Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012 годы.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма расходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Объектом дипломной работы являются бюджетные расходы России и Республики Дагестан.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ бюджетов субъектов Российской Федерации;
- изучение основных понятий и классификации расходов бюджета;
- анализ расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012гг.;
- исследование оптимизационных мероприятий структуры бюджетных расходов.

Файлы: 1 файл

Мусаев С. Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Налоговые доходы, как и все доходные источники  бюджета, делятся на текущие и  капитальные налоговые доходы. Текущие  налоговые доходы включают все доходные невозвратные поступления в бюджет, представленные безвозмездными потоками денежных средств, поступающими в сектор государственного управления от осуществления текущей хозяйственной деятельности или получения личного дохода налогоплательщиками.

К капитальным  налоговым доходам относят налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами.

Налоговые доходы классифицируют также в зависимости  от объекта обложения или в  соответствии с источниками возникновения  налоговых обязательств. Объектом обложения  могут выступать: имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах предусматривает возникновение обязанности по уплате налога.

В зависимости  от объекта обложения бюджетная  классификация определяет следующие  виды налоговых платежей:

- прямые налоги  на доходы, прибыль и прирост  капитала;

- налоги, взимаемые  с фонда оплаты труда;

- внутренние налоги на товары и услуги;

- налоги на  собственность (налоги на имущество);

- доходы от  внешней торговли и внешнеэкономических  операций;

- прочие налоги, сборы и пошлины.

В целом, налоги имеют фискальное, экономическое  и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание инфраструктуры и т.д., в этом проявляется их экономическое значение. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.д.

Одним из видов  доходов консолидированного бюджета  государства являются неналоговые  доходы. Неналоговые платежи - это альтернативные источники финансирования расходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг.

Неналоговые платежи  классифицируются по характеру поступления  в бюджет и включают в первую очередь  возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров. К ним можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль или проценты, получаемые от национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода.

Кроме возмездных поступлений, к неналоговым платежам относятся безвозмездные поступления  в виде штрафов, санкций и различного рода конфискантов, а также все  добровольные невозвратные текущие  поступления в бюджет из негосударственных  источников от физических и юридических лиц. В эту группу входят также поступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Неналоговые платежи  по характеру воспроизводства делятся  на текущие и капитальные. К текущим  налоговым доходам относятся  возмездные, невозвратные платежи в бюджет.

Капитальные налоговые  доходы и обязательные платежи представлены двумя группами:

- доходами от  реализации государственного имущества,  акций и продажи нематериальных  активов;

- доходами от  реализации государственных резервов.

Источником  государственных доходов могут  быть также и государственные  займы. Они используются не только для  покрытия бюджетного дефицита, но и  для финансирования различных капитальных  затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики.

Еще одним методом  мобилизации государственных доходов  является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство  прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления  не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.

С переходом  на рыночные основы хозяйствования и  начавшейся приватизацией несколько  увеличились поступления от неналоговых  источников. К ним прежде всего относятся доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды), доходы от продажи или сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций. Они могут полностью или частично включаться в доход бюджета или направляться на нужды развития соответствующих предприятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что источником финансирования государственных расходов являются доходы бюджета, а именно: государственное имущество, общегосударственные  ресурсы, за пользование которыми могут взиматься определенные взносы; обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых в виде различных налоговых платежей и сборов; привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и т.д.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2009-2012ГГ

2.1. Динамика расходов  бюджетной системы Российской  Федерации по различным статьям за 2009-2012гг.

Проанализируем  динамику расходов бюджетной системы  России за 2009-2011 гг. Принятие бюджетных правил привело к сокращению бюджетных ассигнований федерального бюджета к началу 2012 года на 2,3 п.п. ВВП. В то же время при отсутствии пояснительной записки к законопроекту оценить изменения функциональной структуры бюджетных расходов можно лишь приблизительно, с учетом экспертного распределения объемов закрытой части. В целом обращает на себя негативный тренд к увеличению закрытых статей в общем объеме федерального финансирования. Так, если в 2006-2009 гг. закрытую часть составляли в среднем 10-12% совокупных расходов федерального бюджета, то в ближайшую трехлетку темпы роста закрытых статей поистине впечатляют: в 2010 г. - 13,3%, в 2011 г. - 17,7%, за первое полугодие 2012 г. - 22,8%. Данная тенденция, безусловно, ухудшает читаемость и прозрачности бюджета, снижает мотивацию участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов, и создает почву для коррупции.

В таблице 1 представлена оценка объемов общих расходов федерального бюджета в 2009-2012 гг. в процентах ВВП.

Таблица 1

Динамика расходов федерального бюджета в 2009-2012 гг., в % к ВВП

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Первое полугодие 2012 г.

Отклонение за первое полугодие 2012 г. к 2009 г.

в п.п. ВВП

% в реальном  исчислении

Расходы (без  учета условно утвержденных), всего

21,1

20,1

18,7

17,9

-2,2

-3,4%

в том числе

           

Общегосударственные вопросы

1,4

1,4

1,2

1,1

-0,3

-12,0%

Национальная  оборона

3,1

3,2

3,4

3,7

+0,6

37,7%

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

3,0

3,1

2,9

2,6

-0,4

-3,9%

Национальная  экономика

2,9

2,6

2,4

2,1

-0,8

-17,6%

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,2

0,2

0,2

0,1

-0,1

-28,8%

Охрана окружающей среды

0,04

0,04

0,04

0,03

-0,01

-1,2%

Образование

1,0

0,9

0,8

0,7

-0,3

-20,1%

Культура и  кинематография

0,2

0,1

0,1

0,1

-0,1

-9,2%

Здравоохранение

1,0

0,8

0,6

0,4

-0,6

-49,4%

Социальная  политика

6,4

6,0

5,6

5,5

-0,9

-2,4%

Физическая  культура и спорт

0,1

0,1

0,04

0,04

-0,06

-37,6%

СМИ

0,1

0,1

0,1

0,06

-0,1

-43,8%

Обслуживание  государственного и долга

0,6

0,6

0,6

0,6

0,0

10,6%

Межбюджетные  трансферты общего характера

0,9

1,0

0,8

0,7

-0,2

-11,9%

Условно утвержденные

-

-

0,5

0,9

-

-


Источник: Минфин, расчеты  ИЭП

 

Единственной  статьей положительного прироста расходов в относительно выражении на ближайшую трехлетку является финансирование национальной обороны - на 0,6 п.п. ВВП и на 37,7% в реальном исчислении за первые 6 месяцев 2012 г. относительно уровня 2009 г. Необходимо отметить, что темпы роста расходов на национальную оборону с 3,1% ВВП в 2009 г. до 3,7% ВВП в 2012 г. существенно превышают темпы роста ВВП, увеличивается и их доля в общем объеме расходов федерального бюджета.

В реальном исчислении отмечается сокращение расходов федерального бюджета по всем разделам функциональной классификации, кроме расходов на обслуживание государственного долга, которые возросли в 2012 г. на 10,6% относительно 2009 г. По остальным разделам наибольшее снижение объемов финансирования в реальном исчислении относительно уровня 2009 г. зафиксировано по следующим разделам: «Здравоохранение» - на 49,4%, «СМИ» - на 43,8%, «Физическая культура и спорт» - на 37,6%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 28,8%. При этом в долях ВВП лидерами по сокращению являются «Социальная политика» (0,9 п.п. ВВП), «Национальная экономика» (0,8 п.п. ВВП), «Здравоохранение» (0,6 п.п. ВВП). По разделам «Охрана окружающей среды», «Культура и кинематография», «Физическая культура и спорт», СМИ объем расходов в начале 2012 г. относительно ВВП сократился в наименьшей степени - в пределах 0,1 п.п. ВВП к уровню 2011 г., что можно объяснить отсутствием потенциала для сокращения расходов на экологию, культуру, спорт (без учета расходов на Сочи-2011), общая сумма которых по каждому году не превышают 200 млрд руб.

Последовательное  сокращение дефицита федерального бюджета  в течение всего трехлетнего  периода позволяет удержать объем  расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга на уровне 2009 г. (0,6% ВВП).

Динамика расходов федерального бюджета, по разделу «Общегосударственные вопросы», в 2010-2012 гг. разнонаправлена. В 2010 г. объем бюджетных ассигнований по данному разделу в абсолютном выражении увеличивается на 6,3% от объемов 2009 г., затем в 2011 г. расходы сокращаются на 3,8% относительно предыдущего года, а в первом полугодии 2012 г. вновь растут на 3,1% относительно 2011 г. (см. табл. 2).

Таблица 2

Общегосударственные расходы федерального бюджета

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение

2012 г. к 2009 г., % в реальном исчислении

Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы»

860,6

914,7

880,9

907,8

-12,0

в том числе  по статьям

         

-функционирование  Президента Российской Федерации

8,0

12,7

12,5

12,5

30,3

- функционирование  законодательных (представительных) органов госвласти

8,9

9,7

10,1

10,2

-4,4

- функционирование  Правительства РФ, высших исполнительных  органов гос. власти

3,3

3,5

3,6

3,6

-9,0

- судебная система

120,7

129,6

133,8

134,6

-7,0

-обеспечение  деятельности финансовых, налоговых  и таможенных органов и органов  финнадзора

214,3

219,6

217,6

217,0

-15,5

- обеспечение  проведения выборов и референдумов

4,6

7,7

7,2

7,2

30,6

- международные  отношения и международное сотрудничество

102,3

122,4

108,3

109,9

-10,4

- государственный  материальный резерв

13,4

12,0

10,7

10,8

-32,8

- фундаментальные  исследования

83,2

101,0

105,7

107,8

8,1

в т.ч. поддержка  гос. академий наук и их региональных подразделений

73,4

76,3

78,8

79,0

-10,2

- резервные  фонды

5,7

5,7

5,7

5,7

-16,6

- прикладные  научные исследования

13,5

12,0

9,8

10,7

-33,9

в т.ч. субсидии бюджетным учреждениям

9,4

8,1

8,2

8,2

-27,2

- другие общегосударственные  вопросы

166,9

188,6

166,5

188,4

-5,8


Источник: Минфин, расчеты  ИЭП

 

В реальном исчислении отмечается наращивание расходов по статьям  «функционирование Президента Российской Федерации» - на 30,3%, «обеспечение проведения выборов и референдумов» - на 30,6%, «фундаментальные исследования» - на 8,1% относительно 2009 г. Наибольшее сокращение расходов федерального бюджета в реальном исчислении по статьям «государственный материальный резерв» - на 32,8 % и «прикладные научные исследования» - на 33,9 % в 2012 г. относительно 2009 г.

В разрезе статей расходов можно отметить тенденцию к росту  расходов в 2009-2012 гг. на обеспечение деятельности органов государственной власти в абсолютном значении в среднем на 7% в начале 2012 г. относительно уровня расходов федерального бюджета в 2009 г., за исключением незначительного на 2,0 млрд руб. сокращения расходов в 2011-2012 гг. на финансирование финансовых, таможенных и налоговых органов.

Как правило, повышение расходов в 2010 г. связано с увеличением  бюджетных ассигнований на оплату труда  относительно 2009 г. практически по всем органам государственной власти, которые финансируются по данному  разделу.

Например, расходы на выплату  персоналу полномочных представителей и аппарата Президента в федеральных округах должны вырасти на 77,8% - с 0,9 млрд руб. в 2009 г. до 1,6 млрд руб., в 2010 г., фонд оплаты труда депутатов ГД и их помощников увеличивается на 6,3 % - с 1,6 млрд руб. в 2009 г. до 1,7 млрд руб. в 2010 г. В 2011-2012 гг. расходы на выплату персоналу по обеспечению деятельности органов государственной власти, в основном, сохраняются в абсолютном выражении на уровне 2010 г.

Значительно увеличиваются  в 2010 г. расходы федерального бюджета на обеспечение проведения выборов и референдумов - на 67,4% относительно предыдущего года, вероятно, в связи с новым порядком назначения высших должностных лиц субъектов РФ.

Мы считаем, что рост бюджетных ассигнований, направляемых на международное взаимодействие в 2010 г. вырос на 20,1 млрд руб. в сравнении с предыдущим годом, с последующим снижением до 108-109 млрд руб. в 2011-2012 гг. По данной статье предполагается в 2013 году увеличение расходов на оказание финансовой помощи в целях социально- экономического развития Республик Южная Осетия с 2,5 млрд руб. в 2009 г. до 2,8 млрд руб. в 2013 г.

Расходы федерального бюджета  на оказание финансовой помощи Республики Абхазия в 2010 г. в абсолютном значении сохранились на уровне 2009 г. - 1,9 млрд руб. Более чем в 2,5 раза в сравнении с 2009 г. увеличены расходы федерального бюджета на строительство объектов за пределами РФ в 2010 г. до 5,1 млрд руб.

В 2011-2012 гг. расходы на оказание помощи республики Абхазия и Южная Осетия, а также на строительство объектов за рубежом, выполнены в абсолютном выражении на уровне 2010 г.

Информация о работе Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры