Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: на основании теоретических исследований проблемы, анализа состояния в ОДО "Стальной мир", найти возможные пути повышения прибыли и увеличения рентабельности, доказав целесообразность и эффективность принимаемых решений.
Задачи:
определить понятия прибыли и рентабельности производства;
выяснить основные направления повышения рентабельности и увеличения прибыли в современных условиях;
проанализировать основные технико-экономические показатели на примере ОДО "Стальной мир";

Содержание работы

Введение
1. Прибыль и рентабельность предприятия в современных условиях
1.1 Понятие прибыли и рентабельности и их характеристика
1.2 Основные направления повышения прибыли в современных условиях
2. Анализ основных технико-экономических показателей ОДО "СТАЛЬНОЙ МИР"
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и её рынков сбыта
2.3 Анализ конкурентов и заказчиков ОДО "Стальной мир"
2.4 Анализ объема выпуска и реализации продукции
2.5 Анализ основный технико-экономических показателей
2.6 Анализ прибыли предприятия
2.7 Анализ рентабельности производства
3. Технико-экономические направления увеличения прибыли и рентабельности ОДО "СТАЛЬНОЙ МИР"
3.1 Экономические мероприятия увеличения прибыли и рентабельности и расчет их эффективности
3.2 Конструкторско-технологические направления совершенствования хозяйственной деятельности
4. Проектирование и расчет естественного освещения в производственном помещении
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

1.docx

— 345.84 Кб (Скачать файл)

2.7 Анализ рентабельности  производства

Как отмечено выше, прибыль  является итоговым показателем деятельности предприятий отрасли. Это также  важнейший экономический показатель. Однако прибыль не показывает, не характеризует  какой ценой она достигнута, какими размерами средств. В прибыли  не отражен размер производственного  потенциала, с помощью которого она  получена.

Для соизмерения размера  прибыли и величины использованных средств и ее достижения в отраслевой экономике мы используем показатель рентабельности производства в годовом  диапазоне (см. таблицу 2.7).

 

Таблица 2.7 - Рентабельность производства ОДО "Стальной мир"

Наименование показателя

2007

2008

2009

Темп роста 2008 к 2007

Темп роста 2009 к 2008

Рентабельность производства

10%

12,6%

9%

126,00%

71,43%


Из таблицы 2.7 видно, что  рентабельность производства по годам  составляла: в 2007г. - 10%, в 2008г. увеличилась  на 2,6% - 12,6%, в 2009 снизилась на 3,6% и  составляла 9%.

Гораздо больший интерес  представляет показатель рентабельности всей реализованной продукции (см. таблицу 2.8). Анализируя таблицу 2.8 можно увидеть, что прибыль от реализации продукции  в 2007г. составляла 290 млн. р., за 2008г. она  увеличилась на 140 млн. р. и составила 430 млн. р., за 2009г. по сравнению с 2008г. прибыль уменьшилась на 21% и составила 340 млн. р.

Себестоимость за три года, наоборот, только увеличивалась с 2 515 млн. р. в 2007г. до 4 245 млн. р. в 2009г. За три  года себестоимость увеличилась  на 1 730 млн. р. или на 68,8%. Рентабельность продукции в 2007г. была 11,5%, в 2008г. увеличилась  на 2,5% и составила 14%, а в 2009 уменьшилась  на 6% и составила 8%.

Таблица 2.8 - Рентабельность производства ОДО "Стальной мир"

Наименование показателя

2007

2008

2009

Темп роста 2008 к 2007

Темп роста 2009 к 2008

Прибыль от РП, млн. р.

290

430

340

148,28%

79,07%

Полная себестоимость, млн. р.

2 515

3 074

4 245

122,23%

138,09%

Рентабельность продукции,%

11,5

14

8

121,74%

57,14%


Рентабельность производства ОДО "Стальной мир" представлена на рисунке 2.4

Рисунок 2.4 - Рентабельность производства в 2007-2009гг.

Этот показатель очень  важен для принятия текущих и  стратегических решений. В ходе анализа  показывает рентабельность или убыточность  производимой продукции, степень их рентабельности и убыточности. В  рынке, где цель предпринимательской  деятельности - получение максимума  прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее  решение - избавиться от убыточных и  малорентабельных изделий и, наоборот, увеличить высокорентабельные виды продукции.

Анализ рентабельности отдельных  видов продукции, а также всей совокупности её, поможет выявить  внутренние резервы снижения себестоимости  продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит улучшит финансовое, социально-экономическое  положение предприятия отрасли.

Таким образом, валовая прибыль  в 2009 году составила 340 млн. р. Снижение произошло за счет уменьшение прибыли  от реализации межкомнатных дверей на 96 млн. р., металлических дверей на 4 млн. р. За три анализируемых года валовая прибыль увеличилась на 50 млн. р. (на 17,2%), при этом происходит увеличение себестоимости продукции. В следующей главе мы рассмотрим мероприятия по увеличению прибыли ОДО "Стальной мир". На основании проделанного анализа хозяйственно-финансовой деятельности ОДО "Стальной мир" можно сказать, что на производство оказал большое влияние мировой финансовый кризис. Объем продаж в натуральных единицах уменьшился почти в два раза. С каждым годом увеличивалась себестоимость готовых дверей. Это происходило из-за резких скачкой удорожания материалов, комплектующих и топлива и энергии. Из-за увеличения себестоимости соответственно увеличивалась цена готовой продукции, что неизбежно проводило к уменьшению конкурентоспособности на отечественном рынке по сравнению с предложениями иностранных производителей. Недостатком производства дверей является еще и тот факт, что материалы и комплектующие нельзя заменить на более дешевые, т.к альтернативных методов производства дверей нет. Однако руководство предприятия старается выйти из сложившейся ситуации: расширяет номенклатурный ряд выпускаемой продукции, тем самым с новым видом продукции завоевывается новый сегмент рынка. Поиск новых модельных вариантов, которые будут отличаться хорошим качеством по сравнительно невысокой цене тоже является выходом из сложившейся кризисной ситуации.

 

3. Технико-экономические направления увеличения прибыли и рентабельности ОДО "СТАЛЬНОЙ МИР" 

 

3.1 Экономические мероприятия увеличения прибыли и рентабельности и расчет их эффективности

Для увеличения прибыли ОДО "Стальной мир" необходимо решение  следующих задач:

а) рост рентабельности продаж, который может быть достигнут  благодаря использованию ценовой  политики с белорусскими и иностранными поставщиками;

б) ускорение оборачиваемости  активов, которое может быть достигнуто за счет сокращения сверхнормативных активов по видам (запасы товаров, внеоборотные активы), что ведет к сокращению потребности в них;

в) снижение себестоимости  продукции за счет оптимизации договорной работы с поставщиками материалов.

Для осуществления указанных  мероприятий в ОДО "Стальной мир" предлагается создание и выполнение следующего плана мероприятий по увеличению прибыли предприятия (см. таблицу 3.1).

Таблица 3.1 - Мероприятия  по увеличению прибыли ОДО "Стальной мир"

№ п\п

Наименование мероприятий

Ответственный за исполнение

Сроки исполнения

Форма исполнения

1

2

3

4

5

1

Увеличение доли договоров  с условием расчета - 100% предоплаты

Директор

Начальник отд. сбыта

постоянно

Заключение договоров

2

Соблюдение утвержденных графиков поставки сырья и материалов

Директор

Начальник отд. маркетинга

Начальник цеха

С 1 квартала 2010 г.

Договор

3

Закупка материалов на программу  года по ценам не выше текущих

Отдел маркетинга

4 квартал 2009 г.

Проведение тендера

4

Снижение затрат на производство продукции

Начальник цеха

Постоянно

Экономия сырья и материалов

5

Совершенствование ассортимента выпускаемой продукции

Начальник цеха

Начальник отд. сбыта

В течение года

Разработка новых видов  продукции


Резервы увеличения суммы  прибыли определяются по каждому  виду товарной продукции. Основными  их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и  т.д. (рисунок 3.1). Увеличение объема реализации продукции предвидится после  проведения мероприятий по изучению спроса потребителей и выхода на новые  рынки сбыта в Минской области  и районе. Повышение качества товарной продукции планируем за счет повышения  квалификации работников, более качественной установки дверей и металлоконструкций, а также установки в сушильную  машину новых ламп большей мощности. Снижение себестоимости продукции  планируется за счет закупки материалов оптовыми партиями, что снизит цену на материал; замены полимерного покрытия марки П-1 на покраску грунт-эмалью марки  ГМ-5.

Рисунок 3.1 - Резервы увеличения суммы прибыли

Для определения резервов роста прибыли по первому источнику (таблица 3.2) необходимо выявленный ранее  резерв роста объема реализации продукции  умножить на фактическую прибыль  в расчете на единицу продукции  соответствующего вида:

 (3.1)

Резервы роста прибыли  ОДО "Стальной мир" за счет увеличения объема реализации продукции представлены в таблице 3.2

Таблица 3.2 - Резервы роста  прибыли ОДО "Стальной мир" за счет увеличения объема реализации продукции

Вид продукции

Резерв увеличения объема реализации, штук

Фактическая сумма прибыли  на 1 ед. продукции, р.

Резерв увеличения суммы  прибыли, р.

Металлические двери

200

53 000

10 600 000

Межкомнатные двери

900

23 300

20 970 000

Итого

-

-

31 570 000


Чтобы снизить себестоимость  планируется закупить сырье и  материалы оптовыми партиями, что  даст резерв 5 000 белорусских рублей на одну дверь за счет оптовых скидок. Замена полимерного покрытия на покрытие грунт - эмаль марки ГМ-5 даст экономию в 10 000 белорусских рублей на одну дверь  за счет стоимости и сэкономит  время на покраску. Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции  и услуг осуществляется следующим  образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого  вида продукции умножается на возможный  объем ее продаж с учетом резервов его роста (таблица 3.3):

 (3.2)

Таблица 3.3 - Резервы роста  прибыли ОДО "Стальной мир" за счет снижения себестоимости продукции 

Вид продукции

Резерв снижения себестоимости 1 двери, р.

Возможный объем реализации продукции, штук

Резерв увеличения суммы  прибыли, р.

Металлические двери

15 000

2 240

33 600 000

Межкомнатные двери

8 000

8 450

67 600 000

Итого

-

10 690

101 200 000


Существенным резервом роста  прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: изменение удельного  веса каждого вида умножается на отпускную  цену соответствующего вида, результаты суммируются и полученное изменение  средней цены умножается на возможный  объем реализации продукции (таблица 3.4):

 (3.3)

В таблице 3.4 представлен  расчет увеличения прибыли за счет улучшения качества выпускаемых  металлических и межкомнатных дверей после проведения мероприятий по переподготовки и обучению кадров и  установки более мощных ламп накаливания  мощностью 1500Вт.

Таблица 3.4 - Резервы роста  прибыли ОДО "Стальной мир" за счет улучшение качества выпускаемых  металлических и межкомнатных дверей

Вид продукции

Средняя отпускная цена за ед., р.

Удельный вес,%

Изменение средней цены реализации, р.

Факт

Возможный

+/-

Металлические двери

806 000

41,94

37,6

-4,64

+3 000

Межкомнатные двери

301 500

58,06

62,4

4,34

+4 500

Итого

-

100

100

-

+7 500


В связи с увеличением  удельного веса межкомнатных дверей и сокращением удельного веса металлических дверей средняя цена реализации продукции возрастет  на 7 500 р., а сумма прибыли за возможный  объем реализации - на 80,175 млн. р.

Р П = +7 500 р. х 10 690 = 80,175 млн. р.

В заключение анализа обобщим  все выявленные резервы роста  прибыли (таблица 3.5).

Таблица 3.5 - Резервы роста  прибыли ОДО "Стальной мир"

Источник резервов

Вид продукции

Всего

Металлические двери

Межком-натные двери

Увеличение объема продаж, млн. р.

10,6

20,97

31,57

Снижение себестоимости  продукции, млн. р.

33,6

67,6

101,2

Повышение качества продукции, млн. р.

-

-

80,175

Итого, млн. р.

44, 200

88,570

212,945


Таким образом, за счет осуществления  мероприятий по снижению себестоимости  продукции и оптимизации структуры  выпускаемой продукции, а также  росту объемов производства, прибыль  ОДО "Стальной мир" может вырасти  на 212,945 млн. р.

При резерве роста прибыли  за счет вышеперечисленных мероприятий  рентабельность может увеличиться  на 5,02% (см. таблицу 3.6).

Таблица 3.6 - Резервы роста  рентабельности ОДО "Стальной мир"

Наименование показателя

Значение

1

2

Себестоимость продукции, млн. р.

4 245

Прибыль от реализации продукции, млн. р.

340

Рентабельность,%

8,01

Резерв прибыли, млн. р.

за счет увеличения объема продаж

212,945

31,57

б) за счет снижения себестоимости

в) за счет повышения качества

101,2

80,175

Ожидаемая прибыль, млн. р.

552,945

Ожидаемая рентабельность,%

13,03

Увеличение рентабельности,%

а) за счет увеличения объема продаж

б) за счет снижения себестоимости

в) за счет повышения качества

5,02

0,72

2,4

1,9

Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии