Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: на основании теоретических исследований проблемы, анализа состояния в ОДО "Стальной мир", найти возможные пути повышения прибыли и увеличения рентабельности, доказав целесообразность и эффективность принимаемых решений.
Задачи:
определить понятия прибыли и рентабельности производства;
выяснить основные направления повышения рентабельности и увеличения прибыли в современных условиях;
проанализировать основные технико-экономические показатели на примере ОДО "Стальной мир";

Содержание работы

Введение
1. Прибыль и рентабельность предприятия в современных условиях
1.1 Понятие прибыли и рентабельности и их характеристика
1.2 Основные направления повышения прибыли в современных условиях
2. Анализ основных технико-экономических показателей ОДО "СТАЛЬНОЙ МИР"
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и её рынков сбыта
2.3 Анализ конкурентов и заказчиков ОДО "Стальной мир"
2.4 Анализ объема выпуска и реализации продукции
2.5 Анализ основный технико-экономических показателей
2.6 Анализ прибыли предприятия
2.7 Анализ рентабельности производства
3. Технико-экономические направления увеличения прибыли и рентабельности ОДО "СТАЛЬНОЙ МИР"
3.1 Экономические мероприятия увеличения прибыли и рентабельности и расчет их эффективности
3.2 Конструкторско-технологические направления совершенствования хозяйственной деятельности
4. Проектирование и расчет естественного освещения в производственном помещении
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

1.docx

— 345.84 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.3 - Технико-экономические  показатели

Показатель

2007 год

2008

год

2009 год

Темп роста,% (2008 г. к 2007г)

Темп роста,% (2009г. к 2008г)

Объём выпуска продукции, млн. р.

2 805

3 504

4 585

24,92

30,85

Численность:

рабочие

служащие

непромышленный персонал

38

23

11

4

36

22

10

4

33

20

9

4

-5,26

4,35

9,09

-8,33

9,09

10,00

Средняя з/п работающих, тыс. р.:

рабочие

служащие

непромышленный персонал

339,11

328,66

399,44

233,33

430,96

382,12

588,28

306,25

611,050

598,900

780,000

291,67

27,09

16,27

47,28

31,25

41,79

56,73

32,59

4,76

 

Среднегодовая выработка  в год: работающего млн. р.

рабочего, млн. р.

66, 20

109,38

85,38

139,71

128,60

212,27

28,97

27,73

50,62

51,94

Отработано часов 1 работником за год

1990

2009

1988

0,95

-1,05

Средняя продолжительность  рабочего дня

7,8

7,8

7,8

-

-

Отработано дней 1 работником за год

255

258

255

1,18

-1,16

Среднечасовая выработка:

работающего

рабочего, р.

33 266

54 965

42 499

69 542

64 688

106 776

27,76

26,52

52,21

53,54

Общая ликвидность

1,1

1,4

1,5

27,27

7,14

Текущая ликвидность

2,0

2,0

2,14

-

7,00

Быстрая ликвидность

1,10

1, 19

1,29

8,18

8,40

Абсолютная ликвидность

0,1

0,3

0,3

200

-


Средняя заработная плата  увеличивалась с 339,11 тыс. р. в 2007г. до 611,05 тыс. р. в 2009 г. Увеличение произошло  для каждой категории работающих. За 2008 год заработная плата увеличилась на 27% или на 91,85 тыс. р., а в 2009 г. на 42% или на 180,09 тыс. р. Если проанализировать динамику изменения средней заработной платы всех категорий работающих за три анализируемых года, то видно, что у рабочих и служащих она выросла на 83% и 95% соответственно.

В 2009 году средняя заработная плата по категориям работающих составляла: у рабочих 598,9 тыс. р. (увеличилась  за три года на 82%), у служащих 780,0 тыс. р. (увеличилась на 380,56тыс. р. или  на 95%), у прочего непромышленного  персонала на конец 2009 года заработная плата составляла 291,67 тыс. р. (увеличение за три года на 25%). Рост заработной платы  произошел вследствие изменения  тарифных ставок на оплату труда, ростом квалификации работников и увеличению степени ответственности за выполняемую  работу.

А вот у непромышленного  персонала в 2008 году (по отношению  к 2007 году) произошел рост заработной платы, а в 2009 году (по отношению к 2008 году) заработная плата снизилась. Это связано с тем, что количество отработанных дней в 2009 году было меньше, чем в 2008 году на 2%.

Из этого следует, что  положительное влияние в 2008 (по отношению  к 2007 году) на увеличение среднегодовой  выработки работников оказали следующие  факторы: удельный вес работников в  общей численности работающих, количество отработанных дней одним рабочим, среднечасовая  выработка рабочих.

А в 2009 году (по отношению  к 2008 году) положительное влияние  на увеличение среднегодовой выработки  работников оказали факторы: удельный вес работников в общей численности  работающих, среднечасовая выработка  рабочих. Отрицательное влияние  на среднегодовую выработку работников оказало уменьшение количества отработанных дней одним рабочим. Так как, продолжительность  рабочего дня на протяжении трех анализируемых  лет оставалась неизменной, то и  на среднегодовую выработку работников она ни оказала никакого влияния.

