Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 00:07, курсовая работа
Целью дипломной работы предопределено выполнение таких заданий:
1. Раскрыть экономико-методологические аспекты налогового учета малых предприятий.
2. Провести обзор литературы и нормативно-правовых актов по исследуемой теме, охарактеризовать систему налогообложения объекта исследования.
3. Исследовать упрощенные режимы налогообложения в системе государственной поддержки малого предпринимательства;
Введение……………….....…………………………………………………….6
Раздел 1
Теоретические аспекты применения единого налога в малом бизнесе.....................………………………………………………………………. 10
Экономическая сущность малого бизнеса и его роль в экономическом развитии государства……………………………………………………………...10
Сущность упрощенной системы налогообложения…………………..13
Методы анализа налогообложения малого бизнеса. Сравнительная характеристика традиционных подходов и альтернативных моделей налогообложения малого бизнеса………………………………………………..23
Раздел 2
Анализ налогообложения малого бизнеса на примере предприятия «Крымпродснаб»......................................................................................................53
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЧП «Крымпродснаб»………………………………………………………….……….53
2.2. Анализ финансовой деятельности ЧП «Крымпродснаб»……….…….58
2.3. Анализ налогообложения ЧП «Крымпродснаб»……………….…..…75
Раздел 3
Пути усовершенствования деятельности ЧП «Крымпродснаб»............…..92
3.1. Проблемы и недостатки налогообложения малого бизнеса в Украине…………………………………………………………………………..92
3.2. Методы оптимизации деятельности на предприятии «Крымпродснаб»………………………………………………………………….95
Заключение........…………………………………………………………………100
Список использованных источников................
Таким образом, малые предприятия – это организационно-экономический, самостоятельный хозяйственный уставной вид предприятий, которые квалифицируются по показателям численности занятых работников с градацией по сферам деятельности.
Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Украины и отвечают целям, предусмотренным уставом предприятия.
1.2. Сущность упрощенной системы налогообложения
В условиях современного развития рыночных отношений в Украине особенное внимание со стороны государства уделяется развитию предпринимательства и малого бизнеса. Предприятия малого бизнеса по своей сути являются субъектами рыночной инфраструктуры, которые самостоятельно осуществляют свою производственную, торговую и другие виды деятельности и при этом могут рассчитывать только на свои возможности. В современных условиях развития банковской и кредитной системы Украины получения кредитов и разных ссуд становится проблематичным, потому и предприятие должно рассчитывать только на свои возможности [20]. В соответствии с действующим законодательством малые предприятия имеют право внедрять упрощенную систему налогообложения доходов. Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в том, что для малых предприятий устанавливается единый налог в определенном проценте к выручке от реализации продукции вместо целого ряда налогов, а именно: налога на прибыль, платы за землю, сбора за специальное использование природных ресурсов, сбора на отчисление в пенсионный фонд, сбор на обязательное социальное страхование, коммунальный налог, сбор в Государственный инновационный фонд.
Для перехода к упрощенной системе налогообложения субъект малого предпринимательства подает письменное заявление в орган Государственной налоговой администрации по месту государственной регистрации не позже чем за один месяц до начала следующего календарного года при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей в текущем году. Вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, которые подали заявление на право применения упрощенной системы налогообложения в налоговый орган по месту их регистрации, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения с того квартала, в котором осуществлена государственная регистрация.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, которая предусматривает уплату единого налога, является сегодня самой распространенной из альтернативных систем налогообложения. Переход на единый налог в Украине осуществлен с 1 января 1999 года.
Законодательную базу единого налога составили нормы Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года №727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Новая редакция данного Указа была принята Указом Президента Украины от 28 июня 1999 года № 746/99 «О внесении изменений в Указ президента Украины от 03.07.98 г. №727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу с 19.09.99 г. и применяется в настоящий момент.
Единый налог относится к прямым общегосударственным налогам. Он платится субъектами малого предпринимательства за счет собственных средств и включается в цену товара на стадии производства у производителей независимо от финансового и имущественного состояния плательщиков. Так как единый налог появляется именно в момент возникновения дохода, а не при его использовании, то по экономическому содержанию объекта налогообложения он относится к налогам на доходы [15; С. 261].
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности может быть применена только субъектами малого предпринимательства. Так на единый налог могут перейти:
- физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей на протяжении года находится не больше 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции за год не превышает 500 тыс. грн.;
- юридические лица – субъекты предпринимательской деятельности, в которых среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц, и объем выручки которых от реализации продукции за год не превышает 1 млн. грн.
Переход на единый налог освобождает юридическое лицо от уплаты:
-налога на прибыль;
-платы (налога) за землю;
-сбора за специальное использование природных ресурсов;
-сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;
-сбора на обязательное социальное страхование;
-отчисление на строительство и ремонт автодорог;
-коммунального налога;
-платы за патенты;
-сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
-взносов в Фонд социальной защиты инвалидов.
Юридические лица могут самостоятельно избрать одну из ставок единого налога:
-6 % суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты НДС;
-10% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения НДС в состав единого налога.
Базой налогообложения у юридических лиц – субъектов малого предпринимательства является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора. Для плательщиков единого налога по ставке 10% в базу налогообложения не включаются также суммы НДС, потому что насчитывать их такой плательщик не имеет право. Что же относительно акцизного сбора, то эта норма уже потеряла свою актуальность в связи с тем, что изготовление и импорт подакцизных товаров изъяты из допустимой сферы деятельности субъектов малого предпринимательства.
Под выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) следует понимать сумму, фактически полученную субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).
Переход на упрощенную систему налогообложения для юридических лиц – субъектов предпринимательской деятельности возможен с любого налогового периода, а для единого налога длительность налогового периода равняется кварталу. Таким образом, на протяжении года существует четыре даты, в которые можно перейти на упрощенную систему налогообложения: 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября.
С целью перехода на единый налог, юридическое лицо подает письменное заявление установленного образца в орган государственной налоговой службы по месту регистрации с указанием ставки налога. Сроки представления заявления – не позже, чем: за 15 дней до начала следующего отчетного (налогового) квартала.
Орган государственной налоговой службы в течение 10 дней с момента представления заявления должен выдать Свидетельство, а в случае негативного результата плательщику предоставляется мотивированное решение относительно отказа в его выдаче в письменной форме. Срок действия Свидетельства – 1 год.
Переход предприятия на единый налог предусматривает ведение Книги учета доходов и расходов, которая по своей сути является базовой формой налогового учета по данному налогу. В ней в хронологическом порядке на основании первичных документов осуществляются записи об операциях, которые состоялись в отчетном периоде.
Кроме Книги учета доходов и расходов, субъект малого предпринимательства обязан вести еще и кассовую книгу.
Отчетный период при упрощенной системе налогообложения равняется налоговому, то есть налоговая отчетность подается в органы государственной налоговой службы по окончании каждого квартала.
Субъекты малого предпринимательства – юридические лица подают в орган государственной налоговой службы в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала:
- расчет об уплате единого налога;
- декларацию об уплате налога на добавленную стоимость (в случае избрания ставки 6%);
-платежные поручения в уплату единого налога за отчетный период с отметкой банка о зачислении средств [15; С. 264].
Срок уплаты налога – в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного для представления налоговой декларации.
Юридические лица – субъекты малого предпринимательства платят единый налог на отдельный счет отделений Государственного казначейства Украины. Отделение Государственного казначейства Украины на следующий день после поступления средств перечисляют суммы единого налога в таких размерах:
Субъекты малого предпринимательства несут ответственность за правильность вычисления, своевременность представления расчетов и уплаты сумм единого налога согласно законодательству Украины, то есть никакие специальные нормы относительно пени и штрафных санкций для единого налога не применяются.
Для граждан-предпринимателей целесообразность перехода на упрощенную систему налогообложения определяется немного другими обстоятельствами, чем для юридических лиц, поскольку ряд принципиальных положений Указа и нормативных документов существенно отличается. Это касается не только условий, которых необходимо придерживаться при переходе на упрощенную систему, но и существенных признаков единого налога.
Да, ставки единого налога устанавливаются местными советами по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности в фиксированных суммах в зависимости от вида деятельности. Благодаря такому обстоятельству предприниматель предварительно знает сумму налога, который подлежит месячной уплате. Причем эта сумма не зависит ни от выручки, ни от чистого дохода такого предпринимателя.
Субъект малого предпринимательства имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности один раз в течение календарного года. Основанием для перехода на единый налог является заявление, которое он подает в письменной форме к органу государственной налоговой службы. Срок представления заявления – не позже чем за 15 календарных дней до начала квартала, из которого он избирает налогообложение доходов по упрощенной системе. То есть предельные сроки представления заявления составляют 16 декабря, 16 марта, 15 июня и 15 сентября.
В заявлении, кроме объективной информации о гражданине-предпринимателя, отмечаются сведения про:
При подаче заявления одновременно подается квитанция об уплате налога не менее, чем за календарный месяц.
Орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности – физического лица – при наличии платежного документа об уплате единого налога обязан в течение десяти рабочих дней по получении заявления безвозмездно выдать Свидетельство или предоставить письменный мотивированный отказ. Свидетельство может быть выдано на тот срок, который указывается гражданином-предпринимателем в заявлении, но в пределах календарного года.
В соответствии с действующим законодательством, Свидетельство, а также Справка о трудовых отношениях физического лица с плательщиком единого налога должны находиться на рабочем столе плательщика или наемного работника и предъявляться представителям контролирующих органов.
Ставка единого налога для физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности устанавливается местными советами по месту государственной регистрации в пределах от 20 до 200 грн. за календарный месяц.
Действующим законодательством установлен один критерий, по которому ставки единого налога могут быть дифференцированы органами местной власти, – вид предпринимательской деятельности.
В случае, когда физическое лицо – субъект
малого предпринимательства – осуществляет
несколько видов предпринимательской
деятельности, для которых установлены
разные ставки единого налога, ей необходимо
приобрести одно свидетельство и платить
единый налог, который не превышает установленную
максимальную ставку. Это правило применяется
независимо от того, где осуществляется
эта предпринимательская деятельность:
в пределах административно-
Информация о работе Пути усовершенствования деятельности ЧП «Крымпродснаб»