общества;
  • минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;
  • особое внимание к проблеме занятости молодежи.

Информация о работе Противодействие теневой экономики в условиях обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации