Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:39, дипломная работа
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения, материальных благ требуют новых подходов к управлению экономикой.
Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами.
Введение
В России в настоящее время господствует рыночная экономика.
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения, материальных благ требуют новых подходов к управлению экономикой.
Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами.
Актуальность темы дипломного проекта определяется тем, что основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Получение прибыли является сегодня позитивной ценностью бизнеса.
Организация финансовой работы на предприятии помогает достижению прибыльности и подразумевает постоянное развитие данной деятельности.
На пути увеличению прибыльности нет простых решений. Они взаимосвязаны с социально-экономической ситуацией в стране, проблемами разгосударствления в народном хозяйстве, финансово-кредитной и структурной политикой, законодательным и организационным обеспечением экономической реформы.
Совершенствование финансово-экономической работы на предприятии предполагает управление формированием, распределением и использованием прибыли как единым процессом.
Целью дипломного проекта является отражение теоретических вопросов
прибыльности предприятия и разработка эффективного проекта мероприятий
по увеличению прибыли.
Объектом исследования в дипломном проекте является прибыль предприятия.
Опытно - экспериментальная работа осуществлялась на базе одной из организаций города Выборга - ООО "Титан".
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы прибыли предприятия;
- Произвести комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности выбранного предприятия и выявить сопутствующие проблемы;
- Проанализировать процесс технологии оказания услуг населению;
- Познакомится с положениями по охране труда и технике безопасности на предприятии;
- Разработать проект мероприятий по увеличению прибыли предприятия;
- Оценить эффективность предложенного проекта.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: наблюдение, метод системного анализа, метод комплексного исследования.
В основу работы положены такие
источники как: теоретическая литература
и нормативные акты по экономической
деятельности предприятия, анализу
финансово-хозяйственной
При написании дипломного проекта были изучены труды следующих авторов: Базаров Т.Ю., Виханский О.С., Горфинкель В.Я., Зимин Н.Е., Скляренко В.К., Савицкая Г.В.и т.д.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности менеджера.
Дипломный проект состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретическая часть
1.1. Экономическая природа прибыли предприятия
Прибыль выступает непосредственной
целью хозяйственной
В учебниках и научных
статьях категория "прибыль" неразрывно
связывается с категорией дохода,
капитала, процента, воздержания, ожидания.
В практическом же плане прибыль
во всех странах с рыночной экономикой
определяется как разница между
общей выручкой от реализации товаров
и услуг и совокупными
Карл Маркс, в своем труде "Капитал" определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя, по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение "капиталист - наемный рабочий" составляет основное отношение капиталистического общества.
Современная экономическая мысль рассматривает прибыль (profit) как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Но и в таком понимании нет единства и четкости.
1 Веснин В.Р.Основы менеджмента. Учебник. – М.: ЮНВЕС, 2004.
В одних случаях прибыль
рассматривается как плата за
услуги предпринимательской
За каждым фактором производства стоят конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. Если признать, что всякое экономическое благо есть результат взаимодействия факторов производства, то необходимо признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница лишь в том, что одни участвуют сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений. Всякое экономическое благо есть в конечном счете продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности. 1
Важность прибыли в деятельности предприятия бесспорна. Прибыль выполняет ряд очень важных функций:
1.Оценочная функция - заключается в том, что она наиболее полно отражает уровень производства и дает оценку эффективности хозяйственной деятельности всего предприятия;
2.Стимулирующая функция - заключается в том, что стимулирующее влияние на рост эффективности работы организации;
3.Фискальная функция - заключает в том, что прибыль – это источник
1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – М.: Инфра-М, 2006.
отчислений в государственный бюджет и внебюджетные фонды.
Рассмотрев взгляды в экономической теории на сущность прибыли,
перейдем к рассмотрению источников ее получения. 1
1.2. Источники получения прибыли предприятием, и ее планирование
Источники прибыли в хозяйственной
деятельности показывают, каким именно
образом предприятие может
1.Монопольное положение
предприятия по производству
и продаже той или иной
2.Производственная и
- от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильно высоким спросом);
- возможности создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг(цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание покупателей);
- возможности увеличения объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
- возможности снижения издержек производства и реализации.
3.Инновационная деятельность
предприятия. Для поучения
В идеале предприятие должно постоянно стремиться к получению прибыли от всех источников, однако реально оно может одновременно
1 Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия. Учебник. – М.: ЭКМОС, 2004.
использовать один или два источника. Комплексному использованию всех источников часто мешает отсутствие стратегического подхода к управлению.
В предпринимательской
В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период.
Основными методами планирования
прибыли являются:
1. Метод прямого счета
Метод прямого счета является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп = Цтп – Стп, (1)
где Птп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, скидок);
1 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.: Инфра-М, 2006.
Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).
Исходя из того, что объем
реализуемой продукции
Прп= По1 + Птп − По2, (2)
где Прп - прибыль от реализации
продукции в планируемом периоде;
По1 - прибыль в остатках продукции,
не реализованной на начало планируемого
периода;
Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
По2 - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Именно такая методика
расчета лежит в основе применения
укрупненного прямого метода планирования
прибыли, когда легко определить
объем реализуемой продукции
в ценах и по себестоимости.
Другая разновидность метода прямого
счета – метод поассортиментного планирования
прибыли. Прибыль определяется по каждой
ассортиментной позиции, для чего необходимо
располагать соответствующими данными.
Прибыль суммируется по всем ассортиментным
позициям. К полученному результату прибавляется
прибыль в остатках готовой продукции,
не реализованных на начало планируемого
периода. После расчета прибыли от реализации
продукции она увеличивается на прибыль
от прочей реализации и планируемые внереализационные
результаты.