Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности страховых компаний.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- с теоретических позиций рассмотреть сущность конкурентоспособности применительно к страховым компаниям;
- определить совокупность факторов, обусловливающих конкурентоспособность страховых компаний, определить уровень конкурентоспособности российских страховщиков;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
КОМПАНИИ НА РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ 5
Понятие и сущность конкурентоспособности 5
Анализ конкурентоспособности страховых компаний 14
Методики составления рейтингов для оценки
конкурентоспособности страховых компаний 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ
КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСГОССТРАХ» 38
Краткая характеристика компании 38
Анализ основных факторов, обуславливающих конкурентное
положение «Росгосстрах» 39
«Росгосстрах» в условиях вступления в ВТО: состояние, оценка и
перспективы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
В определении Швеца В.Е., которое дается в кратком словаре менеджера: «конкурентоспособность продукции есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя».
В работе Фатхутдинов Р.А. [16,C.204] конкурентоспособность определяет четырьмя интегральными показателями первого уровня; на нулевой уровень он ставит саму конкурентоспособность:
1. качество товара;
2. его цена;
3. затраты на эксплуатацию за его жизненный цикл;
4. качество сервиса, а также динамизм факторов.
В свою очередь влияние этих четырех факторов зависит от внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества услуги.
Ряд авторов в своих работах предлагают объединить в одно понятие конкурентоспособности товара (услуги) и конкурентоспособности организации. Это просматривается в работе Игольникова Г.Н. и Патрушева Е.А. [25,C.108] Данное утверждение будет не совсем верным, так как, например известность страховой компании дает конкурентные преимущества, но не играет решающую роль.
Любые страховые услуги проходят
проверку на степень удовлетворения
общественных потребностей, которые
выражаются в коллективных, групповых
и индивидуальных страховых интересах.
Эта проверка осуществляется на страховом
рынке, где каждый страхователь приобретает
именно тот страховой полис, который
наиболее полно удовлетворяет его
страховые интересы. В этой связи
конкурентоспособность
Оценка конкурентоспособности
организации может
Одной из отличительных свойств услуги от товара является то, что в процессе продажи услуги возникает личный контакт между продавцом и клиентом. Данное отличие требует особых навыков персонала страховых компаний, так как они работают непосредственно в сфере услуг. В этом случае целесообразно применить понятие «конкурентоспособности персонала». При оценке конкурентоспособности персонала Фатхутдинов Р.А. [16,C.291] подразделяет его на три категории: рабочий, специалист, менеджер. Сами конкурентные преимущества определяются внешними или внутренними условиями. Для специалиста, работающего в конкурентной среде характерно стремление быть конкурентоспособным, что зависит от способностей самого специалиста.
Успех любой страховой
компании в большой мере зависит
от эффективности менеджмента
Таким образом, конкурентоспособность страховщика - возможность сбыта страховых продуктов (через заключение договоров страхования определенного вида) на данном страховом рынке, исходя из имеющихся страховых интересов, выявленных службой маркетинга страховщика. [11,C.254]
Выделяют экономические
и организационные параметры, характеризующие
конкурентоспособность
В идеале экономические и
организационные параметры
На деятельность страховой компании влияют различные факторы (элементы) внешней и внутренней среды, учет которых необходим в целях повышения эффективности ее работы.
Внешняя среда:
- виды страховых услуг;
- страховые тарифы;
- система продажи страховых полисов;
- инфраструктура страховой организации
- ресурсы страховой организации (финансовые, трудовые, материальные). [5,C.108]
Внутренняя среда:
- Страхователи;
- Конкуренты;
- Рынок труда в области страхования;
- Партнеры в области страхования.
В отношении Интернета следует отметить, что возможности Всемирной сети начинают использоваться страховщиками в следующих аспектах:
- предоставление потенциальным
страхователям информации о
- продажа страховых полисов.
В настоящее время в мировом
годовом объеме электронных
Один из элементов непосредственного
окружения – «конкуренты», среди
которых можно выделить не только
страховые, перестраховочные компании,
общества взаимного страхования, как
уже закрепившиеся на страховом
рынке, так и вновь создаваемые,
но и другие финансовые институты, услуги
которых могут являться субститутами
по отношению к некоторым
Рынок труда в области страхования имеет особое значение для страховщиков, так как с одной стороны, отрасль страхования в нашей стране достаточно нова, формирование кадрового состава многих страховых организаций не завершено, во-вторых, страхование является трудоемким процессом, а кадры - едва ли не решающим фактором производства, в-третьих, кадровый состав страховой организации включает специалистов разных профессиональных областей.
Страховая отрасль, как часть финансовой инфраструктуры рынка, играет важную роль в приобретении национальных конкурентных преимуществ. Для усиления инфраструктуры и повышения её эффективности, наряду с другими институтами национальной инфраструктуры, необходимо развитие института страхования, повышение конкурентоспособности российских страховых компаний.
Цель анализа
Анализ уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой очень сложную работу, так как:
- во-первых, в конкурентоспособности
фокусируются все показатели
качества и ресурсоемкости
- во-вторых, в настоящее
время отсутствуют
- в-третьих, например, в
России техническая,
Для анализа конкурентоспособности страховых компаний следует применять научные подходы, принципы и методы. Специфические принципы оценки конкурентоспособности конкретных объектов формулируются в каждом конкретном случае исходя из сложности, особенностей и важности объекта.
Конкурентоспособность страховой
компании рекомендуется оценивать
на основе показателей
Для оценки конкурентоспособности страховой компании сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.
Цель системного анализа
страховщика - установление стратегических
и тактических факторов повышения
конкурентоспособности
Этапы проведения системного
анализа состояния страховщика
предлагается «привязывать» к структуре
системы стратегического
1. Анализ качества научного
сопровождения системы
2. Анализ компонентов
выхода системы, т. е.
3. Анализ конкурентоспособности,
эффективности и устойчивости
функционирования основных
4. Анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли.
5. Анализ факторов макросреды
страны и инфраструктуры
6. Анализ механизма действия
закона конкуренции на входе
системы, антимонопольного
7. Анализ внешних угроз
и возможностей, внутренних сильных
и слабых сторон организации
по сравнению с конкурентами
в обеспечивающей подсистеме, т.
е. в правовом, методическом, ресурсном,
информационном обеспечении
8. Анализ сильных и
слабых сторон, угроз и возможностей
организации в ее
9. Анализ качества управляемой
подсистемы системы
10. Анализ качества управляющей
подсистемы системы
11. Анализ структуры, содержания
и качества связей в системе
стратегического маркетинга, инновационного
и производственного
12. Анализ конкурентоспособности оказываемых услуг и новшеств, персонала и технологий, компании в целом.
13. Анализ эффективности использования ресурсов.
14. Анализ устойчивости функционирования компании. [22,C.198]