Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: на основании теоретических исследований проблемы, анализа состояния в ОДО "Стальной мир", найти возможные пути повышения прибыли и увеличения рентабельности, доказав целесообразность и эффективность принимаемых решений.
Задачи:
определить понятия прибыли и рентабельности производства;
выяснить основные направления повышения рентабельности и увеличения прибыли в современных условиях;
проанализировать основные технико-экономические показатели на примере ОДО "Стальной мир";

Содержание работы

Введение
1. Прибыль и рентабельность предприятия в современных условиях
1.1 Понятие прибыли и рентабельности и их характеристика
1.2 Основные направления повышения прибыли в современных условиях
2. Анализ основных технико-экономических показателей ОДО "СТАЛЬНОЙ МИР"
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и её рынков сбыта
2.3 Анализ конкурентов и заказчиков ОДО "Стальной мир"
2.4 Анализ объема выпуска и реализации продукции
2.5 Анализ основный технико-экономических показателей
2.6 Анализ прибыли предприятия
2.7 Анализ рентабельности производства
3. Технико-экономические направления увеличения прибыли и рентабельности ОДО "СТАЛЬНОЙ МИР"
3.1 Экономические мероприятия увеличения прибыли и рентабельности и расчет их эффективности
3.2 Конструкторско-технологические направления совершенствования хозяйственной деятельности
4. Проектирование и расчет естественного освещения в производственном помещении
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

1.docx

— 345.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Прибыль  и рентабельность предприятия  в современных условиях

1.1 Понятие прибыли и  рентабельности и их характеристика

1.2 Основные  направления повышения прибыли  в современных условиях

2. Анализ основных технико-экономических  показателей ОДО "СТАЛЬНОЙ  МИР"

2.1 Общая  характеристика предприятия, его  организационно-управленческая структура

2.2 Характеристика выпускаемой  продукции и её рынков сбыта

2.3 Анализ  конкурентов и заказчиков ОДО  "Стальной мир"

2.4 Анализ объема выпуска  и реализации продукции

2.5 Анализ  основный технико-экономических  показателей

2.6 Анализ прибыли предприятия

2.7 Анализ  рентабельности производства

3. Технико-экономические  направления увеличения прибыли  и рентабельности ОДО "СТАЛЬНОЙ  МИР"

3.1 Экономические  мероприятия увеличения прибыли  и рентабельности и расчет  их эффективности

3.2 Конструкторско-технологические  направления совершенствования  хозяйственной деятельности

4. Проектирование  и расчет естественного освещения  в производственном помещении

Заключение

Список  литературы

Приложения

 

Введение

Любая коммерческая организация  строит свою деятельность, исходя из перспективы  устойчивого генерирования прибыли. В системе целеполагания прибыль  занимает особое место. Поскольку в  мире бизнеса и конкурентной борьбы никто не застрахован от собственных  ошибок и появления более умелых и удачливых конкурентов, нельзя заранее предсказать, какова будет прибыль в будущем, хватит ли доходов предприятию для расчетов со своими конкурентами, будут ли удовлетворены собственники уровнем рентабельности. Именно поэтому проблема получения прибыли волнует все больше руководителей предприятий. Ведь устойчивая текущая прибыль служит индикатором правильности выбранного курса, стратегическая цель которого - повышение благосостояния собственников предприятия.

Важнейшей задачей каждого  хозяйствующего субъекта является получение  прибыли при наименьших затратах путём соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Одним из основных требований функционирования предприятий в  условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача коммерческой организации - осуществление хозяйственной  деятельности, направленной на получение  прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов  собственников имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной  деятельности торговых предприятий, выступают  прибыль и рентабельность.

Прибыль занимает одно из центральных  мест в общей системе стоимостных  показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом  оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда  работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнения государственных  и местных бюджетов.

Таким образом, прибыль - это  основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия  в условиях развития рыночного механизма  хозяйствования.

Важным фактором роста  прибыли, зависящим от деятельности предприятия, является рост объема производимой продукции, снижения её себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования  производственных фондов, рост производственного  труда.

Объект исследования: в  качестве объекта исследования было выбрано ОДО "Стальной мир" - основным видом деятельности является производство входных металлических, межкомнатных дверей, дополнительный вид производства - решетки и ограждения.

Предмет исследования: прибыль  и рентабельность, пути увеличения рентабельности и повышения прибыли  в организации.

Цель исследования: на основании  теоретических исследований проблемы, анализа состояния в ОДО "Стальной мир", найти возможные пути повышения  прибыли и увеличения рентабельности, доказав целесообразность и эффективность  принимаемых решений.

Задачи:

определить понятия прибыли  и рентабельности производства;

выяснить основные направления  повышения рентабельности и увеличения прибыли в современных условиях;

проанализировать основные технико-экономические показатели на примере ОДО "Стальной мир";

предложить систему маркетинговых  мероприятий, направленных на увеличение прибыли ОДО "Стальной мир".

Целью практики является всестороннее ознакомление с организацией и технико-экономический  анализ его деятельности. Мной был  проведен анализ деятельности общества с дополнительной ответственностью "Стальной мир".

Проблеме повышения прибыли  и увеличения рентабельности в экономической  литературе стали уделять большое  внимание с момента перехода на новую  систему хозяйствования. В данной дипломной работе использованы публикации следующих авторов: Г.З. Суша, В.П. Савчук, В.В. Ковалев, Е.Е. Румянцева, Д.А. Панков, Л.В. Пашковская, В.С. Бас, Г.М. Бычкова, Т.Н. Рыбак, О.М. Езерская, Д.Н. Езерский, С.О. Лебедева.

 

1. Прибыль и  рентабельность предприятия в  современных условиях

1.1 Понятие прибыли  и рентабельности и их характеристика

Прибыль как экономическая  категория свидетельствует о  конечном результате деятельности субъекта хозяйствования и превышении доходов  предприятия над текущими расходами. Прибыль, так же как и доходы, может  быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также  при передаче имущества третьим  лицам с целью получения экономической  выгоды.

Прибыль - это обобщенный показатель деятельности предприятия. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства  активов, увеличения стоимости имущества  собственников и дивидендов. В  силу определенных обстоятельств или  упущений в работе (превышение себестоимости  продукции над ценой, уменьшение количества продаж, невыполнение договорных обязательств, штрафные санкции) предприятие  может нести убытки. Убытки уменьшают  стоимость его чистых активов  и могут привести к банкротству.

Показатели прибыли или  убытка являются исходной позицией для  определения уровня экономической  эффективности субъекта хозяйствования [1, с.371]. Высокий уровень экономической  эффективности является сигналом для  инвесторов о целесообразности совместной инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности  продукции и, следовательно, увеличению прибыли. Возникает эффект синергии, когда продолжительные факторы  накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют  инвестиционную активность внешних инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния.

Прибыль различают:

по видам деятельности (прибыль от промышленной продукции, ремонтных работ, транспортных услуг);

видам продукции (прибыль  от первого, второго и последующих  изделий);

разновидностям дохода от управления капиталом (прибыль от сдачи  имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вложений в уставной капитал  создаваемых предприятий, от передачи объектов интеллектуальной собственности  по лицензионном соглашению, от ценных бумаг, от курсовой разницы);

структурным подразделениям предприятия (прибыль бригады, цеха, центра финансовой ответственности, предприятия);

времени получения (прибыль  за месяц, квартал, год);

полноте составных элементов (прибыль валовая, балансовая, чистая, дивиденды);

направлениям использования (прибыль капитализированная, выплачивается  в качестве премии, переданная безвозмездно для благотворительных целей);

методу группировки доходов  и расходов (прибыль экономическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная, остающаяся в распоряжении предприятия);

степени обобщения (прибыль  консолидированная и реструктурированная).

Для расчетов показателей  прибыли необходимо знать доходы и текущие расходы. Расходы бывают двух видов: текущие и капитальные. Капитальные расходы - это вложения в активы, то есть инвестиции. Текущие  расходы - это затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, то есть себестоимость товара по видам деятельности. В себестоимости  продукции находит отражение  перенесенная стоимость основных средств  виде амортизации и списанные  на производство продукции материальные запасы как составная часть оборотных  фондов. Текущие расходы, учитываемые  при определении прибыли от управления капиталом, выступают в виде:

эксплуатационных издержек, иногда включаются в состав арендного  платежа;

отрицательной курсовой разницы;

расходов, связанных с  демонтажем оборудования.

Методика расчета основных показателей прибыли предприятия

Валовая прибыль по видам  деятельности равна разности выручки  от реализации продукции по видам  деятельности без налогов с продаж и себестоимости продукции, работ, услуг. Валовая прибыль от управления капиталом равна разности доходов  от передачи имущества третьим лицам  и текущими расходами. Валовая прибыль  от внереализационных операций равна  разности между доходами от внереализационных  операций и расходами по внереализационным операциям. Балансовая прибыль равна сумме валовой прибыли по видам деятельности, валовой прибыли от управления капиталом и валовой прибыли от внереализационных операций.

Балансовая прибыль равна  разности экономического дохода и текущими расходами с амортизацией. Капитализированная прибыль равна разности между  чистой прибылью, дивидендами и текущими выплатами из прибыли [1, с.373].

 (1.1)

Чистая прибыль (нераспределенная) равна разности между балансовой прибылью и налогами из прибыли [1, с.373].

Чистую прибыль предприятия  распределяет собственник в соответствии с уставом. Если предприятие является акционерным обществом, то собрание акционеров принимает решение о  плановом распределении чистой прибыли  и заслушивает отчет руководителя о фактическом объеме и использовании  прибыли.

Чистая прибыль (прибыль  после налога или нераспределенная прибыль) отражается в отчете о прибылях и убытках как обобщающий результат  деятельности предприятия. Чистая прибыль  включается в собственный капитал  баланса предприятия и свидетельствует  о приросте активов. При завершении финансового года с убытками в  балансе указывается минусовое  значение обобщающего результата, что  характеризует потерю капитала предприятия.

Планирование прибыли производится двумя методами - прямого счета и аналитическим. Метод прямого счета состоит в том, что прибыль рассчитывается по одному изделию и на весь объем производства. По каждому изделию или группам однородных изделий составляется калькуляция цены, в которой установлена плановая прибыль. При сформированном портфеле заказов валовая прибыль от реализации продукции определяется путем умножения прибыли по изделиям на их количество. Если производственная программа на плановый год не известна, что характерно для рыночной экономики, плановая прибыль рассчитывается аналитическим методом с использованием показателя прибыльности продаж и планового объема реализации.

Затем планируется распределение  чистой прибыли в соответствии с  уставом предприятия. Существуют три  наиболее распространенных подхода  к распределению прибыли.

Первый - полное изъятие чистой прибыли на потребление. Собственник  всю чистую прибыль изымает в  виде дивидендов на капитал. В таком  случае у предприятия нет источника  финансирования расширенного воспроизводства.

Второй - равное распределение чистой прибыли на потребление и накопление. Чистая прибыль делится на две части - накопление (капитализация прибыли) и дивиденды (фонд потребления). Это оптимальный вариант финансовой стратегии. С одной стороны, без накопления не будет развития предприятия, а следовательно его ожидает снижение конкурентоспособности продукции и потеря рынков сбыта. С другой стороны, без дивидендов выше учетной ставки банка вряд ли можно рассчитывать на приток новых инвестиций в виде очередной эмиссии акций или заимствований.

Третий - преобладание потребления над накоплением. Значительная часть чистой прибыли идет в фонд потребления для выплаты премий и вознаграждения персоналу в соответствии с коллективным договором, часть средств идет на накопление (приобретение основных фондов и прирост оборотных средств), минимальная величина - на выплату дивидендов собственникам. Этот подход ведет к стагнации предприятия и сокращению инвестиций. Низкая доходность собственного капитала не привлекает инвесторов. Зачастую такая ситуация возникает на государственных предприятиях или в акционерных обществах с контрольным пакетом акций у государства. Рентабельность как понятие характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Рентабельность как показатель - это относительная величина, в числителе которой представлена прибыль, а в знаменателе - затраты. Рентабельность оценивается в процентах. Модель вычисления уровня рентабельности выглядит следующим образом [1. c.378]:

 (1.2)

Поскольку есть несколько  видов и множество показателей  прибыли, а также существует много  видов и показателей затрат, количественная характеристика рентабельности также  нуждается в классификации.

Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии