Пути и средства повышения эффективности управления организацией на примере ООО ТД «Яркей»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:01, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: на основе исследования системы управления организации разработать мероприятия по ее совершенствованию и оценить их экономическую эффективность.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы системного подхода к управлению организации.
2. Выявить сущность, цели и принципы системы управления организации.
3. Дать сравнительную характеристику реинжинирингу и реструктуризации как инструментам достижения устойчивости предприятия и эффективности его бизнес-процессов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________
6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ_______________

9
1.1 Сущность, цели, и принципы системы управления организации_
9
1.2 Реинжиниринг как способ повышения эффективности управления организацией__________________________________

15
1.3 Реструктуризация как инструмент достижения стратегической устойчивости предприятия_________________________________

18
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО ТД «ЯРКЕЙ»____
35
2.1 Характеристика деятельности организации в условиях рыночных отношений_______________________________________________

35
2.2 Анализ структурного потенциала организации________________
42
2.3 Оценка экономического и финансового потенциала __________
47
2.4 Оценка устойчивости кадрового потенциала
57
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ЯРКЕЙ»______________________

67
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления______________________________________________

67
Экономический эффект от организации финансового планирования____________________________________________

77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________
87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_________

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

 

Функции управления

     

Объекты

управления

Учет

Анализ

Планирование

Контроль

Структурные единицы

     

Ресурсы

     

Процессы

     

Показатели

     

Рисунок 1.7. «Управленческая» матрица

 

Строки этой матрицы соответствуют  определенным объектам управления, а  столбцы - определенным управленческим функциям.

Таким образом, каждое поле матрицы  будет отражать, как в отношении  определенного объекта управления реализуется определенная функция управления.

Разумеется, не существует стандартного набора управленческих функций и  объектов управления. Каждый пользователь матрицы формирует необходимый  ему перечень функций и объектов управления исходя из собственных задач, пристрастий, сложившейся практики [15].

Поэтому представленный на Рисунок 1.7 перечень категорий объектов управления и управленческих функций является одним из возможных вариантов. Формируя ту или иную совокупность полей матрицы, мы получаем возможность осознанно влиять на элементы системы управления организации [34].

1.2 Реинжиниринг как способ повышения эффективности управления организацией

 

Одной из важнейших проблем современной организации является проведение ее реформирования в целях создания такой системы управления, которая бы удовлетворяла его запросы для наиболее эффективного достижения поставленных целей, быстрой адаптации к резко меняющейся рыночной среде.

В современной экономической литературе и практике широкое распространение  получили следующие понятия, касающиеся вопросов реформирования деятельности компании: «реструктуризация», «реорганизация», «реинжиниринг» [28].

Концепцию реинжиниринга в начале 90-х годов предложили американские специалисты в области реинжиниринга  М. Хаммер и Дж. Чампи в своей книге «Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе» [46].

Авторы дают следующее определение: «Реинжиниринг бизнес-процессов - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и т.д.». Ключевыми понятиями в указанном определении являются «процесс» и «радикальное перепроектирование» [45].

Английские специалисты по современным методам управления компанией М. Робсон и Ф. Уллах приводят следующее определение: «Реинжиниринг - это создание совершенно новых и более эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше». Эти же авторы дополняют данное определение: «Реинжиниринг - это инструмент, специально разработанный для того, чтобы помочь в обстоятельствах, требующих масштабных изменений, обеспечить которые используемые схемы улучшения процессов не в состоянии» [38].

В данных определениях акцент делается, прежде всего, на неспособности существующих методов добиться радикальных изменений в эффективности управления.

Современные отечественные специалисты  в области бизнес-реинжиниринга  Е. Ойхман и Э. Попов определяют реинжиниринг как «совокупность методов и средств, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности компании путем анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов» [35, с. 32]. Это определение ближе к тому, которое дают М. Хаммер и Дж. Чампи. Реинжиниринг необходим именно для кардинальных изменений, причем эти улучшения затрагивают основные показатели деятельности компании. В определении М. Робсона и Ф. Уллаха такого уточнения нет.

Анализ различных существующих в научной литературе определений  реинжиниринга бизнес-процессов дает возможность обобщить их и с учетом современного взгляда на особенности управления организацией предложить следующее определение.

Реинжиниринг - это фундаментальное  переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.

По существу, построить любую  систему управления можно только на основе однозначно определенных объектов, из которых она будет состоять. То же самое относится к системе процессного управления организацией. Главными объектами в любой системе управления являются «объект управления» - то, чем управляют, и «субъект управления» - тот, кто управляет. Для системы процессного управления эти объекты определяются терминами «процесс» и «владелец процесса» [21, с.17].

Процесс - это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует «входы» в «выходы», представляющие ценность для потребителя.

Например, первичным «входом» в процессе сбыта готовой продукции может быть получение отделом продаж подтвержденных заказов от покупателей, первичным «выходом» из этого процесса - отгрузка готовой продукции покупателю.

Понятие системы процессов определить достаточно трудно. Сегодня выделяют три основных группы процессов:

1) сквозные процессы, проходящие через несколько подразделений организации или через всю организацию, пересекающие границы функциональных подразделений. Сквозные процессы часто называют межфункциональными;

2) процессы (подпроцессы) подразделений, деятельность которых ограничена рамками одного функционального подразделения организации. Такие процессы называют внутрифункциональными;

3) операции (функции) самого нижнего уровня декомпозиции деятельности организации, как правило, они выполняются одним человеком.

Еще одна проблема состоит в том, чтобы решить, над какими процессами следует проводить реинжиниринг [28].

Исследуя категорию «реинжиниринг», нельзя не определить его место среди других категорий, определяющих структурные преобразования организаций. Одной из таких категорий является реструктуризация.

1.3 Реструктуризация как инструмент  достижения стратегической устойчивости  предприятия

 

Реструктуризация - это процесс  комплексного изменения методов  функционирования бизнеса и его  реформирования, осуществляемый в рамках компании. Она является продуктом  деятельности управленческого аппарата и не затрагивает организационно-правовой формы организации, не влияет на состав его собственников и размер их долей (акций) [17].

Под реструктуризацией подразумевается  совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися  условиями рынка и выработанной стратегией ее развития: совершенствование структуры и функций управления, преодоление отставания в технико-технологических аспектах деятельности, совершенствование финансово-экономической политики и на этой основе повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, рост производительности труда, снижение издержек производства [28].

В рыночной экономике реструктуризация предприятия является важным элементом  стратегического планирования, она  служит средством обеспечения баланса между внутренней структурой предприятия и внешней средой и как следствие - достижением устойчивости предприятия в стратегической перспективе [15].

Постприватизационная реструктуризация отечественных промышленных предприятий  не была достаточно эффективной, что и привело к образованию большого сектора нерентабельного и убыточного промышленного производства.

На современном этапе развития организаций периодическая реструктуризация рассматривается руководителями как  обязательное условие для достижения стратегической устойчивости в ее работе. В связи с этим совершенствование методики планирования проведения реструктуризации промышленных предприятий является важной и актуальной задачей, представляющей как теоретический, так и большой практический интерес.

Стратегическая устойчивость предприятия  определяется Н.С. Рычихиной [39, 40] как способность создавать, развивать и сохранять длительное время конкурентные преимущества на сегментированном товарном рынке, поддерживая тем самым должный уровень ликвидности, платежеспособности и рентабельности предприятия в условиях изменений внешней среды.

В отечественной практике чаще всего  финансовая устойчивость организации  принимается за основополагающие условия  для успешной ее работы. На взгляд автора [39], только благодаря совместному поддержанию должного уровня технологической, рыночной, кадровой и финансовой устойчивости предприятие постепенно накапливает свою стратегическую устойчивость.

 


Рисунок 1.8. Составляющие стратегической устойчивости организации

 

Таким образом, предлагаются следующие  составляющие стратегической устойчивости предприятия (Рис. 1.8):

- финансовая устойчивость - способность организации поддерживать долгое время планируемый уровень ликвидности и платежеспособности;

- рыночная устойчивость - способность организации к продолжительному осуществлению деятельности на своих основных рынках;

- кадровая устойчивость - способность к поддержанию низкого уровня текучести кадров;

- технологическая устойчивость - способность к поддержанию и развитию современного уровня технологий.

Накопление стратегической устойчивости выражается:

1) в увеличении рыночной стоимости организации;

2) в улучшении финансовых показателей его деятельности;

3) в соответствии научно-технологического характера его продукции и технологии производства, как современным требованиям, так и основным тенденциям мирового развития и др.

Стратегическая устойчивость организации обусловлена многими факторами среды, наиболее существенными из них являются: отрасль, тип рынка, размеры организации, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, специализация по продукту, технологическая обеспеченность, ситуация на рынке поставщиков, экономическая динамика на макро- и мезоуровнях и, конечно же, своевременная реструктуризация организации.

В быстроменяющихся условиях ведения  бизнеса, присущих рыночной экономике, организация для выживания в конкурентной борьбе любого масштаба и сохранения устойчивости на длительный период должны своевременно вносить изменения в свою хозяйственную деятельность с учетом современных требований, т.е. реструктурироваться.

Таким образом, реструктуризация организации представляет собой управляемый процесс изменения структуры хозяйственной деятельности (активов, собственности, финансов, управления, кадров и др.) в целях адаптации внутренней структуры организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды для достижения устойчивости организации [40].

Если организация несвоевременно проводит реструктуризационные мероприятия, то его возможность по эффективной адаптации к изменяющимся рыночным условиям снижается и стратегическая устойчивость падает.

В зависимости от финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта и целей преобразований существуют следующие виды реструктуризации:

1. Естественная реструктуризация - это реструктурирование нормально функционирующих так называемых благополучных организации. Целью ее является: увеличение рыночной стоимости организации, сохранение и приумножение собственности, ускоренное наращивание отрыва от ближайших конкурентов, создание уникальных конкурентных преимуществ, привлечение долгосрочных вложений капитала в виде инвестиций, завоевание монополистической позиции.

2. Деловая реструктуризация - реструктурирование  организаций, текущее положение которых удовлетворительно, однако прогнозы его деятельности неблагополучны, имеются угрозы захвата его сторонними организациями, конфликты между собственниками предприятия, конфликты между собственниками и персоналом и т.п. Осуществляя деловую реструктуризацию, менеджеры ставят перед собой цели предотвращения захвата организации сторонними организациями, разрешение конфликтов и др.

3. Кризисная реструктуризация - реструктуризация  организаций, находящихся в предкризисном или кризисном состоянии. Целями ее является: улучшение экономических и финансовых показателей, финансовое оздоровление организации, выплата долгов кредиторам.

Реструктуризация как метод  управления организацией отличается от текущих преобразований в организации, прежде всего, своей стратегической направленностью. Наиболее актуальными в настоящее время при проведении реструктуризации отечественных предприятий являются стратегии финансового оздоровления, реорганизационного финансового оздоровления, антидолговая, стратегия защиты, диверсификационного роста, интегрированного роста, концентрированного роста и наращивания потенциала [23].

Если руководитель организации проводит кризисную реструктуризацию, то ставится цель восстановления платежеспособности, финансовой устойчивости организации, преодоления кризисного состояния. Для достижения поставленных целей руководитель может выбирать одну из трех предложенных стратегий:

1) стратегия финансового оздоровления направлена на восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости организации, и затрагивает изменения в финансовой, производственной, организационной и маркетинговой сферах работы организации;

2) стратегия реорганизационного финансового оздоровления направлена на прекращение деятельности организации и создание новой финансово «здоровой» организации.

3) основополагающим мероприятием реструктуризации является реорганизация. Реорганизация производится путем слияния с другой аналогичной организацией, присоединение к более сильной компании, присоединение к ФПГ, разделение предприятия, выделение отдельных технологически обособленных производств в целях привлечения к их продукции спроса и т.д.; антидолговая стратегия имеет своей целью избавление предприятия от долгов. В целях облегчения выбора стратегии для осуществления естественной реструктуризации предлагается их систематизировать, объединив в две группы:

Информация о работе Пути и средства повышения эффективности управления организацией на примере ООО ТД «Яркей»