Противодействие теневой экономики в условиях обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ таких проявлений теневой экономики как коррупция и обналичивание незаконно полученных доходов, и оценка перспектив борьбы с ними с учётом развития международного сотрудничества.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности

6
1.1
Теоретический аспект понятия «теневая экономика»
6
1.2
Особенности теневой экономики и обеспечения экономической безопасности в России
21
1.3
Экономический механизм и основные направления формирования теневых потоков в мировом хозяйстве

32
Глава 2
Основные тенденции развития теневой экономики в процессе глобализации

41
2.1
Анализ теневой экономики в контексте региональных хозяйственных систем

41
2.2
Государственный механизм противодействия теневой экономике

50
2.3

Основные направления межгосударственного сотрудничества по обеспечению международной экономической безопасности


56
2.4
Пути развития международного сотрудничества в области борьбы с незаконным получением доходов

66
Заключение
87
Список использованных источников и литературы
90

Файлы: 1 файл

Дипломная работа группа 17 ГРРЭ Скотников К.С..doc

— 640.00 Кб (Скачать файл)

На международном уровне это  противоречие выражается в форме  создания, в том числе и, прежде всего, оффшорных зон, которые рассматриваются нами как важное звено международного экономического механизма теневой экономики. Они позволяют корпорациям успешно уходить от налогов, а криминалу отмывать грязные деньги. Это стало возможным в результате беспрецедентной трансформации собственности России в оффшорную юрисдикцию, масштабы которой колоссальны.

Оффшорный бизнес существует в основном благодаря наличию во многих странах  валютного контроля. Оффшор - единственный способ избежать жесткого валютного  контроля, а в нашем случае - это  особое место, где не существует валютных ограничений например, таких как принудительная продажа валютной выручки. Одной из самых популярных в мире оффшорных зон являются Каймановы острова, где зарегистрировано 580 банков, почти 500 страховых и более 40.000 оффшорных компаний. На Багамских островах зарегистрировано 418 банков, 580 взаимных фондов, более 100.000 международных компаний, оборот которых оценивается в 350 млрд. долл. США.

Субъекты российского оффшорного бизнеса условно можно разделить  на две категории:

  • организации, предоставляющие услуги по консультированию желающих открыть оффшорные компании, по регистрации и дальнейшему их юридическому сопровождению;
  • организации, непосредственно использующие в своей деятельности оффшорные компании для оптимизации налогообложения или перемещения средств за рубеж.

Российских клиентов, желающих работать с помощью оффшорных схем, условно можно разделить на три основные группы. В первую группу входят юридические лица, использующие льготный режим налогообложения, предоставляемый оффшорными зонами непосредственно для осуществления легальной финансово-хозяйственной деятельности. Практика показывает, что ее основными областями, как правило, являются: а) строительство; б) торговля (экспортно-импортные операции); в) ценные бумаги; г) маркетинговые исследования и услуги. Специалисты отмечают, что сегодня данная группа является самой многочисленной - 70-80% общего количества клиентов (в начале 90-х гг. указанная группа составляла около 5-10% общего количества клиентов) . Различного рода сделки с ценными бумагами также являются одним из видов получения дохода, налоговые выплаты с которого возможно значительно уменьшить с помощью оффшоров.

Во вторую группу клиентов, составляющую 10-15% общего количества, входят организации, не использующие все преимущества, предоставляемые оффшорными компаниями для осуществления реальной и законной финансово-хозяйственной деятельности, а использующие данные компании для частичного сокрытия доходов от налогообложения и вывода средств из России. Отметим, что ранее эта группа составляла примерно 90-95% общего числа клиентов, пользующихся услугами по регистрации оффшорных компаний. Типичным примером в этом плане является незаконное строительство: строительная площадка находится на территории Российской Федерации, а заказчик перечисляет деньги за строительство со своего оффшорного счета на оффшорный счет подрядчика. Таким образом, расчеты осуществляются между оффшорами, а бюджет России не получает ничего.

Третью группу составляют клиенты, целью которых является просто перевод  за рубеж законно или незаконно, полученных денежных средств. Для этого часто используются услуги обезналичивающих фирм, которые за 3-5% переводят средства на счет оффшорной компании.

  • Популярность той или иной оффшорной зоны определяется наименьшей сложностью и дешевизной регистрации в ней компании.

В оффшорных зонах максимально  упрощена процедура регистрации. Минимальный  размер уставного капитала, как правило, не устанавливается. В большинстве  оффшорных зон не требуется представления  отчетов по ведению счетов, налоговых  деклараций. Внешние аудиторы требуются далеко не во всех оффшорных зонах. Счета фирмы могут быть проверены ими только по разрешению владельцев. Единственная форма отчетности большинства оффшорных компаний - ежегодный финансовый отчет.

При общем сокращении числа банковских учреждений в России наблюдается резкий рост числа открываемых банков в оффшорных зонах, объем частных вкладов россиян в которых зачастую достигает 60 и более процентов. Оффшорные зоны служат перевалочной базой для последующей интеграции незаконных капиталов в российскую экономику.

Банки и другие банковские учреждения, которые действуют в оффшорной  зоне, освобождены от различных правовых норм, под которые подпадают учреждения, находящиеся в конкретной стране. Их сделки не облагаются налогом, не обременены требованиями по созданию резервных депозитов без ограничений процентной ставки и часто, хотя и не всегда, освобождены от правовой проверки относительно достаточности капитала или ликвидности. Имея дело с клиентами - нерезидентами, то есть почти всегда с другими банковскими учреждениями, они обычно осуществляют операции на оптовых финансовых рынках в иностранной валюте или валютах.

В числе признаков, отличающих оборот криминального капитала через банки от легального, можно выделить следующие: ссуды, предоставляемые оффшорным компаниям: ссуды, обеспеченные обязательствами оффшорных банков; операции, включающие подставной оффшорный банк, название которого может быть очень похожим на название известного легального учреждения; ссуды, выданные на основании отчетности заемщика, отражающей наличие крупных доходов от предприятий, зарегистрированных в оффшорных зонах, и т.п.

В большинстве случаев оффшорные  финансовые центры привлекают депозиты граждан, которые хотят избежать налогообложения, используя законные налоговые лазейки. Они также привлекают тех клиентов, которые стремятся уклониться от налогообложения посредством сокрытия большей части своих материальных ценностей, помещая их в юрисдикции, которые берут премию за конфиденциальность и не считают преступлением уклонение от налогов, которое произошло на территории другой страны. Частный вкладчик и межнациональные корпорации иногда размещают деньги в оффшорной зоне для того, чтобы избежать контроля и регулирования денежных операций.

Таким образом, суть оффшорной политики заключается в том, что компания, заинтересованная в уходе из-под контроля правительственных органов, перемещает свою деятельность на территорию, обладающую более выгодными налоговыми условиями. Стимулирует этот процесс и то, что ряд стран сознательно идёт на создание исключительно благоприятных условий для бизнеса с целью привлечения инвестиций. К числу таких условий относятся: упрощенные процедуры регистрации; минимальная финансовая отчетность; возможность использования номинальных (подставных) владельцев; возможность отсутствия реальной деятельности в стране; отказ от сотрудничества с налоговыми ведомствами других стран и т.п. При наличии объективной заинтересованности предпринимателей в минимизации своих издержек путём ухода от налогов созданы вполне легальные возможности для реального решения этих задач.

По сути, оффшоры представляют собой  «налоговые убежища». Не случайно, темпы  роста инвестиций в оффшорные  зоны значительно превышают средние  темпы роста зарубежных капиталовложений11. Финансовая либерализация предопределяет значительные потери бюджета. По мнению специалистов, практически ни одна из этих компаний, включая иностранные, работающие в России, даже в первом приближении не выдерживает проверку Уголовным кодексом РФ. Воруют и искусственно встраивают в деловой процесс паразитарные звенья и свои инсайдерские интересы на всех уровнях управления. Финансовые потери порой превышают треть от общей прибыли. К тому же нередко до трети себестоимости формируется за счет отчислений на содержание управляющих компаний. Одно лишь укрепление финансовой дисциплины будет сравнимо с резким увеличением ВВП (на 27%) .

 

 

 

Глава  2 Основные тенденции развития теневой экономики

 в  процессе глобализации

2.1. Анализ теневой экономики в контексте региональных хозяйственных систем

Масштабы и особенности теневой  экономики в различных странах  и регионах мира тесно связаны  с национальными хозяйственными моделями и степенью зрелости рыночных отношений. Исходя из того, страны мира экономически подразделяются на три  основные группы по степени зрелости рыночных отношений - развитая экономика, периферийная экономика и переходная экономика, - можно говорить об наличии определённой корреляции между развитостью рыночных отношений и масштабами теневой деятельности. Так, в развитых странах теневая экономика составляет, по разным оценкам, 12-16% ВВП, в развивающихся от 40 до 50% ВВП, в странах с переходной экономикой — 23-25% ВВП12.

Таким образом, в наиболее развитых странах удельный вес теневого сектора  в национальной экономике значительно  меньше, чем в других группах стран. Однако развитые страны также неоднородны, и среди них встречаются страны с довольно высокими показателями теневой активности. Наиболее низкие относительные показатели доли теневого сектора (на уровне 8-10% ВВП) имеют Австрия, США, Швейцария и Япония. В среднем эшелоне оказываются Ирландия, Канада, Франция, и Германия (1315% ВВП). Наибольший удельный вес теневая экономика в развитых странах имеет в Греции, Италии, Испании, Португалии, Бельгии (20-28% ВВП).

Практически во всех странах в последние десятилетия отмечается рост теневой экономики. Так, в Германии в 1975 г. теневая экономика составляла 5,75% ВВП, в 1980г. - 10,8%, в 1985 г. - 11,2%, в 1990 г. - 11,8%, в 1995 г. - 13,5% в 2000 г. -16%. Если в конце 70-х - начале 80-х годов в теневую занятость было вовлечено 8-12% трудоспособного населения Германии, то сегодня этот показатель вырос до 22%13. Рост теневой экономики выражается, в частности, в постоянном увеличении численности экономически активного населения, согласного на «черную работу». По результатам опросов, более 50% населения готово, если представится возможность, поработать в теневом секторе. Примерно 30% населения уже работают здесь, что позволяет им не платить налоги. В 2004 г. численность занятых в теневом секторе полный рабочий день превысила 5 млн. человек14 (с. 301). Важнейшей причиной крупного масштаба теневой экономики в Германии, по мнению известного эксперта по вопросам теневого сектора, уклонения от налогов и отмывания денег Ф. Шнайдера, является неэффективная экономическая и финансовая политика государства. Причем «уход в тень» провоцируют не только высокие налоговая нагрузка и степень бюрократизации экономики, но и недоверие населения к проводимой политике реформ налогообложения и рынка труда. Следствием роста теневой экономики стал рост налогов в формальном секторе (поскольку правительство должно обеспечивать определенный уровень поступлений в бюджет), что в свою очередь повышает привлекательность теневого сектора. Этот процесс в конечном итоге может привести к глубокому экономическому кризису. Существует вероятность обострения ценовой конкуренции, из-за которой малый и средний бизнес будут вынуждены либо прекратить свою деятельность, либо уйти «в тень».

Кроме того, «черная» занятость вызывает негативные перераспределительные эффекты. Конечно, ФРГ - не единственная европейская страна с довольно обширным теневым сектором. В ЕС-15 по его размеру лидируют страны Южной Европы - Греция (27,6% ВВП в 2005 г.), Италия (24,4), Португалия (21,2) и Испания (21,3%). Германия же находится примерно в середине списка (15,6%) вместе с Данией, Финляндией и Францией.

Сам по себе данный показатель еще  не дает повода для беспокойства в  Германии. Однако озабоченность вызывает его динамика. В то время как  во всех странах ОЭСР в последние годы наметилось устойчивое сокращение теневого сектора, в трех немецкоговорящих государствах наблюдается противоположный процесс: с 1997 по 2005 г. доля теневого сектора в ВВП выросла в Швейцарии на 0,9%, в Германии - на 0,7 и в Австрии - на 1,3%. За этими незначительными процентами скрываются весьма неблагоприятные экономические последствия. Однако прослеживаются и некоторые позитивные тенденции. В 2003 г. объем теневого сектора Германии составил 370 млрд. евро, а в следующем году он уменьшился до 358 млрд. Такое сокращение отразилось на доле теневой экономики в ВВП страны: если в 2003 г. она равнялась 17,6%, то в 2004 г. - 16%. Данная тенденция продолжилась и в 2005 г.: в абсолютных цифрах объем теневой экономики упал до 346 млрд. евро, что составило 15,6% ВВП Германии15.

Причинами этого, несомненно, являются реформы на рынке труда, в частности  трудового законодательства, принятие закона о пособиях по безработице. В  какой мере эти факторы будут  способствовать дальнейшему сокращению теневого сектора, пока неясно, так как их чрезвычайно сложно оценить количественно. Рекордсменом среди развитых стран по занятости в теневом секторе является Италия, где, по разным оценкам, занято от 30 до 48% экономически активного населения (правда, речь идет в основном о втором, дополнительном источнике доходов).

В странах Евросоюза не менее 10 млн. человек заняты исключительно  в теневой экономике, а в целом  по ОЭСР - порядка 17 млн.чел. На наш взгляд, нельзя согласиться с утверждением о генетической предрасположенности того или иного народа к обману и мошенничеству. Развитые страны достигли более высокого уровня зрелости рыночных отношений. Можно выделить следующую закономерность: чем больше среднедушевой уровень дохода, тем меньше масштабы теневой экономики. Эмипирические данные показывают, что в странах, где этот показатель превышает 30 тыс.долл. в год, доминирующую роль в социальной структуре играют так называемые средние слои, охватывающие 60-70% населения. В своем большинстве это законопослушные граждане и ответственные налогоплательщики. Конечно, и в этих странах есть малоимущие, но развитые социальные программы помощи сдерживают их вовлечение в теневую экономику.

Таблица 2.1

Размеры теневой экономики в странах ОЭСР в период с1995 по 2005 гг.

(в % от официальных  размеров ВВП)

 

Страны

1995

1998

2000

2002

2003

2004

2005

Австралия

13,5

14,0

14,3

14,1

13,7

13,2

12,6

Бельгия

21,5

22,5

22,2

22,0

21,4

20,7

20,1

Канада

14,8

16,2

16,0

15,8 •

15,3

15,1

14,3

Дания

17,8

18,3

18,0

17,9

17,4

17,1

16,5

Германия

13,5

14,9

16,0

16,3

17,4

16,2

15,6

Финляндия

18,2

18,9

18,1

18,0

17,6

17,2

16,6

Франция

14,5

14,9

15,2

15,0

14,7

14,3

13,8

Греция

28,6

29,0

28,7

28,5

28,2

28,1

27,6

Великобритания

12,5

13,0

12,7

12,5

12,2

12,3

12,0

Ирландия

15,4

16,2

15,9

15,7

15,4

15,2

14,8

Италия

26,0

27,3

27,1

27,0

26,1

25,2

24,4

Япония

10,6

11,1

11,2

11,1

11,0

10,7

10,3

Нидерланды

13,7

13,5

13,1

13,0

12,7

12,5

12,0

Новая Зеландия

11,3

11,9

12,8

12,6

12,3

12,2

11,7

Норвегия

18,2

19,6

19,1

19,0

18,6

18,2

17,6

Австрия

8,6

9,0

9,8

10,6

10,8

11,0

10,3

Португалия

22,1

23,1

22,7

22,5

22,2

21,7

21,2

Швеция

19,5

19,9

19,2

19,1

18,6

18,1

17,5

Швейцария

7,8

8,1

8,6

9,4

9,5

9,4

9,0

Испания

22,4

23,1

22,7

22,5

22,2

21,9

21,3

США

8,8

8,9

8,7

8,7

8,5

8,4

8,2

В среднем для 21 страны ОЭСР

16,2

16,8

16,8

16,7

16,5

16,1

15,6

Информация о работе Противодействие теневой экономики в условиях обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации