Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности страховых компаний.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- с теоретических позиций рассмотреть сущность конкурентоспособности применительно к страховым компаниям;
- определить совокупность факторов, обусловливающих конкурентоспособность страховых компаний, определить уровень конкурентоспособности российских страховщиков;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
КОМПАНИИ НА РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ 5
Понятие и сущность конкурентоспособности 5
Анализ конкурентоспособности страховых компаний 14
Методики составления рейтингов для оценки
конкурентоспособности страховых компаний 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ
КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСГОССТРАХ» 38
Краткая характеристика компании 38
Анализ основных факторов, обуславливающих конкурентное
положение «Росгосстрах» 39
«Росгосстрах» в условиях вступления в ВТО: состояние, оценка и
перспективы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Кn = Im*
Iэ ,
где
Im - индекс конкурентоспособности по товарной массе;
Iэ - индекс относительной эффективности.
Для его определения могут использоваться следующие показатели:
- рентабельность (продаж, активов,
основного капитала за вычетом
амортизации, собственного
- объем продаж (абсолютный,
относительный (
Достоинством данной методики является то, что она учитывает фактор времени и эффективность работы предприятия. Недостатком данной методики как и следующей методики предложенной Фатхутдиновым Р.А. [16,С.116] является то, что основной упор при оценке конкурентоспособности делается на конкурентоспособность товара или товарной массы.
Фатхутдинов Р.А. предлагает
конкурентоспособность
Kopг
=ibj*kij
→1,
где
ai - удельный вес i – го товара организации в объеме продаж за анализируемый период, доли единицы, i = 1, 2,….n;
i = 1
bj – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организацию.
Для развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада и др.) значимость рынка предлагается брать равной 1, для остальных стран 0,7; для внутреннего рынка 0,5;
Kij – конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.
Kij = (Еij
/ Ел.о.) К1 *
К2 * К n ,
где
Еij – эффективность анализируемого образца на конкретном рынке, единица полезного эффекта / денежная единица;
Ел.о – эффективность лучшего образца – конкурента, используемого на данном рынке;
К1, К2, Кn - корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.
Анализ литературы по оценке
конкурентоспособности сферы
Андреев И. [24,C.117] предлагает методику оценки конкурентоспособности услуг финансовых организаций. Критериями конкурентоспособности выбраны такие показатели как имидж, тарифная политика и территориальная доступность.
Pr = ƒ (Im, Tr,
D),
где
Pr - мера привлекательности услуги;
Im – мера имиджа;
Tr - мера благоприятности тарифной политики для потребителя услуги;
D – мера доступности.
В конечном виде данная формула выглядит следующим образом(1.5):
Pr = 0,5 Im + 0,2Tr
+0,3D,
Достоинство данной методики анализа конкурентоспособности услуг в том, что она дает интегральный показатель конкурентоспособности в числовом выражении. Сопоставив данные показатели для различных компаний можно судить об их привлекательности. Недостаток методики заключается в том, что показатель имиджа может быть определен только экспертной оценкой. В основе экспертной оценки лежат отзывы СМИ, властей, акции PR, реклама и т.д.
Ответственность за неэффективность российского рынка несет модель регулирования, известная как модель «легкого входа», когда формальные требования к начинающим деятельность финансовым организациям (в том числе и минимальный размер уставного капитала) не высоки.
Режим «легкого входа» на страховой
рынок позволяет проникать
Результатом становится такая
модель финансовых организаций, где
выживают благодаря чрезвычайной сегментации
страхования. Большинство мелких страховых
компаний занимают искусственно созданные
ниши, где они защищены от конкуренции
с другими участниками рынка,
в том числе и более
На рынке страхования,
как и на большинстве рынков персональных
инвестиций в РФ, сохраняется существенный
разрыв между потенциальным и
фактическим спросом на страховые
продукты. Этот разрыв служит индикатором,
с одной стороны, широких возможностей
роста страхового рынка, с другой
стороны – недостаточной
1.3 Методики составления рейтингов для оценки конкурентоспособности страховых компаний
Рейтинг как комплексная оценка состояния страховой компании независимыми экспертами стал одним из основных элементов «неценовой конкуренции». Наличие рейтинга и его уровень выгодно отличает страховщика, являясь доказательством открытости и прозрачности его деятельности, дает возможность увидеть насколько данная страховая компания конкурентоспособна.
С началом реформ на российский
рынок активно выходят
В этой связи особое значение приобретает качество методик составления рейтинга, поскольку вряд ли можно использовать зарубежные методики в условиях российского страхового рынка без соответствующей адаптации.
Зарубежные рейтинговые
агентства, накопившие достаточно большой
опыт, например «Standard & Poor's», «A.M.Best»
и др., при присвоении рейтинга рассчитывают
значительное количество статистических
коэффициентов, характеризующих разные
стороны деятельности страховщика.
Такой подход, по их мнению, делает полученную
оценку конкурентоспособности более
объективной. Однако, учет большого количества
показателей не всегда оправдан. В
частности, при составлении экспресс-
Все известные зарубежные методики составления собственно рейтингов достаточно подробно расписывают группы как количественных, так и качественных показателей, которые используются для расчета рейтинга, а также процедуру присвоения рейтинга. Однако ни одна из таких методик не раскрывает критерии оценки значений показателей, не приводит алгоритм расчета итогового значения рейтинга, что затрудняет использование этих методик на практике, и в частности их критический анализ.
Особенностью и достоинством практически всех иностранных методик является их ориентация на непрофессионального пользователя. Как правило, крупные корпоративные клиенты либо имеют в своем штате профессиональных экономистов, либо располагают свободными денежными средствами, чтобы привлечь таковых для анализа конкурентоспособности заинтересовавшей их страховой компании. К тому же не секрет, что при выборе партнера по страхованию или перестрахованию большую роль играют межличностные связи руководителей страховщика и клиента. В то же время некорпоративные клиенты, а также мелкие и средние компании, которые, как известно, составляют основу диверсифицированного портфеля любого страховщика, не обладают специальными знаниями в сфере страхования.
Чтобы сделать рейтинг
понятным для последней группы пользователей,
иностранные рейтинговые
Ряд иностранных агентств
при анализе
Прежде всего, сказываются
различия в системе бухгалтерского
учета, даже несмотря на наблюдаемый
в последнее время процесс
приведения бухгалтерской отчетности
к международным стандартам, и
особенности нормативно-
Другой причиной является
значительное число универсальных
страховых компаний. В основной своей
массе российские страховщики занимаются
всеми видами страхования (кроме
ОМС). В большинстве зарубежных стран
законодательно определено создание специализированных
страховых компаний, например компаний
по страхованию жизни, медицинских
страховых организаций и
В качестве третьей причины можно выделить неразвитость отечественного вторичного рынка ценных бумаг страховых компаний, в то время как зарубежные методики уделяют значительное внимание анализу доходности бумаг страховых организаций. [12,C.243]
Наконец, низкие финансовые
возможности отечественных
Отечественные рейтинговые и консалтинговые агентства предлагают свои подходы к рейтинговой оценке страховых компаний.
В середине 90-х годов появились
рейтинги конкурентоспособности
Если обобщить накопленный опыт составления рейтингов в России, можно выделить следующие недостатки.
Основная проблема большинства
рейтингов заключается в том,
что они практически не ориентированы
на пользователей рейтингов, особенно
на непрофессиональных. В целом, несмотря
на возрастающее количество и периодичность
публикуемых рейтингов
Профессиональные пользователи,
обладающие достаточным уровнем
экономической подготовки и знаний
в сфере экономики страхования.
К ним можно отнести