Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012 годы.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма расходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Объектом дипломной работы являются бюджетные расходы России и Республики Дагестан.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ бюджетов субъектов Российской Федерации;
- изучение основных понятий и классификации расходов бюджета;
- анализ расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012гг.;
- исследование оптимизационных мероприятий структуры бюджетных расходов.

Файлы: 1 файл

Мусаев С. Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Разделение  бюджетных расходов на капитальные  и текущие проводится экономической классификацией бюджетных расходов РФ.

В процессе выполнения бюджета всех уровней происходит расходование средств бюджета на разрешение различных вопросов. Расходование бюджетных средств является показателем  экономической политики субъекта, показывает эффективность функционирования, как государства в целом, так и субъекта.

Под расходами  необходимо понимать выплачиваемые  из бюджета финансовые средства, за вычетом средств, которые в соответствии с Бюджетным Кодексом являются источниками  финансирования дефицита бюджета.

Затраты бюджета  субъекта Российской Федерации определяются таким образом, чтобы гарантировать  субъектам выполнение установленных  для них полномочий (с учетом заданных уровнем минимальной бюджетной  обеспеченности и уровнем расходов на предоставление государственных услуг регионального уровня).

Расходные обязательства  субъекта Российской Федерации возникают  в результате:

- принятия законов  и (или) других правовых нормативных  актов субъекта, а также заключения  от его имени (им самим) соглашений (договоров) при выполнении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения этих субъектов;

- принятия законов  и (или) других правовых нормативных  актов субъекта РФ, а также  заключения от имени субъекта (им самим) соглашений (договоров) при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения;

-заключения  от имени субъекта РФ соглашений (договоров) бюджетными структурами  этого субъекта;

-принятия законов  и (или) других правовых нормативных актов субъекта Российской Федерации, включающих в себя предоставление из бюджета субъекта межбюджетных трансфертов в порядке и форме, предусмотренных БК РФ, в том числе субвенций бюджетам местных субъектов на выполнение расходных обязательств муниципальных структур в связи с уполномочиванием органов местного самоуправления особыми государственными полномочиями субъектов;

- принятия законов  и (или) других правовых нормативных  актов органов государственной  власти субъектов при выполнении органами государственной власти этих субъектов переданных им полномочий Российской Федерации.

В соответствии с функциями и задачами органов  власти субъекта РФ главные средства бюджетных доходов применяются  по следующим направлениям на выполнение мероприятий:

- финансовое  обеспечение органов исполнительной  и законодательной власти субъекта  РФ;

- погашение  и обслуживание внешнего и  внутреннего долга субъекта РФ;

- обеспечение  воплощения региональных целевых  программ;

- развитие и  содержание объектов и учреждений, которые находятся в ведение органов власти субъекта РФ;

- формирование  государственной собственности;

- обеспечение  выборов, СМИ;

- финансовая  помощь местным бюджетам и  т.д.

Функциональные  виды расходов, связанные с осуществлением полномочий финансируются исключительно из бюджетов субъектов РФ:

1. Обеспечение  работы органов представительной (законодательной) и исполнительной  власти субъектов РФ;

2. Погашение  и обслуживание государственного  долга субъектов РФ;

3. Обеспечение  воплощения целевых региональных программ;

4. Образование  государственной собственности  субъектов РФ;

5. Осуществление  внешнеэкономических и международных  связей субъектов РФ;

6. Развитие и  содержание учреждений, предприятий  и организаций, которые находятся  в ведении органов государственной  власти субъектов РФ;

7. Финансовая  помощь местным бюджетам;

8. Обеспечение выполнения отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

9. Возмещение  дополнительных расходов, возникших  из-за решений, которые были  приняты органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, приводящих к повышению бюджетных расходов или снижению бюджетных доходов местных бюджетов.

Органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  могут исполнять и устанавливать  расходные обязательства, связанные  с разрешением вопросов, которые  не входят в компетенцию органов местного самоуправления, федеральных органов государственной власти и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ законами субъекта РФ и федеральными законами, только в случае наличия соответствующих средств бюджета субъекта РФ.

Совместно за счет финансов бюджетов субъектов РФ, финансов федерального бюджета и финансов местных бюджетов финансируются такие функциональные виды расходов как:

- государственная  поддержка промышленных сфер (кроме  атомной энергетики), строительства и строительной сфер, водоснабжения и газификации, сельского хозяйства, речного и автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и связи, метрополитенов;

- обеспечение  деятельности правоохранительного  порядка; 

- обеспечение  противопожарной безопасности;

- опытно-конструкторские,  научно-исследовательские и проектно-изыскательские  работы, обеспечивающие научно-технический  прогресс;

- обеспечение  соцзащиты населения; 

-обеспечение  охраны и воспроизводства природных  ресурсов, окружающей среды, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение  ликвидации последствий и предупреждения  стихийных бедствий и чрезвычайных  ситуаций межрегионального масштаба;

-развитие инфраструктуры  рынка; 

-обеспечение  развития национальных и федеративных отношений;

-обеспечение  работы избирательных комиссий  субъектов Федерации согласно  действующему законодательству  РФ;

- обеспечение  деятельности СМИ; 

-остальные расходы,  которые находятся в совместном  ведении РФ,  муниципальных структур  и субъектов Федерации.

Закрепление и  распределение расходов между бюджетами  различных уровней бюджетной  системы выполняется по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов  и утверждаются согласно соответствующим  законам о бюджетах, либо по согласованию государственного органа власти субъекта РФ и местных органов самоуправления, которые находятся на территории этого субъекта.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не могут устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением проблем, которые относятся к компетенции федеральных органов государственной власти, кроме  случаев, установленных федеральными законами.

В зависимости  от экономического содержания бюджетные  расходы делятся на капитальные  и текущие. Первые делают возможным текущую работу региональных органов государственной власти и бюджетных структур регионального уровня, государственную поддержку отдельных сфер экономики в соответствии с целевыми региональными программами, финансовую помощь муниципальным структурам, осуществление внешнеэкономических и международных связей субъектов Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга субъектов, и другие всевозможные расходы, которые не являются частью капитальных; вторые -  инвестиционную и инновационную деятельность в соответствии с установленными адресными целевыми инвестиционными программами.

Как и в федеральном  бюджете, в бюджетах субъектов применяется  функциональная классификация, то есть разделение расходов на разделы, подразделы, виды расходов и целевые статьи.

Финансы от возврата государственных займов, бюджетных  кредитов, а также деньги, получаемые от реализации имущества и другого  обеспечения, переданного получателями бюджетных займов и муниципальных  или государственных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в виде обеспечения обязательств по бюджетным займам и муниципальным или государственным гарантиям, указываются в составе бюджетных расходов со знаком «минус».

Бюджетные займы  бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета  предоставляются в случае отсутствия просроченной задолженности данных органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом. Финансовые поступления из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетные займы  бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, в случае которых в 2-х из 3-х последних отчетных годах доля этих дотаций в общем объеме собственных доходов была больше 50 % на протяжении 3-х финансовых лет, начиная с очередного финансового года, выдаются при условии подписания и следования условиям соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности задействования бюджетных средств и повышению неналоговых и налоговых доходов бюджета субъекта РФ.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется в составе федерального бюджета для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и в соответствии с единой методикой распределяется между субъектами РФ, которая утверждается Правительством РФ. Размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ высчитывается путем умножения объема данного Фонда, подлежавшего утверждению на нынешний финансовый год, на ожидаемый в следующем финансовом году инфляционный уровень. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам РФ, степень расчетной бюджетной обеспеченности которых не больше уровня, принятого как критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Данный уровень  определяется как соотношение между  расчетными налоговыми доходами на одного человека, который может получить консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, исходя из структуры экономики или налоговой базы и уровня развития и таким же показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с принятием во внимание структуры населения, географических, социально-экономических, климатических и любых других объективных условий и факторов, оказывающих влияние на стоимость оказания одного и того же объема бюджетных услуг из расчета на одного человека.

Для предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации  субсидий для долевого финансирования программ по инвестициям для развития общественной инфраструктуры регионального значения, поддержания уже образованных субъектами РФ фондов муниципального развития как составной части федерального бюджета может быть сформирован Федеральный фонд регионального развития. В целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для долевого финансирования первостепенных по социальной значимости расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, составной части федерального бюджета, может быть сформирован Федеральный фонд совместного финансирования затрат на социальные нужды. Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут быть выданы бюджетные займы на период до одного года в размере, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на следующий финансовый год.

Объекты госсобственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть внесены в федеральную инвестиционную адресную программу, целевые федеральные программы на этапе составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на следующий финансовый год.

1.3. Источники финансирования расходов государственного бюджета

Для выполнения своих функций и финансирования расходов государственный бюджет должен располагать устойчивой базой. С  этой целью часть чистого дохода, формируемого в обществе, изымается в бюджет.

Формы и методы образования доходов изменяются под воздействием многих объективных  факторов, среди которых особое влияние  оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и  финансовой науки.

Основными источниками финансирования бюджетных расходов являются:

- государственное  имущество, общегосударственные  ресурсы, за пользование которыми  могут взиматься определенные  взносы;

- обязательные  платежи физических и юридических  лиц, взимаемых в виде различных  налоговых платежей и сборов;

- привлеченные  ресурсы в форме государственных  займов, доходов от реализации  ценных бумаг и т.д.

В соответствии с бюджетной классификацией все  виды бюджетных доходов делятся  на три основные группы: налоговые  и неналоговые платежи, отчисления в социальные фонды.

Налоговые платежи  являются основным источником финансирования расходов государственного бюджета  Российской Федерации. Под налогами понимаются обязательные безвозмездные  и безвозвратные платежи в  бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации. Поступления от налогов включают также любое взимание с юридических и физических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг.

Информация о работе Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры