Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012 годы.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма расходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Объектом дипломной работы являются бюджетные расходы России и Республики Дагестан.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ бюджетов субъектов Российской Федерации;
- изучение основных понятий и классификации расходов бюджета;
- анализ расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012гг.;
- исследование оптимизационных мероприятий структуры бюджетных расходов.

Файлы: 1 файл

Мусаев С. Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Расходная часть  государственного бюджета - это процесс выделения и использования средств, которые собираются в бюджетах всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Формирование  структуры расходов государственного бюджета происходит под влиянием большого количества как внутренних, так и внешних факторов. Самыми важными факторами являются следующие:

- уровень развития  производственных сил и производственных  отношений;

- социально-экономическая  ситуация в стране.

Кроме того, существенной влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.

Расходы государства  могут производиться в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, то есть безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования являются его основными признаками, отличающими от предоставления ссуд и кредитов. Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в их обязательном возмещении. Однако это не означает отсутствие контроля за рациональным использованием средств со стороны государства. Порядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода.

Бюджеты субъектов РФ стоят на втором уровне бюджетной системы, но это не умаляет их значение. Именно от данных бюджетов зависит то, как будут развиваться конкретные регионы, как в них будет жить и работать население. Региональный бюджет отражает конкретное положение субъекта РФ. От него зависит, на решение, каких задач будут направлены средства. А характеризуют региональный бюджет его доходы и расходы.

Актуальность  дипломной работы связана с тем, что достижение основных направлений  бюджетной политики, утверждаемые Правительством РФ, происходит путем выбора такой стратегической политики, при которой возможно получение максимального эффекта от проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. А, кроме того, все эти задачи должны решаться еще на стадии планирования расходов при составлении бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому, в условиях ограниченных ресурсов бюджетной системы России и Республики Дагестан, вопросы, поднятые в данной дипломной работе, являются актуальными.

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012 годы.

Предметом дипломной  работы является совокупность теоретических  и практических аспектов механизма  расходной части бюджетной системы Российской Федерации.

Объектом дипломной  работы являются бюджетные расходы  России и Республики Дагестан.

Задачами дипломной  работы является:

- рассмотрение  теоретических основ бюджетов  субъектов Российской Федерации;

- изучение основных  понятий и классификации расходов бюджета;

- анализ расходов  бюджетной системы Российской  Федерации и Республики Дагестан  за 2009-2012гг.;

- исследование  оптимизационных мероприятий структуры  бюджетных расходов.

Структура дипломной  работы. Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка литературы..

В первой главе  нами рассматриваются основные понятия, связанные с функционирование бюджетной  системы Российской Федерации. В  частности, мы изучаем особенности  бюджетов субъектов России, а также  исследуем основные источники финансирования расходов государственного бюджета.

Во второй главе  мы анализируем расходную составляющую бюджетной системы Российской Федерации  и Республики Дагестан за 2009-2012 гг. Исследуем  динамику этих расходов, а также  составляем прогнозную характеристику расходной части бюджета на краткосрочную перспективу.

В третьей главе  мы исследуем основные пути оптимизации  структуры бюджетных расходов.

В заключение дипломной работы подводятся итоги о проделанной работе.

 

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ, ЕГО ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

1.1. Особенности бюджетов субъектов Российской Федерации

Государственный бюджет занимает основную позицию в  финансовой системе. Государственный  бюджет - это основная часть дохода страны, используемая для финансирования экономики, социальных и культурных мероприятий, поддержания оборонной промышленности и содержания государственного аппарата. Без использования государственного бюджета невозможен прогресс, это также касается развития науки и производства. С помощью   финансирования за счет государственного бюджета в стране происходит научно-технический прогресс, результаты которого приносят пользу национальной экономике, а также осуществляется поддержка экономически отсталых регионов страны. Поддержка осуществляется путём предоставления субсидий, льгот и трансфертов.

Бюджет субъекта РФ - это баланс доходов и расходов состоящий из двух частей:

-доходная часть, в которую входит список денежных поступлений;

-расходная часть, которая включает в себя все типы расходов государства;

Если расходы приравниваются к доходам, то такой бюджет является сбалансированным. Если  расходы больше доходов, то это считается бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит бывает двух видов: временный и хронический. При временном дефиците расход не превышает десять процентов доходной доли бюджета. При хроническом дефиците, расходы перевешают доходную долю бюджета на двадцать процентов, на протяжении долгого времени. Бюджетный профицит - доход, значительно превышающий расходы.

Рассмотрим  три уровня бюджетов:

-федеральный бюджет, с помощью которого государство осуществляет свои полномочия в различных сферах деятельности и областях;

-бюджеты субъектов Российской Федерации, являются своеобразной моделью прихода и расхода денежных средств, которые предназначены для реализации задач, поставленных перед государством;

-местные бюджеты - модель прихода  и расходов денежных средств, которые предназначаются для осуществления задач и целей органов муниципальной власти;

Вышеперечисленные уровни в сочетании с внебюджетными  фондами представляют собой консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет - это свод всех уровней бюджетной системы России на определенной территории. Не смотря на обобщенность бюджетной системы России, вышестоящие бюджеты не поглощают бюджеты, находящиеся уровнем ниже. Каждый из бюджетов функционирует независимо от других бюджетов. Местные бюджеты вместе со своими доходами и расходами не причастны к бюджету субъектов РФ. В свою очередь бюджеты субъектов не включены в федеральный бюджет. Денежные средства могут браться из федерального или регионального бюджета для реализации поставленных целей и задач бюджетов более низких уровней. В государственном масштабе такое перераспределение денежных средств между бюджетными уровнями позволяет использовать финансовые ресурсы России более рационально. Распределение финансовых ресурсов страны по разным уровням бюджета дает возможность определенным органам государственного управления формировать оптимальную финансовую базу, с помощью которой власти могут исполнять свои обязанности и полномочия. Финансовые ресурсы распределяются для реализации четко поставленных целей, учитывая функции каждого из уровней управления.

Межбюджетные  отношения базируются на следующих  правилах:

- размещение  расходов бюджетов и закрепление  их на соответствующих уровнях бюджетной системы России;

- распределение  по временным нормативам регулирующих  доходов;

- равенство  между субъектами РФ относительно  бюджетных прав;

- бюджетные  права муниципальных образований;

- уравнивание  бюджетной обеспеченности между субъектами России

- равноправие   всех бюджетов Российской Федерации  с федеральным бюджетом;

- равенство  местных бюджетов и бюджетов  субъектами РФ;

Каждый год  согласно закону в структуре бюджета  на каждом уровня должно проводиться  утверждение нижеприведенных показателей:

1) совокупный  объем доходов, дефицита бюджета  и превышения доходов над расходами;

2) ожидаемые  доходы бюджета в сегменте  подгрупп, групп и статей доходов  бюджетной классификации РФ;

3) показатели  отчислений в бюджеты прочих  уровней от управляющих источников доходов;

4) затраты бюджета  по индексам функциональной классификации;

5) капитальные  затраты бюджета, например, бюджета  развития, а также нынешние затраты  бюджета;

6) размеры и  список внутренних заимствований  по данным источников внутреннего финансового обеспечения дефицитов бюджетов;

7) назначение  выделенных бюджетных средств  непосредственным получателям бюджетных  средств согласно с ведомственным  устройством расходов этого бюджета;

8) нормы, статьи, которые определяют специфику  управления отношений между бюджетами в очередном финансовом году.

Главные требования, выдвигаемые к формированию бюджетов на любом уровне такие:

1) единая правовая  база;

2) учет бюджетных  доходов в полной мере;

3) равновесие  бюджета;

4) экономия  и эффективное использование бюджета;

У всех субъектов  Российской Федерации есть свои бюджеты. Бюджет субъекта Российской Федерации  или региональный бюджет - это модель формирования и расхода денежных средств, спроектированная на финансовый год, используемая для выполнения расходных обязательств этого субъекта Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации - различные типы административно-территориальных и государственных образований. Именно поэтому бюджет субъекта представляет собой разновидность бюджетов. В частности, республиканский бюджет (республик РФ), областной, окружной, краевой, и бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Группа из региональных бюджетов занимает второй уровень российской бюджетной системы. В бюджетной системе второго уровня путем бюджетной классификации, выделяются средства, учитывая расходные обязательства субъектов РФ. С помощью региональных бюджетов государство проводит как экономическую, так и социальную политику. Государство предоставляет органам регионального управления денежные средства для финансирования социальных и экономических программ (промышленность, сельское хозяйство, охрана природных ресурсов, строительство и т.д.).

Изучая работу федеральных органов и деятельность органов власти субъектов РФ, можно  сделать вывод, что значительная роль отводится в большей степени регионам,  а, следовательно, увеличивается сфера влияния регионов. Исходя из этого, можно смело утверждать, что бюджеты субъектов РФ очень важны для благосостояния всего государства и народа. Именно бюджеты субъектов,  а не федеральные бюджеты в полной мере отражают реальное состояние, в котором находиться регион.

1.2. Понятие и классификация расходов бюджета

Финансовая  составляющая выполнения функций, возложенная  на органы государственной власти, является ключевым моментом для всех звеньев бюджетной системы Российской Федерации. Система расходов бюджета строится в зависимости от характера этих функций.

Как гласит Бюджетный  Кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ), формирование бюджетных расходов всех уровней бюджетной системы России выполняется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными действующим законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, выполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно осуществляться в очередном финансовом году за счет финансов соответствующих бюджетов.

В зависимости  от экономического содержания бюджетные расходы делятся на капитальные и текущие расходы.

Капитальные бюджетные  расходы - это часть бюджетных расходов, которые обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность, куда входят статьи расходов, предназначенные для вложений во вновь создаваемые или уже действующие (существующие) юридические лица в соответствии с принятой инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных займов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на осуществление капитального ремонта и остальные расходы, направленные на расширенное воспроизводство, расходы, связанные с созданием или увеличением имущества, находящегося в собственности у Российской Федерации, субъектов РФ и других, а также другие бюджетные расходы, которые входят в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией бюджетных расходов РФ.

Внутри капитальных  бюджетных расходов составляется бюджет развития. Его условия и порядок  формирования устанавливаются федеральным  законом.

Текущие бюджетные  расходы - это часть бюджетных расходов, которая финансирует текущее функционирование органов: местного самоуправления, государственной власти; бюджетных структур, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным сферам экономики в виде субсидий, дотаций и субвенций на текущее функционирование и остальные бюджетные расходы, которые не входят в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Информация о работе Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры