Пути решения проблем не возврата кредитов в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы выражается в том, что потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует под-черкнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки то¬варов длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так:
- покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосроч¬ного потребительского кредитования;
- текущие покупки посредством кре¬дитных карточек по своей значимости и распрост¬раненности не уступают использованию потреби-тельского кредита при крупных покупках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА…………………………………………………………………......
1.1.Сущность потребительского кредита и его роль в экономике …………………………………………………………………….........
1.2.Классификация видов потребительского кредита………… ………...
1.3.Проблемы невозврата кредитов в коммерческих банках …………………………………………………………………………
ГЛАВА II. АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПРОБЛЕМА НЕВОЗВРАТА КРЕДИТОВ НА ПРИМЕРЕ ОТП БАНК (ОАО)……………………………………………………………...................
2.1.Характеристика ОТП БАНК (ОАО)…………........................................
2.2.Анализ организации кредитования физических лиц на примере ОТП БАНК (ОАО) ………………………………………………………...
2.3.Социальный портрет заемщиков ОТП БАНК (ОАО), невозвращающих кредит……………………………………………………
ГЛАВА III. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НЕВОЗВРАТА КРЕДИТОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА………………….
3.1. Анализ деятельности коммерческих банков на рынке ……...…..…
3.2. Меры принимаемые банком по возврату кредита………………..…
3.3. Рекомендации по организации работы с проблемными кредитами..
3.4. Пути сокращения невозврата кредитов………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……

Файлы: 1 файл

диплом (FINAL) корректир.doc

— 612.50 Кб (Скачать файл)

Важно также  заметить, что данный вид кредита  позволяет уменьшить текучесть  кадров на предприятии, так как определяет потребность человека (заемщика) как  можно дольше оставаться на своем  рабочем месте, стараться не потерять работу, чтобы в итоге быть платежеспособным. Уменьшение текучести кадров,  несомненно, благоприятно влияет на экономику страны.

Таким образом, можно отметить, что потребительский  кредит является  одним из  существенных факторов подъема народного благосостояния. Но также следует учесть, что «потребительский кредит, временно форсируя рост производства и создавая видимость высокой конъюнктуры, в итоге может способствовать выходу производства за рамки платежеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов».

 

1.2 Классификация видов потребительского кредитования

 

Обобщив практику кредитования населения, сложившуюся  в зарубежных странах, и российскую банковскую практику в области кредитования физических лиц, классифицируем потребительские банковские кредиты исходя из следующих критериев:

- по объектам кредитования;

- по субъектам кредитования;

- по виду заемщика;

- по целевому назначению;

- по срокам предоставления;

- по способу предоставления;

- по порядку предоставления;

- по видам обеспечения;

- по порядку погашения;

- по методу взимания процентов;

- по валюте кредита.

По объектам кредитования потребительские кредиты  можно подразделить на виды:

- на неотложные нужды;

- под залог ценных бумаг;

- на строительство и приобретение жилья;

- на капитальный ремонт домов, их газификацию, присоединение к сетям водопровода и канализации;

- на обучение;

- на медицинские услуги;

- на покупку автотранспорта;

- на установку телефона;

По субъектам  кредитования существуют потребительские кредиты, предоставляемые:

- банком;

- торговыми организациями;

- частными лицами  (так называемые частные потребительские ссуды);

- учреждениями небанковского типа - ломбарды, пенсионные фонды и т.д.

потребительские кредиты, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают.

По виду заемщика различают ссуды, предоставляемые:

- всем слоям населения;

- различным социальным группам;

- различным возрастным группам;

- группам заемщиков, различающихся по уровню доходов, кредитоспо-собности и  платежеспособности;

- VIP-клиентам;

- студентам;

- молодым семьям и т. д.

По целевому назначению выделяют ссуды строго  целевые и нецелевые. В составе целевых кредитов можно выделить:

- кредиты на улучшение жилищных условий;

- кредиты на приобретение товаров длительного пользования;

- образовательные кредиты;

- кредиты на лечение и отдых и др.

Нецелевыми  считаются кредиты на неотложные нужды и кредиты в виде овердрафта.

По срокам предоставления банковские кредиты обычно подразделяются на срочные и бессрочные. К срочным  относятся кредиты, предоставляемые  на срок, зафиксированный по соглашению между ним и клиентом. Срочные  ссуды бывают трех видов:

- краткосрочные (на срок до 1 года);

- среднесрочные (на срок от 1 до 3 лет);

- долгосрочные (на срок более 3 лет).

В настоящее  время в России, в связи с  общей экономической нестабильностью, деление потребительских ссуд по срокам носит условный характер. Банки, предоставляя кредиты, обычно делят их на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года). К бессрочным относятся кредиты, выдаваемые банком на неопределенный срок (ссуды до востребования). Заемщик обязан погашать такую ссуду по первому требованию банка. Если же банк не требует погашения, то кредит погашается по усмотрению заемщика. [9, с. 260]

По способу  предоставления выделяют следующие  виды кредитов:

- овердрафт по лицевому счету;

- зачисляемые на ссудный счет в порядке единовременного;

- зачисления всей суммы кредита либо открытия кредитной линии;

- выдаваемые наличными;

- перечисляемые торговой организации в рамках «связанного кредитования».

По порядку  предоставления банковские потребительские  кредиты обычно подразделяют на три  группы:

- предоставляемые на общих основаниях;

- экспресс-кредитование;

- кредитование сотрудников предприятия – клиента банка-кредитора. 

По обеспечению  потребительские кредиты бывают обеспеченные (залогом, гарантиями и  поручительствами) и необеспеченные (бланковые).

Обеспечение не гарантирует погашения кредита, но значительно снижает риск его невозврата. К числу обеспеченных относят кредиты:

- обеспеченные поручительством и гарантиями;

- обеспеченные залогом имущества, в т.ч. залогом недвижимости;

- обеспеченные закладом (драгоценных металлов, ювелирных                     изделий, ценных бумаг, иностранной валюты);

- денежными средствами на лицевом счете в банке-кредиторе.

По порядку  погашения различают следующие  виды потребительского кредита:

- кредит с разовым погашением (noninstallment). Суды, погашаемые единовременным платежом по истечении их срока, выдаются, как правило, на осуществление каких-либо крупных сделок, в результате которых у заемщиков появляется достаточное количество денег для погашения кредитов только по их совершении.

- кредит с рассрочкой платежа (installment), или постепенным погашением, при этом погашение задолженности по кредиту и процентов осуществляется единовременно. Кредиты с рассрочкой платежа делятся на равномерно погашаемые (ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода, один раз в год) и неравномерно погашаемые.

В ряде случаев  банк по согласованию с заемщиком  может устанавливать иной (индивидуальный) график погашения кредита, что оговаривается  в кредитном договоре.

По методу взимания процентов ссуды классифицируют следующим образом:

- ссуды с удержанием процентов в момент ее предоставления;

- ссуды с уплатой процентов в момент погашения кредита;

- ссуды с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования (ежеквартально, один раз в полугодие или по специально оговоренному графику).

Существует  также такое понятие как ссуда  с аннуитетным платежом, т.е. платежом с одновременной уплатой процентов  за пользование ссудой.

При классификации  ссуд по валюте кредита выделяют следующие  их виды:

- ссуды в национальной валюте;

- ссуды в иностранной валюте;

- ссуды, предоставляемые в нескольких валютах.

Следует отметить, что выдача кредитов в иностранной  валюте может осуществляться на условиях уплаты процентов, как в иностранной, так и в национальной валюте. Кроме  того, в России погашение (возврат) задолженности по кредиту физическими лицами в иностранной валюте осуществляется только в безналичном порядке.

В целом представленная выше классификация отражает многообразие потребительских ссуд, но не исчерпывает  всех возможных критериев их классификации, поэтому ее можно продолжить в зависимости от других признаков.

Потребительский кредит может быть также представлен  следующими видами: 

- покупка «в рассрочку»;

- кредитные  и расходные карточки;

- автоматически возобновляемые ссуды;

- персональные ссуды.

Потребительский кредит в товарной форме предоставляется  преимущественно при продаже  предметов длительного пользования  – автомашин, холодильников, телевизоров, мебели и пр. – такой вид кредита  известен как «покупка в рассрочку». Этот вид кредита имеет свои плюсы, а именно: форма оплаты позволяет осуществлять расходы в то время, когда доходы еще не поступили, что, несомненно, очень удобно для многих потребителей при покупке товаров длительного пользования, также этот вид кредита  позволяет покупать товары и оплачивать услуги в течение более продолжительного периода, чем нормальный интервал между денежными поступлениями; позволяет клиенту приобретать материальные финансовые активы со стоимостью, превышающей сумму, которую он мог бы заплатить, исходя только из его собственных сбережений.

Однако, те же причины  могут быть приведены в случае решения клиента приобрести товары, используя персональную ссуду, банковский овердрафт или кредитную карточку. И все же, в пользу финансовых компаний говорит следующее:

1. Покупка в рассрочку осуществляется дилерами клиентам в момент продажи. Клиентам предлагается сделка по покупке в рассрочку, которая легко принимается «на месте».

2. До недавнего времени у клиентов имелось очень слабое представление о наиболее дешевой финансовой сделке. Потребители весьма инертны в своих привычках совершать покупки, и даже, если они знают о различиях стоимости услуг, они предпочитают производить сделки с уже известными поставщиками. Многие потребители, вследствие неудачных попыток ознакомиться с ценами на кредитные услуги, просто не знают о существующих вариантах стоимости и доступности различных форм кредита. Потребитель, как правило, основывает свои решения на размере ежемесячных выплат и продолжительности срока кредита, а не на фактической стоимости кредита. Хотя, неоспорим тот факт, что очень высокие процентные ставки в определенный момент времени сделали потребителей более чувствительными к издержкам, обусловленным предоставлением займа.

3. До сих пор существует большое количество людей, не думающих о получении банковских ссуд, овердрафта или кредитной карточки как средствах покупки товаров в кредит. Финансирование покупки в рассрочку, организованное через магазин или выставочный зал, является единственной альтернативной оплаты покупки наличными для таких лиц.

В настоящее  время широко распространена такая  форма покупки в рассрочку, как  соглашения банков с торговыми фирмами, по которым последние продают  товары в кредит клиентам банков, при  этом банки сразу выплачивают  фирмам наличные деньги на сумму проданных товаров, а покупатели постепенно погашают кредит банкам. Выгоду от программы потребительского кредитования с участием банка получают все его участники. Покупатель платит, например, за холодильник 10% от его реальной стоимости, а остальную сумму выплачивает в течение года. При этом он пользуется покупкой уже после первого взноса. Торговые организации проводят разнообразные PR -акции, привлекая большее количество клиентов, увеличивает объёмы продаж. Потерь у них происходит, так как деньги за товары поступают в полном объёме. В нашем примере - недостающие 90% от стоимости товара банк возмещает торговой организации.

Банк в описываемой  схеме выполняет привычную для  себя функцию кредитодателя. Покупающее товар физическое лицо заключает договор кредитования с соответствующим банком. В настоящее время на рынке сложилась такая ситуация, при которой банки либо берут с торговых организаций комиссию стоимости товаров, реализованных в кредит, либо уплачивают ее. В этой связи можно констатировать следующий факт: для достижения соглашения в сфере связанного кредитования с такими крупными торговыми сетями как «Эльдорадо», «М-ВИДЕО», «Евросеть» и др. дисконт получает торговая компания; и в противоположность этому для работы с банком торговой сети либо магазина регионального масштаба, либо обособленных торговых точек, комиссия уплачивается Банку. Размер комиссии может варьироваться от 0% до 10% от стоимости товара и зависит от таких параметров как: отдаленность торговой организации от регионального центра, обороты организации, ее масштабы, является ли она развитой торговой сетью, либо представляет собой обособленный магазин. Так или иначе, все риски, связанные с невозвратом кредита, банк берет на себя.

Приобретение  товара в кредит не ограничивает покупателя в правах, предоставляемых ему Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Он может вернуть, обменять товар, предъявить претензии к его качеству и т. д. В большинстве случаев потребительский кредит выдается физическому лицу без залога и без поручителей. Поручители требуются в редких случаях. Для Банков потребительский кредит – это повышенный риск, так как кредит не обеспечен ликвидным залогом.

В 50-ые годы американские, а затем и английские банки  начали широко применять «упрощенную» практику предоставления потребительских кредитов с помощью кредитных карточек. Сущность такого кредитования сводилась к тому, что выданная банком кредитная карточка давала право ее владельцу в пределах разрешенной суммы, т.е. персонального кредитного лимита, покупать товары в тех магазинах, с которыми банк имел соглашения на их продажу в кредит на основе кредитных карточек. Сумма задолженности владельцев карточек магазину оплачивается банком периодически. Владельцы кредитных карточек в свою очередь в установленные сроки погашали долг перед банком, т.е. обязаны были платить определенную минимальную сумму, но не должны были полостью оплачивать долг. Если же минимальная сумма в установленный срок оставалась неоплаченной, то на нее начислялся процент и добавлялся к долгу владельца карточки компании кредитных карточек. Аналогичная схема кредитования с помощью кредитных карточек существует и сейчас.

Т.к. кредитный  лимит является револьверным (т.е. автоматически  возобновляемым), то владелец карточки, выплатив часть своего долга, может увеличить кредит до того размера, который он выплатил. Например, владелец карточки имеет кредитный лимит 800 д.е. и задолжал 500 д.е., в его дальнейшем распоряжении имеется еще 300 д.е. до тех пор, пока он не исчерпает свой лимит. Если он выплатит 150 д.е. долга, рамки его дальнейшего кредитования увеличиваются до 450 д.е., т.к. он теперь будет должен только 350 д.е. Компанией кредитных карточек владельцу карточки ежемесячно выдается отчет, показывающий, какой суммой на данный момент располагает клиент.

Информация о работе Пути решения проблем не возврата кредитов в условиях кризиса