Из показателей ликвидности  видно, что структура оборотного капитала обеспечивает своевременность  текущих платежей. Для поддержания  приемлемых значений общей ликвидности  необходимо учесть при составлении  платежного календаря, чтобы возврат  долгосрочного кредита с процентами не оставил предприятие без наличности. С учетом этого обстоятельства можно  часть денежных средств положить на краткосрочный депозит, увеличив тем самым размер краткосрочных  финансовых вложений и доходов от финансовых операций.

Для расширенного воспроизводства, получения необходимой прибыли  и рентабельности необходимо, чтобы  темпы роста производительности труда опережали темпы роста  его оплаты. Если этот принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда зарплаты, повышение себестоимости  продукции и как следствие  уменьшение суммы прибыли.

2.6 Анализ прибыли  предприятия

Проведем анализ прибыли  ОДО "Стальной мир" используя данные, приведенные в таблице 2.4

Таблица 2.4 - Доходы предприятия (расчет за январь 2009г), тыс. р.

Виды дохода

Сумма дохода

Расходы

Прибыль

Текущие

Капиталь-ные

А. Доходы от реализации продукции

1. Выручка от реализации  продукции, работ, услуг

327 600

280 800

16 000

30 800

Б. Доходы от реализации имущества

2. Выручка от реализации  станка

3. Выручка от реализации  автомобиля

4. Выручка от реализации  запасов сырья

8 000

11 000

9 000

 

9 000

8 000

9 000

(-1 000)

(+3000)

В. Доход с капитала

5. Арендная плата полученная

6. Дивиденды

3 200

1 500

 

2 000

1 200

1 500

Г. Внереализационные доходы

7. Штрафы полученные

8. Штрафы уплаченные

1 000

500

 

1 000

500

Итого доход бухгалтерский:

361 300

281 300

44 000

36 000

Итого доход экономический:

333 300

281 300

18 000

34 000


Доходы предприятия состоят  из:

выручки от реализации продукции - 327 600 тыс. р., что составляет 91% всех доходов;

доходов от реализации имущества (выручка от реализации станка - 8 000 тыс. р., выручка от реализации автомобиля - 11 000 тыс. р., выручка от реализации запасов сырья - 9 000 тыс. р). Составляет 7,7% от всех доходов;

доходы с капитала составляют 1,3%. Они состоят из арендной платы  и дивидендов;

внереализационные доходы составляют наименьшую долю во всех доходах (штрафы полученные).

После расходования средств  на текущие (281 300 тыс. р) и на капитальные  затраты (44 000 тыс. р) у предприятия  остается прибыль:

от основного вида деятельности - 30 800 тыс. р., составляет 85,5% от всей прибыли;

от управления капиталом - 2 700 тыс. р.;

от реализации имущества - 2 000 тыс. р.;

от внереализационных  операций - 500 тыс. р.

Применяя первый метод  расчета балансовой прибыли получаем:

валовая прибыль от видов  деятельности (тыс. р) 30 800

валовая прибыль от управления капиталом (тыс. р) 2 700

валовая прибыль от внереализационных  операций (тыс. р) 500

Итого балансовая прибыль (тыс. р): 34 000

Второй метод расчета  балансовой прибыли.

По данным таблицы 2.4 балансовая прибыль составит 34 000 тыс. р. = 333 300 тыс. р. - 281 300 тыс. р. - 18 000 тыс. р.

Если по существующим правилам бухгалтерского учета балансовая прибыль  рассчитывается на основании бухгалтерского дохода, то ее сумма составит 36 000 тыс. р. = 361 300 тыс. р. - 281 300 тыс. р. - 44 000 тыс. р.

В этом случае балансовая прибыль  завышена на величину изменения стоимости  активов в связи с имевшейся  выручкой от реализации имущества.

Основные экономические  показатели работы предприятия представлены в таблице 2.5

Таблица 2.5 - Экономические  показатели

Наименование выпускаемой  продукции

Выручка от реализации,

млн. р. /год

Себестоимость продукции,

млн. р. /год

Валовая прибыль, млн. р. /год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007

2008

2009

Металлические двери

963

1 013

1 644

865

900

1 535

98

113

109

Межкомнатные двери

1 332

1 446

2 276

1 200

1 174

2 100

132

272

176

Решетки и ограждения

510

1 045

665

450

1 000

610

60

45

55

Итого:

2 805

3 504

4 585

2 515

3 074

4 245

290

430

340

11,33

12,56

7,10

105, 19

162,29

104,05

170,56

110,86

56,53

 

11,00

23,17

8,38

108,56

157,40

97,83

178,88

210,64

36,17

 

13,33

4,50

9,02

204,90

63,64

222,22

61,00

33,76

200,44

 

11,53

13,99

8,01

124,92

130,85

122,23

138,09

121,34

57,26

 

Выручка от реализации продукции  в 2007г. составила 2 805 млн. р. (металлические  двери - 963, межкомнатные двери - 1 332, решетки  и ограждения - 510 млн. р), в 2008г. выручка  увеличилась на 699 млн. р.: за счет металлических  дверей на 50, межкомнатных - на 114, решеток  и ограждений - на 535 млн. р. В 2009г. выручка  в целом увеличилась на 1 081 млн. р. и составила от реализации металлических  дверей 1 644 млн. р. (увеличилась за три  года на 70,7%), межкомнатных дверей - 2276 млн. р. (увеличилась на 70,9%), решеток и ограждений - 665 млн. р. (увеличилась за анализируемый период на 30,4%).

Себестоимость продукции  в 2007г. составила 2 515 млн. р. (металлические  двери - 865, межкомнатные двери - 1 200, решетки  и ограждения - 450 млн. р), в 2008г. себестоимость  увеличилась на 559 млн. р.: за счет металлических  дверей на 35, решеток и ограждений - на 550 млн. р. А производство межкомнатных дверей в 2008 году подешевело на 26 млн. р. и составило 1 174 млн. р. В 2009г. себестоимость  в целом увеличилась на 1 171 млн. р. и составила: металлические двери - 1 535 млн. р. (увеличилась за три года на 77,5%), межкомнатные двери - 2 100 млн. р. (увеличилась на 75%), решетки и  ограждения - 610 млн. р. (увеличилась  за анализируемый период на 35,6%).

Валовая прибыль в 2007г. в  целом составила 290 млн. р., в 2008г. увеличилась  на 140 млн. р., а в 2009 уменьшилась на 90 млн. р. и составила 340 млн. р. Снижение произошло за счет уменьшение прибыли  от реализации межкомнатных дверей на 96 млн. р., металлических дверей на 4 млн. р. За три анализируемых года валовая прибыль увеличилась  на 50 млн. р. (на 17,2%), при этом происходит увеличение себестоимости продукции.

Валовая прибыль ОДО "Стальной мир" представлена на рисунке 2.3

Рисунок 2.3 - Валовая прибыль  в 2007-2009гг.

Проанализировав показатели валовой прибыли, можно сделать  вывод о том, что основную долю в её увеличении составляет прибыль  от производства межкомнатных и металлических  дверей. От производства решеток и  оград не нужно отказываться, однако необходимо задуматься о модернизации производства.

Затем планируется распределение  чистой прибыли в соответствии с  уставом предприятия. Из трёх наиболее распространенных подходов к распределению  прибыли, описанных в § 1, руководители ОДО "Стальной мир" используют второй метод, т.е. равномерно распределяют чистую прибыль на потребление и накопление.

Это является оптимальным  вариантом финансовой стратегии, т.к  чистая прибыль делится на две  части - накопление (капитализация прибыли) и дивиденды (фонд потребления). С  одной стороны, без накопления не будет развития предприятия, а, следовательно, его ожидает снижение конкурентоспособности  продукции и потеря рынков сбыта. С другой стороны, без дивидендов выше учетной ставки банка вряд ли можно рассчитывать на приток новых  инвестиций в виде очередной эмиссии  акций или заимствований.

Вывод: Положительное влияние  на рост прибыли от реализации продукции  оказали следующие факторы: изменение  объёма реализации продукции, изменение  средних цен реализации. А вот  изменение себестоимости продукции  отрицательно повлияло на изменение  суммы прибыли от реализации продукции.

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции  и определяются факторы изменения  ее суммы. Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли в 2009 году можно  определить, используя данные таблицы 2.6

План по сумме прибыли  от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 91 млн р. (349-254), или на 33,8%.

Если сравнить сумму прибыли  плановую и условную, исчисленную  исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах  и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной  продукции:

П (vрп, уд) = 295 - 254 = +41 млн р.

Таблица 2.6 - Исходные данные для факторного анализа прибыли

Показатель

План

План, пересчитанный на факт. объем продаж

Факт

Выручка

4 235

4 460

4 585

Полная себестоимость

3 981

4 145

4 245

Прибыль

254

295

340


Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль  умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости  или в натурально-условном исчислении (+2,88%) и результат разделить на 100:

DPvрп = 254 * 2,88%/100% = 7,32 млн. р.

Затем можно определить влияние  структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

DPуд = 41 - 7,32 = 33,68 млн. р.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли  устанавливается сравнением фактической  суммы затрат с плановой, пересчитанной  на фактический объем продаж:

DPс = 4 245 - 4 145 = - 100 млн. р.

Изменение суммы прибыли  за счет отпускных цен на продукцию  определяется сопоставлением фактической  выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический  объем реализации продукции при  плановых ценах:

DPц = 4 585 - 4 469 = 116 млн. р.

Эти же результаты можно  получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической.

Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии