Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности страховых компаний.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- с теоретических позиций рассмотреть сущность конкурентоспособности применительно к страховым компаниям;
- определить совокупность факторов, обусловливающих конкурентоспособность страховых компаний, определить уровень конкурентоспособности российских страховщиков;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
КОМПАНИИ НА РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ 5
Понятие и сущность конкурентоспособности 5
Анализ конкурентоспособности страховых компаний 14
Методики составления рейтингов для оценки
конкурентоспособности страховых компаний 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ
КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСГОССТРАХ» 38
Краткая характеристика компании 38
Анализ основных факторов, обуславливающих конкурентное
положение «Росгосстрах» 39
«Росгосстрах» в условиях вступления в ВТО: состояние, оценка и
перспективы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Тюменской области
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра экономики и мирохозяйственных связей
Курсовой проект
по дисциплине: Управление и организация ВЭД
на тему: «Пути и способы
повышения
Выполнила:
студентка 5курса ЭФ
МЭ-08-1
Бобкова Ю.Ю.
Проверила:
старший преподаватель
Лоскутова О.Н.
Тюмень 2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
КОМПАНИИ НА РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ 5
конкурентоспособности страховых компаний 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ
КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСГОССТРАХ» 38
положение «Росгосстрах» 39
перспективы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
ВВЕДЕНИЕ
Страхование является одной из важнейших составляющих финансовой системы страны в обеспечении защиты имущественных интересов государства и его граждан.
В текущей ситуации отечественный
страховой рынок выглядит весьма
скромно по сравнению с рынками
развитых стран: сборы страховых
премий всего российского страхового
рынка равны сборам средней страховой
компании из развитой страны. В этой
связи базой для сравнения
отечественных страховых
Изучению проблем оценки конкурентоспособности
страховых компаний посвящены работы
как российских ученых и экономистов,
так и зарубежных. Вместе с тем,
целый ряд актуальных проблем, связанных
с конкурентоспособностью российских
страховых компаний, остается недостаточно
исследованным. В том числе существует
необходимость уточнения места
и роли страховой отрасли в
повышении
Таким образом, актуальность темы исследования
обусловлена необходимостью выявления
основных факторов повышения
Целью курсовой работы является формирование
модели повышения
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- с теоретических позиций
- определить совокупность
- разработать предложения по
повышению
- проанализировать состояние, оценку и перспективу «Росгосстрах» в условиях вступления ВТО.
Предметом исследования является комплекс теоретических и методические аспектов конкурентоспособности российских страховых компаний в условиях вступления в ВТО.
Объектом исследования в работе является деятельность страховых компаний формирующих отечественную страховую отрасль, на примере ООО «Росгосстрах».
В ходе исследования были использованы
нормативно-правовые документы, статистические
данные Всероссийского Союза Страховщиков
(ВСС), и Федеральной службы страхового
надзора (ФССН), ежегодные отчеты крупнейших
страховых организаций России, материалы
научно-практических конференций, семинаров,
специализированных обзоров, подготовленных
различными профессиональными
Ряд методологических положений и выводов, содержащихся в курсовой работе иллюстрирован расчетными таблицами и графическими схемами, подготовленными на основе статистических данных органов государственного надзора в области страхования, отчеты ООО «Росгосстрах».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ
Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и страховой. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости. Термин «конкуренция» не применялась в советской экономике. Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Отсутствие частной собственности на средства производства и установление планов для всех предприятий являлось причиной отсутствия конкуренции.
Существует большое количество
определений понятий
Конкуренция — неотъемлемая составная часть развитого страхового рынка. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных страховых рынках. Наличие конкурентов заставляет каждого страховщика быть предельно внимательным к запросам своих клиентов. [4,С. 28]
Схема сбора данных о деятельности страховых компаний-конкурентов и ее анализа показана в приложении А.
Первый этап анализа конкуренции на страховом рынке — оценка степени его подверженности процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. К таким факторам относятся:
-
численность и сравнимая
- изменение объема спроса на страховые услуги и его структурная и стоимостная динамика;
- барьеры проникновения на страховой рынок (особенности лицензирования страховой деятельности);
- ситуация на смежном кредитном рынке;
-
различия в стратегии
- особые мотивы для конкуренции на данном страховом рынке. [12,С. 87]
Численность
конкурирующих страховых
На втором этапе анализа уровня конкуренции выделяются основные страховые компании-конкуренты, и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу по определенной форме.
Принято различать ценовую и неценовую конкуренцию страховщиков. В основе ценовой конкуренции лежит тарифная ставка, по которой предлагается заключить договор страхования данного вида. Снижение тарифной ставки всегда было той основой, с помощью которой страховщик, выделяя свои страховые услуги из общего перечня, привлекал к ним внимание потенциального страхователя. В современном мире, когда страховые рынки индустриально развитых стран в основном разделены между рядом крупных страховых компаний, использование ценовой конкуренции в борьбе за страхователя выглядит проблематично. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков своим клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. Традиционными в этой политике является проведение «дней развития бизнеса». В этот день проводится завтрак (ланч или обед), во время которого президент страховой компании общается со 100—200 клиентами. Внимание оказывается, прежде всего, правительственной, институциональной и корпоративной клиентуре. Клиентам рассказывают о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни данного региона. У клиентов выясняют их мнение об имидже страховой компании, отношение к ассортименту и качеству предлагаемых страховых услуг. Этим же целям служат и периодически проводимые конференции, в которых участвуют ведущие менеджеры страховщика, а также определенные группы страхователей. Конференции отличаются от «дней развития бизнеса» тем, что проводятся по определенной теме. В конце таких мероприятий вручается сувенирная реклама с фирменной символикой страховой компании. Благодаря такому подходу страховые компании активно разрабатывают новые методы продвижения страховых услуг на рынке. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств.
Конкуренция
— антипод монополии. Вместе с
тем монопольное положение
В
нашей стране уделяется большое
внимание пресечению монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
на страховом рынке. Предупреждение,
ограничение и пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
на страховом рынке обеспечивается
Государственным комитетом
Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.
Говоря о
Прежде всего, говоря о
конкурентоспособности
Ожегов С.И. в «Толковом словаре русского языка» [14,С.243] термин конкурентоспособность трактует, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Данное определение конкурентоспособности не дает полного представления и не применимо для оценки услуг страховых компаний. Кныш М.И. [10,С.189] характеризует конкурентоспособность как степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Конкурентоспособность связанна не с отличительными характеристиками товара (в нашем случае услуги) как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов, делающих покупку. Фатхутдинов Р.А. [16,С.268] дает следующее определение конкурентоспособности – это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Забелин П.В., Моисеева Н.К. [7,С.68] дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. Грошев В.П. [13,C.66] толкует конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию. Данное определение является наиболее полным, так как автор учитывает затраты за весь жизненный цикл, но при этом не учитывает разную конкурентоспособность услуги на различных рынках, в разное время и не оговаривает потребителем или продавцом оценивается конкурентоспособность.