Противодействие теневой экономики в условиях обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ таких проявлений теневой экономики как коррупция и обналичивание незаконно полученных доходов, и оценка перспектив борьбы с ними с учётом развития международного сотрудничества.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности

6
1.1
Теоретический аспект понятия «теневая экономика»
6
1.2
Особенности теневой экономики и обеспечения экономической безопасности в России
21
1.3
Экономический механизм и основные направления формирования теневых потоков в мировом хозяйстве

32
Глава 2
Основные тенденции развития теневой экономики в процессе глобализации

41
2.1
Анализ теневой экономики в контексте региональных хозяйственных систем

41
2.2
Государственный механизм противодействия теневой экономике

50
2.3

Основные направления межгосударственного сотрудничества по обеспечению международной экономической безопасности


56
2.4
Пути развития международного сотрудничества в области борьбы с незаконным получением доходов

66
Заключение
87
Список использованных источников и литературы
90

Файлы: 1 файл

Дипломная работа группа 17 ГРРЭ Скотников К.С..doc

— 640.00 Кб (Скачать файл)

Отношения с бизнесом подразумевают соблюдение основных принципов взаимодействия государственной власти и частного бизнеса. Эти принципы предполагают создание равных условий конкуренции для всех участников рынка и поддержку наиболее уязвимых хозяйствующих субъектов. Важнейшими принципами отношений с бизнесом являются:

  • равпоудаленность бизнеса и власти;
  • государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении:

    • традиционного криминала;
    • коррумпированной части чиновничества;
    • теневых операций олигархических структур.

Воспитательная функция государства связана с глубокими культурными изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Она реализуется через систему образования и средства массовой информации. Ее важными элементами являются:

  • формирование культуры законопослушания;
  • осуждение культа насилия, вседозволенности, наркобизнеса и т.п.;
    • формирование национальной идеи на основе морально-нравственных принципов общества.
  • Сотрудничество с институтами гражданского общества позволяет привлечь наиболее активные социальные силы к воздействию на теневую экономику.

Сотрудничество с международными организациями позволяет проводить согласованную политику по отношению к теневой экономике в мировом масштабе. Прежде всего следует перечислить официальные (межгосударственные) организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол и др. Существуют и независимые международные организации (например, «Транспэрэнси интернэшнл»), К основным элементам международного сотрудничества относятся:

  • разработка общих принципов борьбы с отмыванием денег, коррупцией, мошенничеством;
  • обмен оперативной информацией по экономической преступности, совместные расследования;
  • обмен опытом в рамках международных конференций, семинаров, учений;
  • учет мнения авторитетных международных организаций о состоянии теневой экономики.

Государственное воздействие на теневую  экономику должно осуществляться дифференцированно. Вынужденная нелегальная экономика должна подвергаться в основном косвенному воздействию (через создание благоприятной рыночной среды), а криминальная — преимущественно воздействию прямыми административными методами на основе конституционного права (в форме указов, постановлений, программ, распоряжений) при активном участии правоохранительных органов.

Борьба с коррупцией. Поскольку государственная коррупция стала одним из тормозов развития не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом, она начала рассматриваться, начиная примерно с 1980-х гг., как одна из главных забот международной политики. Цели борьбы с коррупцией могут выбираться по-разному: немедленное повышение эффективности в частном секторе, долгосрочная динамическая эффективность экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность.

Соответственно избранной цели используют наиболее подходящие меры по борьбе с коррупцией. В качестве наиболее простого инструмента часто  выбирают реформы законодательства — не только и не столько ужесточение  наказаний за коррупцию, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля (уменьшение частоты проверок, понижение налогов) для снижения самих возможностей Хотя эти меры должны осуществляться центральным правительством, они требуют также поддержки со стороны гражданского общества. Когда воля политических лидеров опирается на активную общественную поддержку, то удается в достаточно короткий срок добиться сильных изменений. Напротив, если граждане возлагают все надежды на правительство, а сами пассивно ждут результата, то борьба с коррупцией может закончиться еще большим ее ростом или вылиться в репрессии против политических противников правящего режима.

Возможность реализации этих мер зависит  не столько от политической воли правителей, сколько от культуры управляемого общества. Например, в странах Востока со слабыми традициями самоуправления лучше делать ставку на престижность и высокую оплату государственной службы. Именно этим путем пошла Япония и «азиатские тигры» (особенно Сингапур и Гонконг), где высокий авторитет госчиновников позволил создать высокоэффективную экономическую систему при относительно малочисленном управленческом аппарате и слабой коррупции. В западных же странах с характерным для них недоверием к государству, напротив, чаще акцентируют внимание на развитии действий неправительственных организаций, гражданского самоуправления и контроля.

Юридический подход предполагает совершенствование законодательной базы. Однако существуют расхождения по поводу того, как это делать — например, импортировать институты или пытаться легализовать существующие неформальные нормы (продукты обычного права) по рецепту Э. де Сото.

Совершенствование формальных правил подкрепляется утилитаристским подходом, который пытается апеллировать к экономическим интересам рационально действующих агентов. Предполагается, что если снизить ставки налоговых платежей, то агентам станет менее выгодно находиться в теневой экономике, и они перестанут скрывать свои доходы. Некоторые практические шаги в этом направлении российскими властями в последнее время предпринимаются. К их числу относятся: уменьшение ставки и выравнивание шкалы подоходного налога; введение единого социального налога с регрессивной шкалой; некоторое снижение таможенных пошлин. Но пока издержки легализации по-прежнему слишком высоки, чтобы предприятия добровольно вывели все свои операции из теневой экономики.

Поэтому возникает необходимость  применения силового подхода, связанного с ужесточением санкций против нарушителей. Реализовываться такой подход может по- разному. Можно пойти по легкому пути — нарастающего фронтального давления на деловые круги при сохранении разных режимов фактического налогообложения. Подобная политика может ударить в первую очередь по более открытым и продвинутым фирмам, работающим на виду, способна затруднить их деятельность и в очередной раз отвратить от попыток ее легализации. Более трудный путь связан с попытками устранения разных налоговых режимов и нанесением фокусированных ударов по инфраструктуре, обеспечивающей реализацию схем уклонения от налогов. Однако рассчитывать на простое ужесточение контроля здесь не приходится, ибо, по крайней мере, часть «серой» инфраструктуры обслуживает интересы влиятельных политических сил. Именно вовлеченность политических и государственных структур в

Иное решение предлагается в рамках конвенционального подхода. Поскольку нет особых надежд на достижение стабильности и однозначной интерпретации формальных правил заинтересованными сторонами, нужно заботиться о выработке формальных и неформальных соглашений на микроуровне по поводу конкретных форм соблюдения существующих правил и процедур согласования неизбежно возникающих конфликтов. Координация действий должна быть, во-первых, продуктом согласования интересов хозяйственных агентов, работающих в одной или близких сферах деятельности, что позволит преодолеть «проблему безбилетника» — нежелания в одиночку брать на себя издержки легализации. А во-вторых, она предполагает достижение договоренностей между ведущими хозяйственными агентами и полномочными представителями государственной власти: последние должны гарантировать определенную стабильность формальных правил, возможные послабления тем, кто готов к большей открытости собственной деятельности, и одновременно ужесточение санкций против нарушителей.

Наконец, культурно-нормативный подход нацелен на изменение социальных норм: выработку лояльности по отношению к государству, достижение уважения к формальным правилам, преодоление стереотипных представлений о невозможности их соблюдения и нацеленности на непременный поиск обходных путей. Качественные сдвиги в этой области совершенно необходимы, ибо де-формализующие способы действия крепко укоренились, проникли на нормативный уровень. К сожалению, на этом пути нельзя ожидать быстрых дивидендов даже при условии успешной реализации всех указанных выше мер. Перечисленные подходы являются дополняющими друг друга. Одного удачного решения — в борьбе с уклонением от налогов быть не может.

2.3. Основные направления межгосударственного сотрудничества по обеспечению международной экономической безопасности

 

На современном этапе социально-экономического развития в условиях ускорения процессов  глобализации и усиления конкуренции  на мировых рынках защита национальных интересов и обеспечение безопасности членов мирового Сообщества в сфере  экономики требует системных и скоординированных действий. Для России обеспечение экономической безопасности означает, прежде всего, нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на экономику страны в условиях ее интеграции в мировое хозяйство, сохранение социально- экономической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан. Принципиальным является понимание места и роли экономической безопасности в системе национальной безопасности. Экономическая безопасность - элемент национальной безопасности. Президент России считает, что на современном этапе «серьёзные задачи стоят в области экономической безопасности. Речь идёт о защите российской экономики от коррупции, криминалитета, от промышленного шпионажа, а также об укреплении гарантий предпринимательской деятельности и прав собственности».

К числу современных вызовов  и угроз мы относим и теневую экономику, которая составляет объект настоящего исследования. Эффективность борьбы с теневой экономикой национального хозяйства в значительной мере зависит от координации международных усилий. Этот тезис принимается как гипотеза исследования. При этом мы исходим из того, что международная экономическая безопасность (МЭБ) представляет собой такое состояние мирового хозяйства и международных экономических отношений, при котором обеспечивается стабильное экономическое развитие государств и создаются условия для взаимовыгодного экономического сотрудничества, исключающие противоправное применение экономической силы. Международная экономическая безопасность (МЭБ) представляет собой совокупность интеграционных условий, обеспечивающих нормальное функционирование мирового хозяйства и национальных экономик отдельных стран18.

Международная экономическая безопасность - составная часть всеобъемлющей  системы международной безопасности. Она предполагает демократизацию международных  экономических отношений, использование в целях предупреждения и смягчения внешнеполитических противоречий, преодоление кризисных ситуаций, а также расширение всестороннего сотрудничества в различных областях экономики. Международная экономическая безопасность может рассматриваться в широком смысле как охватывающая всю систему мирохозяйственных связей, и в узком - по отношению к регионам, группам стран и отдельным странам. Обеспечение МЭБ предполагает установление новых стандартов международного экономического сотрудничества, равноправность в международных экономических отношениях, исключения из международной практики всех форм дискриминации, отказ от политики блокад и санкций, преодоление неэквивалентности внешнеэкономических обменов; совместный поиск справедливого урегулирования вопросов задолженности; объединение усилий в решении глобальных проблем человечества, в т.ч. разоружения, в исследовании и мирном использовании космоса, ресурсов мирового океана; в разработке и осуществлении принципов использования на благо всех стран, прежде всего развивающихся, части средств, высвобождающихся от сокращения военных расходов и т.п. Обеспечение международной экономической безопасности создает важные предпосылки для благоприятного развития национальной экономики каждой страны на основе использования собственных ресурсов и возможностей международного сотрудничества. Экономическая безопасность (международная и национальная) носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств. Международная экономическая безопасность предполагает такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает более создание соответствующего международно- правового механизма. Проблема экономической безопасности в наибольшей мере затрагивает интересы развивающихся и стран с переходной экономикой, в отношениях Запад-Юг, Запад-Восток.

Как показывает мировой опыт, нанесение  ущерба осуществляется различными способами, которые включают нарушение нормального  состояния международной торговли (применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары), создание ограничений на пути международного движения технологии в нарушении практики коммерческой деятельности. Преднамеренный ущерб может наноситься валютам различных стран путем нарушения их валютных режимов, манипуляциями по занижению валютных курсов, замораживания вкладов государств в иностранных банках, введения для некоторых из них кредитных ограничений. Может целенаправленно нарушаться порядок движения капитала, в частности, путем организованного бегства из какой-либо страны, незаконной реквизиции или национализации без компенсации собственности иностранных инвесторов. В число нарушений принципов международной экономической безопасности входит организация целенаправленной утечки научных и наиболее квалифицированных работников физического труда, нарушение существующей системы международного транспортного сообщения вопреки действующим соглашениям в этой области. Возрастает число проблем, связанных с окружающей средой и транснациональными действиями (торговля наркотиками и др.), которые наносят экономический ущерб различным странам и приводят к серьезным экономическим потерям.

Информация о работе Противодействие теневой экономики в условиях обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации