Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: на основании теоретических исследований проблемы, анализа состояния в ОДО "Стальной мир", найти возможные пути повышения прибыли и увеличения рентабельности, доказав целесообразность и эффективность принимаемых решений.
Задачи:
определить понятия прибыли и рентабельности производства;
выяснить основные направления повышения рентабельности и увеличения прибыли в современных условиях;
проанализировать основные технико-экономические показатели на примере ОДО "Стальной мир";

Содержание работы

Введение
1. Прибыль и рентабельность предприятия в современных условиях
1.1 Понятие прибыли и рентабельности и их характеристика
1.2 Основные направления повышения прибыли в современных условиях
2. Анализ основных технико-экономических показателей ОДО "СТАЛЬНОЙ МИР"
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и её рынков сбыта
2.3 Анализ конкурентов и заказчиков ОДО "Стальной мир"
2.4 Анализ объема выпуска и реализации продукции
2.5 Анализ основный технико-экономических показателей
2.6 Анализ прибыли предприятия
2.7 Анализ рентабельности производства
3. Технико-экономические направления увеличения прибыли и рентабельности ОДО "СТАЛЬНОЙ МИР"
3.1 Экономические мероприятия увеличения прибыли и рентабельности и расчет их эффективности
3.2 Конструкторско-технологические направления совершенствования хозяйственной деятельности
4. Проектирование и расчет естественного освещения в производственном помещении
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

1.docx

— 345.84 Кб (Скачать файл)

Исходя из понимания видов  прибыли (по видам деятельности и  от управления капиталом), можно представить  следующие виды рентабельности:

рентабельность (прибыльность) продукции, работ, услуг;

рентабельность имущества, переданного третьим лицам с  целью получения дохода.

С учетом видов затрат можно  представить следующие виды рентабельности:

рентабельность текущих  затрат, то есть отношение прибыли  к себестоимости продукции, работ, услуг;

рентабельность (доходность) капитальных затрат, то есть отношение  прибыли к активам (пассивам) или  к их составным частям.

По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых  детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно по:

времени - рентабельность продукции  за год, квартал, месяц;

месту - рентабельность предприятия, корпорации, производства, цеха, торгового  подразделения;

степени детализации производственной программы - рентабельность единицы  продукции или всего объема производства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;

разновидностям дохода с  капитала - рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные предприятия  или в финансовые учреждения; рентабельность франчайзинга; рентабельность объектов интеллектуальной собственности переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность от долгосрочных или о краткосрочных финансовых вложений.

Методика расчета основных показателей рентабельности предприятия

Показатели рентабельности (прибыльности) позволяют дать оценку эффективности использования менеджментом предприятия его активов. Эффективность  работы менеджмента определяется соотношением чистой прибыли, определяемой различными способами, с сумой активов, используемых для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется  в зависимости от фокуса исследования эффективности. Эксперимента может  интересовать эффективность использования  оборотных средств, основных активов, собственного капитала. Исходя из целей  анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) и величина актива или капитала, которые порождают  эту прибыль. В дальнейшем во избежании  терминологического недоразумения  будем считать термины "рентабельность" и "прибыльность" синонимами. Следует  отметить, что в данном контексте  эти показатели имеют смысл английского  слова "return on", что буквально  означает "отдача от…", например, "отдача от использования оборотных  средств". В нашей формулировке это будет звучать как "прибыльность оборотных средств". Именно с этого  показателя начнем анализ показателей  рентабельности.

Рентабельность оборотных  средств иллюстрирует способность  компании получать прибыль от осуществления  основной деятельности, т.е. своих обычных  хозяйственных операций.

Прибыль от основной деятельности исключает элементы прибыли от продажи  активов или владения корпоративными правами других предприятий.

Поскольку оборотные средства предприятия - это та часть активов, которые непосредственно и практически  ежедневно используются в процессе деятельности предприятия, при оценке эффективности их использования  целесообразно сопоставить валовую  прибыль со значением оборотных  средств. Расчет данного показателя производится по формуле:

 (1.3)

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность  использования только собственных  источников финансирования предприятия. Данный показатель имеет общепринятую аббревиатуру ROE от английского выражения Return on Eguity. При расчете этого показателя используется чистая прибыль предприятия  в сочетании с величиной собственного капитала предприятия. Расчет производится следующим образом:

 (1.4)

Рентабельность чистых активов рассчитывается путем сопоставления чистой прибыли предприятия с активами предприятия. Смысл этого показателя состоит в анализе эффективности использования капитала компании. Под капиталом здесь понимается указанная в балансе сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств. Для расчета данного показателя используется формула:

 (1.5)

Рентабельность продаж - один из важнейших показателей эффективности  деятельности предприятия. Показатель рентабельность продаж характеризует  важнейший аспект деятельности предприятия - реализацию основной продукции, а  также оценивает долю себестоимости  в продажах.

 (1.6)

Рентабельность активов  общая - это комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия. Он выражает отдачу, которая приходится на 1 р. ль активов предприятия. Формула  имеет следующий вид:

 (1.7)

 (1.8)

Приведенные расчеты прибыли, рентабельности и методический подход к осмыслению движения капитальной  и текущей стоимости базируются на данных бухгалтерского учета, но используются в управленческом учете для принятия решений о путях повышения  прибыли для каждого конкретного  предприятия.

1.2 Основные направления  повышения прибыли в современных  условиях

Существуют три основных направления увеличения прибыли:

технологическое;

организационное;

экономическое.

Технологические способы  повышения прибыли базируются на совершенствовании технологии производства и приобретении современного оборудования с целью снижения себестоимости  продукции и приведения ее качества в соответствие с международными стандартами.

Организационные пути увеличения прибыли проявляются в улучшении организации производства, труда и управления.

Существуют следующие  экономические рычаги для роста  прибыли:

стимулирование предприятий  через принимаемые законы, постановления  и другие нормативные документы;

наличие конкурентной среды, способствующей поиску резервов снижения себестоимости продукции и выпуску  конкурентоспособной продукции;

материальное поощрение  персонала за творческую и ответственную  работу, обеспечивающую рост деловой  активности.

Изменение суммы прибыли  во времени происходит под воздействием множества факторов. Классификация  факторов, влияющих на прибыль предприятия, имеет важное значение для поиска резервов ее увеличения. По направленности влияния они делятся на внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от работы трудового коллектива).

В числе внешних факторов основное влияние на размер и темпы  изменения прибыли оказывает  налоговая система государства. Она является сильнейшим экономическим  рычагом, регулирующим взаимоотношения  товаропроизводителей и государства. Эффективная налоговая система  оказывает благоприятное влияние  на экономическое поведение хозяйствующих  субъектов и усиливает инвестиционную активность.

Внутренние факторы, в  свою очередь, делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы отражают наличие и использование  основных элементов производственного  процесса, участвующих в формировании прибыли (это средства труда, предметы труда, труд персонала). Непроизводственные факторы связаны с коммерческой деятельностью предприятия, с выполнение природоохранной и социальной функции, с юридическими и кредитными отношениям партнеров.

В составе производственных факторов выделяют экстенсивные и интенсивные  группы факторов. К экстенсивным факторам относят те, которые отражают увеличение количества используемых производственных ресурсов (приобретение нового оборудования, увеличение численности работников, изменение коэффициента сменности). К интенсивным факторам относятся  те, которые обуславливают повышение  эффективности работы при тех  же производственных ресурсах (повышение  квалификации персонала и производительности труда, оптимизация загрузки производственных мощностей, рационализация всех сфер деятельности предприятия).

В процессе производства продукции  и услуг все перечисленные  факторы находятся в тесной взаимосвязи  и зависимости.

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же продукция  является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции общая  сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся  в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот.

Пути увеличения рентабельности на предприятии

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта  с наличными или использованными  ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как  инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

а) показатели, характеризующие  окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

б) показатели, характеризующие  прибыльность продаж;

в) показатели, характеризующие  доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) - отношение валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп): 

 

 (1.9)

Она показывает, сколько  предприятие имеет прибыли с  каждого р. ля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма  прибыли от проекта относится  к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) - отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или  чистой прибыли к сумме полученной выручки (В): 

 

 (1.10)

Характеризует эффективность  предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  с р. ля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом  по предприятию и отдельным видам  продукции. Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой  стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

 (1.11)

В процессе анализа следует  изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры  реализованной продукции, ее себестоимости  и средних цен реализации.

Выделим основные направления  повышения рентабельности те же, что  и направления увеличения прибыли:

технологическое;

организационное;

экономическое.

Однако увеличение рентабельности связано не только с суммой прибыли, но и с уменьшением текущих  и капитальных затрат. Поэтому  снижение текущих издержек предприятия  и более эффективное использование  имущества также оказывают положительное  влияние на динамику всех показателей  рентабельности.

Факторы роста рентабельности:

а) величина прибыли;

б) стоимость и эффективность  использования основных фондов;

в) стоимость и эффективность  использования оборотных средств.

Чем выше прибыль, чем с  меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность  функционирования отрасли. И наоборот.

Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют  и основные пути её повышения.

В отраслевой экономике к  наиболее обобщающим путям повышения  рентабельности производства относятся  следующие:

а) все пути, повышающие сумму  прибыли;

б) все пути, улучшающие эффективность  использования основных фондов;

в) все пути, улучшающие эффективность  использования оборотных средств.

В экономической практике используются множество специфических  показателей рентабельности. Все  они играют в экономике определенную роль. Однако для отраслевой экономики, для общего взгляда на экономические  процессы изложенные здесь показатели вполне достаточны и верны.

Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии