Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 00:07, курсовая работа
Целью дипломной работы предопределено выполнение таких заданий:
1. Раскрыть экономико-методологические аспекты налогового учета малых предприятий.
2. Провести обзор литературы и нормативно-правовых актов по исследуемой теме, охарактеризовать систему налогообложения объекта исследования.
3. Исследовать упрощенные режимы налогообложения в системе государственной поддержки малого предпринимательства;
Введение……………….....…………………………………………………….6
Раздел 1
Теоретические аспекты применения единого налога в малом бизнесе.....................………………………………………………………………. 10
Экономическая сущность малого бизнеса и его роль в экономическом развитии государства……………………………………………………………...10
Сущность упрощенной системы налогообложения…………………..13
Методы анализа налогообложения малого бизнеса. Сравнительная характеристика традиционных подходов и альтернативных моделей налогообложения малого бизнеса………………………………………………..23
Раздел 2
Анализ налогообложения малого бизнеса на примере предприятия «Крымпродснаб»......................................................................................................53
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЧП «Крымпродснаб»………………………………………………………….……….53
2.2. Анализ финансовой деятельности ЧП «Крымпродснаб»……….…….58
2.3. Анализ налогообложения ЧП «Крымпродснаб»……………….…..…75
Раздел 3
Пути усовершенствования деятельности ЧП «Крымпродснаб»............…..92
3.1. Проблемы и недостатки налогообложения малого бизнеса в Украине…………………………………………………………………………..92
3.2. Методы оптимизации деятельности на предприятии «Крымпродснаб»………………………………………………………………….95
Заключение........…………………………………………………………………100
Список использованных источников................
5. В случае нарушения требований,
установленных статьей 1 этого Указа,
плательщик единого налога
Субъекты малого
6. Субъект малого
В соответствии со ст. 2 Указа Президента Украины № 746/99 от 28.06.99 г. «О внесении изменений в Указ Президента № 727/98 от 03.07.98 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» [10; С. 58], «Доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом, с 19.09.99 г. не включаются в состав налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года такого плательщика и лиц, которые состоят с ним в трудовых отношениях, а уплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налогов их обязательств, как самого плательщика налога, так и лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, участвующих в предпринимательской деятельности».
Виды налогов и сборов, от которых освобождается предприниматель, перешедший на единый налог
№ |
|
1. |
налог на добавленную стоимость, кроме случаев, когда юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов по единому налогу по ставке 6% |
2. |
налог на прибыль предприятий |
3. |
налог на доходы физических лиц (для физических лиц – субъектов малого предпринимательства) |
4. |
плата (налог) за землю |
5. |
сбор за специальное использование природных ресурсов |
6. |
сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения |
7. |
сбор в Государственный инновационный фонд |
8. |
сбор на обязательное социальное страхование |
9. |
отчисления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины |
10. |
коммунальный налог |
11. |
налог на промысел |
12. |
сбор на обязательное Государственное пенсионное страхование |
13. |
сбор на выдачу разрешения объектов торговли и сферы услуг |
14. |
взносы в Фонд социальной защиты инвалидов |
15. |
взносы в Государственный фонд содействия занятости населения |
16. |
плата за патенты в соответствии с Законом Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" [3; С. 123]. |
Плательщик единого налога не освобождается от обязательств начисления, удержания и перечисления в бюджет налога с доходов граждан, наемных работников, включая членов их семей, и подачи сведений о полученных доходах в органы налоговой службы. Вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, подавшие в государственную налоговую службу по месту их регистрации заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, освобождаются от обязательств начисления налога с того квартала, в котором проведена их государственная регистрация.
До 20-го числа, после окончания квартала субъекты предпринимательской деятельности – физические лица плательщики единого налога обязаны сдать отчеты. Субъекты предпринимательской деятельности – физические лица плательщики единого налога имеют право не применять электронные контрольно-кассовые аппараты для проведения расчетов с потребителями. Все предприятия подают отчеты в установленные сроки в двух экземплярах. Взносы все предприятия уплачивают дважды в месяц – в сроки, установленные при регистрации предприятия, организациями Пенсионного фонда Украины [31; С. 70].
Сумма налога, не внесенная в установленные сроки и сумма налога, исчисленная с сокрытого (заниженного) дохода, а также примененные санкции удерживаются с предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и результата финансово-хозяйственной деятельности в бесспорном порядке (дополн. см. ст. 17 «Штрафные санкции; Штрафы) Закона Украины № 2181 от 21.12.2000 г.).
Нормативной базой, регулирующей организацию и методологию бухгалтерского и налогового учета малых предприятий, которой необходимо руководствоваться, является:
9. Приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о его применении» № 291 от 30.11.99 г. (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 г. под № 892/4185) [10].
10. Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций, утверждена приказом Министерства финансов Украины № 291 от 30.11.99 г. (зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 г. под № 892/4185).
В соответствии с нормативной базой на территории Украины действуют такие виды хозяйственной деятельности предприятий по структуре:
- обычная деятельность;
- инвестиционная деятельность;
- финансовая деятельность;
- чрезвычайные происшествия (деятельность);
- операционная деятельность;
- основная деятельность;
- прочие уставные виды деятельности.
С 1 января 2000 г. порядок организации и ведения бухгалтерского учета в Украине регламентируется Законом Украины «О бухгалтерском учете в Украине» № 996-XІV от 16.07.99 г. и Национальными Положениями (стандартами) бухгалтерского Учета [6]. Следует заметить, что параллельно с новым бухгалтерским учетом субъекты хозяйствования, как и раньше, обязаны в соответствии с действующим законодательством вести и налоговый учет.
Статьей 2 Закона № 996-XIV предусмотрено, что действие указанного Закона распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с действующим Законом Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.
Не ведут бухгалтерский учет и не представляют финансовую отчетность неприбыльные организации (субъекты хозяйствования), которые в соответствии с действующим законодательством освобождены от обязательного учета доходов и расходов. Порядок организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях определяется разделом 3 Закона Украины № 996-XIV.
В этом разделе четко определена ответственность собственника (или уполномоченного им лица) и главного бухгалтера (или лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета на предприятии). Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» № 996-IV от 16.07.03 г. определяет правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине [6; С. 27].
Следовательно, в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» № 283/97-ВР от 22.05.03 г. предприятие одновременно с бухгалтерским учетом организует налоговый учет, который отличается определением сумм валовых доходов и валовых расходов, датой увеличения доходов и расходов для целей налогообложения, которая не совпадает с моментом получения прибыли от реализации в бухгалтерском учете [4]; сумма расходов на производство не совпадает с суммой валовых расходов.
Объектом налогообложения становится величина, не совпадающая с полученным финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Объектом налогообложения является валовая прибыль, определенная в налоговом учете.
К налоговой отчетности по единому налогу, которая предоставляется в налоговые органы, относится: расчет уплаты единого налога, расчет акцизного сбора, декларация по НДС (при уплате единого налога по ставке 6%), платежные поручения об уплате единого налога с отметкой банка о зачислении средств.
Плательщики единого налога обязаны вести Книгу учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства – юридического лица, которое применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Порядок ее заполнения утвержден приказом ГНА Украины от 13.10.98 г. № 477 (в редакции приказа ГНА Украины от 12.10.99 г. № 554).
В соответствии с п. 1 этого Порядка в отмеченной Книге отображаются в хронологическом порядке все хозяйственные операции на основании первичных документов.
Составляется Книга учета доходов и расходов вручную. Сама Книга должна быть прошнурована, подписана и заверена печатью предприятия – плательщика единого налога и печатью налогового органа, в котором плательщик зарегистрирован. Очевидно, что заполнить ее с применением средств вычислительной техники невозможно.
Порядком ее составления не предусмотрены возможности нагромождения данных автоматизированным способом с отображением в Книге итоговых данных (как, например, в Книге учета продажи и Книге учета прихода с НДС).
Логично отображать операции на основании данных бухгалтерского учета.
Учет выручки от
реализации (графа 3) можно вести
на основании данных
В графе 4 отображается не вся сумма выручки, которая поступила от реализации основных фондов, а только превышение выручки над остаточной стоимостью. Продажа по остаточной стоимости или ниже ее вообще в Книге отображаться не будет.
Графа 5 предназначенная для отображения выручки от другой реализации и нереализационных доходов.
В графе 6 отображается общая сумма всех поступлений, то есть сумма граф 3, 4 и 5.
В графе 7 отображаются расходы, фактически оплаченные из расчетного счета или из кассы. Эта графа имеет справочный характер, потому что на объект налогообложения не влияет.
Итоги граф подбиваются за месяц и нарастающим итогом с начала года.
Сумма фактически оплаченного налога (строка 06) отображает сумму перечисленных платежей.
Уплата подтверждается представлением платежных поручений с отметкой банка. Расчет подается в налоговые органы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Уплата единого налога происходит ежемесячно не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным.
При ставке единого налога 6% можно осуществить конкретный расчет пределов минимизации отвлечения средств в уплату налогов.
Для проведения сравнительного анализа необходимо учесть, что единый налог в размере 6% вычисляется от выручки, за исключением акцизного сбора, то есть выручка от реализации содержит в себе суммы НДС.
Если исходить из имеющегося определения выручки от реализации, то налог составляет 7,2% от реализации без НДС для плательщиков НДС. В дальнейшем стоит учесть, что для промышленных и торговых предприятий нужно применять разные критерии оценки, потому что для торговли ставка единого налога составит 7,2% от товарооборота, а не от наценки.
Для производственных предприятий – плательщиков НДС о безусловной целесообразности перехода на эту систему можно говорить при условии, что рентабельность составляет больше 25%. В этом случае общая сумма уплаченных налогов выше единого налога даже без учета отчислений на заработную плату.
При низшем уровне рентабельности необходимо учитывать и размеры зарплаты с отчислениями на нее. Ниже представлена таблица 1.6 предельных значений рентабельности и заработной платы для плательщиков НДС, которым целесообразно переходить на упрощенную систему налогообложения.
Все значения
приведены в процентах к выручке от реализации
без НДС. Рентабельность определена как
отношение прибыли к расходам. Ставка
отчислений на заработную плату – 37,5%.
Ставка налога на прибыль – 30%.
Снижение рентабельности без изменения удельного веса зарплаты, уменьшения зарплаты при неизменной рентабельности, уменьшения обоих показателей – все эти три варианта приведут к нецелесообразности применения упрощенной системы налогообложения.
Для оценки своих данных можно воспользоваться таблицей таким образом:
- определить рентабельность за 9 месяцев текущего года как отношения балансовой прибыли к расходам;
- найти удельный вес расходов на оплату
труда как отношение расходов на оплату
труда за счет всех источников предприятия
к объему реализации без НДС;
Информация о работе Пути усовершенствования деятельности ЧП «Крымпродснаб»