Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:33, курсовая работа
Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012 годы.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма расходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Объектом дипломной работы являются бюджетные расходы России и Республики Дагестан.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ бюджетов субъектов Российской Федерации;
- изучение основных понятий и классификации расходов бюджета;
- анализ расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012гг.;
- исследование оптимизационных мероприятий структуры бюджетных расходов.
Налоговые доходы, как и все доходные источники бюджета, делятся на текущие и капитальные налоговые доходы. Текущие налоговые доходы включают все доходные невозвратные поступления в бюджет, представленные безвозмездными потоками денежных средств, поступающими в сектор государственного управления от осуществления текущей хозяйственной деятельности или получения личного дохода налогоплательщиками.
К капитальным
налоговым доходам относят
Налоговые доходы классифицируют также в зависимости от объекта обложения или в соответствии с источниками возникновения налоговых обязательств. Объектом обложения могут выступать: имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах предусматривает возникновение обязанности по уплате налога.
В зависимости от объекта обложения бюджетная классификация определяет следующие виды налоговых платежей:
- прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;
- налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;
- внутренние налоги на товары и услуги;
- налоги на
собственность (налоги на
- доходы от
внешней торговли и
- прочие налоги, сборы и пошлины.
В целом, налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание инфраструктуры и т.д., в этом проявляется их экономическое значение. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.д.
Одним из видов доходов консолидированного бюджета государства являются неналоговые доходы. Неналоговые платежи - это альтернативные источники финансирования расходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг.
Неналоговые платежи классифицируются по характеру поступления в бюджет и включают в первую очередь возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров. К ним можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль или проценты, получаемые от национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода.
Кроме возмездных
поступлений, к неналоговым платежам
относятся безвозмездные
Неналоговые платежи
по характеру воспроизводства
Капитальные налоговые доходы и обязательные платежи представлены двумя группами:
- доходами от
реализации государственного
- доходами от
реализации государственных рез
Источником государственных доходов могут быть также и государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для финансирования различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики.
Еще одним методом
мобилизации государственных
С переходом на рыночные основы хозяйствования и начавшейся приватизацией несколько увеличились поступления от неналоговых источников. К ним прежде всего относятся доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды), доходы от продажи или сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций. Они могут полностью или частично включаться в доход бюджета или направляться на нужды развития соответствующих предприятий.
Таким образом, можно сделать вывод, что источником финансирования государственных расходов являются доходы бюджета, а именно: государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за пользование которыми могут взиматься определенные взносы; обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых в виде различных налоговых платежей и сборов; привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и т.д.
Проанализируем динамику расходов бюджетной системы России за 2009-2011 гг. Принятие бюджетных правил привело к сокращению бюджетных ассигнований федерального бюджета к началу 2012 года на 2,3 п.п. ВВП. В то же время при отсутствии пояснительной записки к законопроекту оценить изменения функциональной структуры бюджетных расходов можно лишь приблизительно, с учетом экспертного распределения объемов закрытой части. В целом обращает на себя негативный тренд к увеличению закрытых статей в общем объеме федерального финансирования. Так, если в 2006-2009 гг. закрытую часть составляли в среднем 10-12% совокупных расходов федерального бюджета, то в ближайшую трехлетку темпы роста закрытых статей поистине впечатляют: в 2010 г. - 13,3%, в 2011 г. - 17,7%, за первое полугодие 2012 г. - 22,8%. Данная тенденция, безусловно, ухудшает читаемость и прозрачности бюджета, снижает мотивацию участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов, и создает почву для коррупции.
В таблице 1 представлена оценка объемов общих расходов федерального бюджета в 2009-2012 гг. в процентах ВВП.
Таблица 1
Динамика расходов федерального бюджета в 2009-2012 гг., в % к ВВП
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Первое полугодие 2012 г. |
Отклонение за первое полугодие 2012 г. к 2009 г. | ||
в п.п. ВВП |
% в реальном исчислении | |||||
Расходы (без учета условно утвержденных), всего |
21,1 |
20,1 |
18,7 |
17,9 |
-2,2 |
-3,4% |
в том числе |
||||||
Общегосударственные вопросы |
1,4 |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
-0,3 |
-12,0% |
Национальная оборона |
3,1 |
3,2 |
3,4 |
3,7 |
+0,6 |
37,7% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
3,0 |
3,1 |
2,9 |
2,6 |
-0,4 |
-3,9% |
Национальная экономика |
2,9 |
2,6 |
2,4 |
2,1 |
-0,8 |
-17,6% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
-0,1 |
-28,8% |
Охрана окружающей среды |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,03 |
-0,01 |
-1,2% |
Образование |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
-0,3 |
-20,1% |
Культура и кинематография |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
-0,1 |
-9,2% |
Здравоохранение |
1,0 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
-0,6 |
-49,4% |
Социальная политика |
6,4 |
6,0 |
5,6 |
5,5 |
-0,9 |
-2,4% |
Физическая культура и спорт |
0,1 |
0,1 |
0,04 |
0,04 |
-0,06 |
-37,6% |
СМИ |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,06 |
-0,1 |
-43,8% |
Обслуживание государственного и долга |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,0 |
10,6% |
Межбюджетные трансферты общего характера |
0,9 |
1,0 |
0,8 |
0,7 |
-0,2 |
-11,9% |
Условно утвержденные |
- |
- |
0,5 |
0,9 |
- |
- |
Источник: Минфин, расчеты ИЭП
Единственной статьей положительного прироста расходов в относительно выражении на ближайшую трехлетку является финансирование национальной обороны - на 0,6 п.п. ВВП и на 37,7% в реальном исчислении за первые 6 месяцев 2012 г. относительно уровня 2009 г. Необходимо отметить, что темпы роста расходов на национальную оборону с 3,1% ВВП в 2009 г. до 3,7% ВВП в 2012 г. существенно превышают темпы роста ВВП, увеличивается и их доля в общем объеме расходов федерального бюджета.
В реальном исчислении отмечается сокращение расходов федерального бюджета по всем разделам функциональной классификации, кроме расходов на обслуживание государственного долга, которые возросли в 2012 г. на 10,6% относительно 2009 г. По остальным разделам наибольшее снижение объемов финансирования в реальном исчислении относительно уровня 2009 г. зафиксировано по следующим разделам: «Здравоохранение» - на 49,4%, «СМИ» - на 43,8%, «Физическая культура и спорт» - на 37,6%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 28,8%. При этом в долях ВВП лидерами по сокращению являются «Социальная политика» (0,9 п.п. ВВП), «Национальная экономика» (0,8 п.п. ВВП), «Здравоохранение» (0,6 п.п. ВВП). По разделам «Охрана окружающей среды», «Культура и кинематография», «Физическая культура и спорт», СМИ объем расходов в начале 2012 г. относительно ВВП сократился в наименьшей степени - в пределах 0,1 п.п. ВВП к уровню 2011 г., что можно объяснить отсутствием потенциала для сокращения расходов на экологию, культуру, спорт (без учета расходов на Сочи-2011), общая сумма которых по каждому году не превышают 200 млрд руб.
Последовательное сокращение дефицита федерального бюджета в течение всего трехлетнего периода позволяет удержать объем расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга на уровне 2009 г. (0,6% ВВП).
Динамика расходов федерального бюджета, по разделу «Общегосударственные вопросы», в 2010-2012 гг. разнонаправлена. В 2010 г. объем бюджетных ассигнований по данному разделу в абсолютном выражении увеличивается на 6,3% от объемов 2009 г., затем в 2011 г. расходы сокращаются на 3,8% относительно предыдущего года, а в первом полугодии 2012 г. вновь растут на 3,1% относительно 2011 г. (см. табл. 2).
Таблица 2
Общегосударственные расходы федерального бюджета
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение 2012 г. к 2009 г., % в реальном исчислении | |
Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» |
860,6 |
914,7 |
880,9 |
907,8 |
-12,0 |
в том числе по статьям |
|||||
-функционирование
Президента Российской |
8,0 |
12,7 |
12,5 |
12,5 |
30,3 |
- функционирование
законодательных ( |
8,9 |
9,7 |
10,1 |
10,2 |
-4,4 |
- функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов гос. власти |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
3,6 |
-9,0 |
- судебная система |
120,7 |
129,6 |
133,8 |
134,6 |
-7,0 |
-обеспечение
деятельности финансовых, налоговых
и таможенных органов и |
214,3 |
219,6 |
217,6 |
217,0 |
-15,5 |
- обеспечение
проведения выборов и |
4,6 |
7,7 |
7,2 |
7,2 |
30,6 |
- международные
отношения и международное |
102,3 |
122,4 |
108,3 |
109,9 |
-10,4 |
- государственный материальный резерв |
13,4 |
12,0 |
10,7 |
10,8 |
-32,8 |
- фундаментальные исследования |
83,2 |
101,0 |
105,7 |
107,8 |
8,1 |
в т.ч. поддержка гос. академий наук и их региональных подразделений |
73,4 |
76,3 |
78,8 |
79,0 |
-10,2 |
- резервные фонды |
5,7 |
5,7 |
5,7 |
5,7 |
-16,6 |
- прикладные научные исследования |
13,5 |
12,0 |
9,8 |
10,7 |
-33,9 |
в т.ч. субсидии бюджетным учреждениям |
9,4 |
8,1 |
8,2 |
8,2 |
-27,2 |
- другие общегосударственные вопросы |
166,9 |
188,6 |
166,5 |
188,4 |
-5,8 |
Источник: Минфин, расчеты ИЭП
В реальном исчислении отмечается наращивание расходов по статьям «функционирование Президента Российской Федерации» - на 30,3%, «обеспечение проведения выборов и референдумов» - на 30,6%, «фундаментальные исследования» - на 8,1% относительно 2009 г. Наибольшее сокращение расходов федерального бюджета в реальном исчислении по статьям «государственный материальный резерв» - на 32,8 % и «прикладные научные исследования» - на 33,9 % в 2012 г. относительно 2009 г.
В разрезе статей расходов можно отметить тенденцию к росту расходов в 2009-2012 гг. на обеспечение деятельности органов государственной власти в абсолютном значении в среднем на 7% в начале 2012 г. относительно уровня расходов федерального бюджета в 2009 г., за исключением незначительного на 2,0 млрд руб. сокращения расходов в 2011-2012 гг. на финансирование финансовых, таможенных и налоговых органов.
Как правило, повышение расходов
в 2010 г. связано с увеличением
бюджетных ассигнований на оплату труда
относительно 2009 г. практически по всем
органам государственной
Например, расходы на выплату персоналу полномочных представителей и аппарата Президента в федеральных округах должны вырасти на 77,8% - с 0,9 млрд руб. в 2009 г. до 1,6 млрд руб., в 2010 г., фонд оплаты труда депутатов ГД и их помощников увеличивается на 6,3 % - с 1,6 млрд руб. в 2009 г. до 1,7 млрд руб. в 2010 г. В 2011-2012 гг. расходы на выплату персоналу по обеспечению деятельности органов государственной власти, в основном, сохраняются в абсолютном выражении на уровне 2010 г.
Значительно увеличиваются в 2010 г. расходы федерального бюджета на обеспечение проведения выборов и референдумов - на 67,4% относительно предыдущего года, вероятно, в связи с новым порядком назначения высших должностных лиц субъектов РФ.
Мы считаем, что рост бюджетных ассигнований, направляемых на международное взаимодействие в 2010 г. вырос на 20,1 млрд руб. в сравнении с предыдущим годом, с последующим снижением до 108-109 млрд руб. в 2011-2012 гг. По данной статье предполагается в 2013 году увеличение расходов на оказание финансовой помощи в целях социально- экономического развития Республик Южная Осетия с 2,5 млрд руб. в 2009 г. до 2,8 млрд руб. в 2013 г.
Расходы федерального бюджета на оказание финансовой помощи Республики Абхазия в 2010 г. в абсолютном значении сохранились на уровне 2009 г. - 1,9 млрд руб. Более чем в 2,5 раза в сравнении с 2009 г. увеличены расходы федерального бюджета на строительство объектов за пределами РФ в 2010 г. до 5,1 млрд руб.
В 2011-2012 гг. расходы на оказание помощи республики Абхазия и Южная Осетия, а также на строительство объектов за рубежом, выполнены в абсолютном выражении на уровне 2010 г.
Информация о работе Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры