Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности страховых компаний.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- с теоретических позиций рассмотреть сущность конкурентоспособности применительно к страховым компаниям;
- определить совокупность факторов, обусловливающих конкурентоспособность страховых компаний, определить уровень конкурентоспособности российских страховщиков;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
КОМПАНИИ НА РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ 5
Понятие и сущность конкурентоспособности 5
Анализ конкурентоспособности страховых компаний 14
Методики составления рейтингов для оценки
конкурентоспособности страховых компаний 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ
КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСГОССТРАХ» 38
Краткая характеристика компании 38
Анализ основных факторов, обуславливающих конкурентное
положение «Росгосстрах» 39
«Росгосстрах» в условиях вступления в ВТО: состояние, оценка и
перспективы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Таким образом, все имеющиеся внешние рейтинги сложны для понимания самой многочисленной группы пользователей - физических лиц, а внутренние рейтинги пока не пользуются достаточной популярностью, в том числе из-за отсутствия признанного рейтингового агентства.
Отсутствие ориентации рейтингов на потенциальных пользователей - физических лиц оказывает влияние и на доступность рейтинга. Между тем иностранные пользователи, например американские, имеют широкие возможности доступа к информации рейтинговых агентств. Некоторые агентства бесплатно рассылают специализированные ежегодные обзоры в публичные библиотеки. Практически в каждом агентстве пользователи рейтинга могут по телефону или через интернет-сайт не только узнать рейтинг страховой компании, но и задать вопросы специалистам агентства. [12,C.173]
В свою очередь, российские пользователи ограничены в своих возможностях получения информации о страховщике. Как правило, выбор страховой компании осуществляется или по рекомендации уже застрахованных лиц; или в зависимости от степени известности того или иного страховщика; или исходя из цены страхового полиса.
Во многом возможность выбора страховщиков сведена к минимуму ввиду особенностей распространения отдельных продуктов. Многие автосалоны одновременно с продажей транспорта предлагают также и услуги по страхованию машины в определенной страховой компании. Аналогично этому туристы, выезжающие за рубеж, будут застрахованы у того страховщика, с которым работает туроператор, и т.п. Усугубляет ситуацию и недостаточная известность рейтинговых агентств, а также их информационная закрытость. Несмотря на наличие интернет-сайтов, доступ к наиболее интересным и познавательным аналитическим материалам является платным. При этом цена доступа к информации и структура сайта ориентированы преимущественно на профессиональных экономистов и страховые компании.
Отсутствие ориентации на потребителя, влияет и на интерпретацию полученных значений рейтинга. Так, современные составители рейтингов не дают их четкую и простую трактовку, которая была бы понятна как профессиональному пользователю рейтингов, так и потенциальному страхователю - физическому лицу.
Поскольку для построения
собственно рейтингов требуется
проведение качественного и
Помимо рассмотренных
выше частных недостатков, присущих
отдельным методикам, существуют и
некоторые общие
- необоснованное определение
выборочной совокупности
- неоптимальный выбор
статистических коэффициентов,
- произвольное определение
оптимальных, минимальных и
- недостаточно корректное выведение итогового значения рейтинга.[20,C.186]
При определении перечня компаний, для которых составляется рейтинг, огромное значение имеет соблюдение принципа корректности. Данный принцип заключается в следующем: результаты сравнения двух страховых компаний не должны зависеть от характеристик, которыми обладает любая третья компания. Российские методики присвоения рейтинга нередко строятся по одному из приведенных алгоритмов:
- сравнение показателей
оцениваемого страховщика с
- ранжирование компаний
только внутри специально
В первом случае значение рейтинга существенно зависит от изменения параметров такой компании. В настоящее время такой подход не пользуется большой популярностью, поскольку при отсутствии детальной статистики не только страховой, но и финансово-хозяйственной деятельности сложно определить нормальные значения коэффициентов, участвующих в расчетах, особенно для идеальной компании.
Метод ранжирования компаний только внутри специально отобранных совокупностей является сегодня достаточно популярным среди отечественных рейтинговых агентств. В частности Е. Решетин предлагает вести сравнение страховщиков, не учитывая при этом «страховые макроэкономические риски и риски развития страхового рынка». Такой подход является не совсем корректным, поскольку при добавлении в список новой компании меняются значения рейтинга уже имеющихся, хотя их характеристики при этом остались неизменными. Это дает возможность манипулировать результатами рейтинговой оценки, так как высшие строки рейтинга смогут занять компании с «лучшими характеристиками из худших».
Одним из существенных недостатков
современных отечественных
Таким образом, учитывая многообразие экономических показателей, возникает вопрос о выборе оптимального числа коэффициентов. С одной стороны, они должны обеспечить оценку конкурентоспособности страховой компании с наименьшим уровнем субъективности, а с другой - их количество должно отвечать целям и типу рейтинга. Внутренние рейтинги подразумевают более глубокий анализ, следовательно, использование большего количества показателей бывает оправданно и требует представления для расчета конфиденциальной статистической информации. Для составления публичных рейтингов по данным официальной отчетности, как уже говорилось, достаточно не более 10 агрегированных показателей.
Выбор оптимальных, минимальных
и максимальных значений показателей
также является одним из наиболее
слабых и уязвимых моментов в любой
методике. Как правило, отечественные
рейтинговые агентства не раскрывают
эту информацию, а применение имеющихся
в свободном доступе
Некоторые отечественные составители рейтинга решают проблему следующим образом: проводится ранжирование значений каждого показателя, для чего по всем фирмам выбирается максимальное (минимальное) - в зависимости от экономического смысла показателя. Ранг компании по данному показателю рассчитывается как отношение значения показателя конкретной компании к максимальному. Сумма значений рангов по одной группе коэффициентов является рангом компании по данной группе. Сумма рангов по всем группам является рангом страховщика и определяет его место в рейтинге.
В связи с вышесказанным особое значение приобретает проблема выведения итогового значения рейтинга.
Как правило, российские рейтинговые
агентства составляют рейтинги на основе
значительного количества показателей,
нередко разнородных и
На практике в некоторых методиках используется присвоение весов отдельным показателям с точки зрения их значимости для рейтинговой оценки. Затем взвешенные показатели складываются, и получаемая числовая величина служит основой для ранжирования страховщиков. [21,C.301]
Однако определение весов
и их обоснованность - еще одно слабое
место в любой методике рейтинговой
оценки. Вес не является ни экономической,
ни физической величиной, поэтому определение
его размера достаточно субъективно,
что усиливает влияние
Несмотря на различия в
совокупности избираемых показателей,
критериях оценки и применяемой
шкалы значений рейтинга, используемый
в зарубежных методиках комплексный
подход к анализу
В то же время использование зарубежных показателей без их адаптации к условиям РФ затруднено различиями в нормативно-правовой базе, формами отчетности и особенностями страхового рынка страны.
Появляющиеся отечественные
разработки в части рейтинговой
оценки пока не отличаются ни комплексностью
анализа (в основном проводится количественная
оценка конкурентоспособности
В силу вышесказанного возникает необходимость в разработке на основе имеющегося опыта единого подхода к рейтинговой оценке конкурентоспособности страховых компаний, с учетом которого специализированные агентства и оценщики могут разрабатывать собственные методики.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСГОССТРАХ»
2.1 Краткая характеристика компании
История страховой компании «Росгосстрах» началась 11 февраля 1992 года. Сегодня «Росгосстрах» - универсальная страховая компания, имеющая 74 филиала во всех субъектах РФ и 3 500 представительств - страховых отделов, офисов продаж, подразделений по урегулированию убытков, 400 центров и пунктов урегулирования убытков (приложение Б). В перечень оказываемых услуг входят более 100 видов страхования как для граждан, так и для предприятий и организаций всех форм собственности.
Предметом деятельности компании
является осуществление обязательного
государственного страхования военнослужащих
и приравненных к ним лиц; проведение
добровольных видов страхования
по страхованию жизни и
Страховой портфель компании является сбалансированным, диверсифицированным и стабильным (Приложение В).
Основу страхового портфеля составляет обязательное медицинское страхование (ОМС) – 47,7 %, страхование имущества и финансовых рисков – 27,2 %, личное страхование – 11,5 %, обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) – 8,2%, страхование жизни – 2,7%, страхование ответственности – 2,2%, обязательное государственное личное страхование (ОГЛС) – 0,6%.
В июле 2003 года контрольный пакет акций компании в 78 % минус четыре акции был приватизирован.
В 2007—2008 годах у ИФД КапиталЪ были выкуплены следующие страховые компании («КапиталЪ Страхование», «КапиталЪ Перестрахование», «КапиталЪ Медицинское страхование», «КапиталЪ Страхование Жизни»). Они продолжают вести бизнес под брендом Капитал.
1 января 2010 года на базе территориальных подразделений десяти страховых обществ Группы «Росгосстрах» создана единая федеральная компания ООО «Росгосстрах». Она стала правопреемником всех прав и обязательств бывших региональных и межрегиональных обществ Группы «Росгосстрах» перед их клиентами и партнерами. В рамках объединения к ООО «Росгосстрах» перешла вся региональная филиальная сеть.
В сентябре 2010 года государство продало оставшиеся 13,1 % акций компании (одновременно утратила свою силу сохранявшаяся у государства «золотая акция»)
В 2010 году Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в очередной раз подтвердило рейтинг надежности ГК «Росгосстрах» на уровне А++ «Исключительно высокий уровень надежности».
В 2011 году «Национальное Рейтинговое Агентство» (НРА) подтвердило индивидуальный рейтинг надежности Росгосстрах на уровне «ААА» (максимальная надежность). Рейтинг присвоен группу компаний в составе ОАО «Росгосстрах» и ООО «Росгосстрах».
Несмотря на своё название, ОАО «Росгосстрах» является частной компанией. 100 % компании принадлежат её президенту Данилу Хачатуровус партнёрами в лице ЗАО ИК Тройка Диалог. Так же Данил Хачатуров является генеральный директории ОАО «Росгосстрах» и президентом ООО «Росгосстрах».[28]
2.2 Анализ основных факторов, обуславливающих конкурентное положение ООО «РОСГОССТРАХ»
Одним из важнейших аспектов анализа российского страхового рынка является оценка конкуренции на нем. Согласно определению, данному в ст. 4 Федерального закона №135 от 26 июля 2006г. «О защите конкуренции», конкуренция – «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Проще говоря, конкуренция представляет собой соперничество компаний, не позволяющее каждой из них в отдельности диктовать свои правила.