Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012 годы.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма расходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Объектом дипломной работы являются бюджетные расходы России и Республики Дагестан.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ бюджетов субъектов Российской Федерации;
- изучение основных понятий и классификации расходов бюджета;
- анализ расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012гг.;
- исследование оптимизационных мероприятий структуры бюджетных расходов.

Файлы: 1 файл

Мусаев С. Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Возросли расходы на финансирование ФЦП «Развитие образования на 2011-2012 г.» с 11,7 млрд руб. в 2009 г. до 17,7 млрд руб. в 2010 году за счет увеличения бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности в федеральные государственные учреждения вузовского и послевузовского образования и на жилищно-коммунальное хозяйство.

Наибольшее сокращение расходов федерального бюджета было зафиксировано по группе программ «Дальний Восток» в связи с закрытием ряда ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2010 г.». В 2009 г. объем финансирования этой ФЦП составлял 67,9 млрд руб., в том числе расходы на развитие г. Владивостока - 12,9 млрд руб., и бюджетные ассигнования на взносы в уставные капитала акционерных обществ - 25,0 млрд руб. Несмотря на то, что срок действия программы определен до 2010 г., на финансирование программы в федеральном бюджете заложено 14,0 млрд руб. в виде субсидий на финансирование капитального строительства государственной собственности, на весь 2012 г. финансирование программы не предусмотрено.

Необходимо  отметить негативную тенденцию сокращения доли расходов на ФЦП в общем объеме расходов федерального бюджета в последующие три года с 8,1% в 2009 г. до 6,0% в начале 2012 г. В настоящее время до введения программного бюджета ФЦП являются наиболее действенным инструментом программного управления бюджетным процессом, а значит, сокращение доли расходов, распределяемым по ФЦП, можно признать нецелесообразным с точки зрения решения задачи управления бюджетными расходами по результатам.

2.2. Анализ планируемых расходов по отдельным направлениям финансирования в 2013-2015гг

Теперь проанализируем расходы бюджетной системы Российской Федерации по отдельным направлениям финансирования. В частности, мы рассмотрим финансирование межбюджетных трансфертов, расходы на национальную оборону, расходы на образование и расходы социальную политику.

Расходы в части выделения межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации

Проект Закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предполагает постепенное сокращение в номинальном выражении к уровню 2012 г. общей суммы трансфертов, выделяемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации. Планируемые объемы ежегодного сокращения - на 5-9% ежегодно - существенно отличаются от темпов снижения общего объема трансфертов в первом квартале 2012 г. к уровню 2011 г.

Планируемая динамика по отдельным видам межбюджетных трансфертов существенно различается. В бюджетных проектировках заложен  заметный рост объема дотаций, выделяемых из федерального бюджета регионам, с 502,3 млрд руб. в 2012 г. до 602,0 млрд руб. в 2013 г. (на 19,9% в номинальном выражении или на 13,6% в реальном). Далее в 2014-2015 гг. планируется некоторое сокращение объемов на 1,6-1,7% ежегодно. Однако следует Дотаций достигается, прежде всего, за счет увеличения сумм дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Рост данного вида трансфертов запланирован в 2012 г. на уровне 78,7% в номинальном выражении или 69,4% в реальном.

Дополнительное  увеличение финансовой помощи субъектам Российской Федерации в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности в 2013-2015 годах на 100,0 млрд руб. ежегодно связано с увеличением расходных обязательств субнациональных бюджетов в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

В 2015гг. объем ФФПР планируется сохранить на уровне 2013 г. В результате объем ФФПР в 2013 г. оказывается на 11,1% меньше в реальном выражении по сравнению с уровнем 2010 г. В 2014-2015 гг. в отсутствии дальнейшей индексации снижение в реальном выражении продолжится. При этом потребность в финансовых ресурсах для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ как минимум не уменьшается.

В целом тенденция  к увеличению объемов дотаций  и их доли в общей сумме межбюджетных трансфертов (планируется увеличение этой доли с 37,0% в 2012 г. до 50% в 2014-2015 гг.) является положительной.

В 2013-2015 гг. планируется  заметное сокращение объема субсидий: на 25,6% в номинальном выражении  в 2013 г., на 21,3% в 2014 г. и на 4,3% в 2015 г. В результате их доля в общей сумме межбюджетных трансферов должна снизиться с 37,8% в 2012 г. до 24,6% в 2015 г. При этом бюджетные проектировки предусматривают снижение количества субсидий с 104 в 2012 г. до соответственно 93, 81 и 70 видов в 2013-2015 гг. В целом тенденция к сокращению количества видов субсидий и их доли в общем объеме федеральных трансфертов должна оцениваться как положительная. Существующая система большого количества разрозненных субсидий, чей общий объем по некоторым направлениям не превышает 1 млрд руб. существенно снижает эффективность и прозрачность российской системы межбюджетных отношений в первую очередь с точки зрения чрезмерного ограничения свободы принятия решений региональными властями на фоне несовпадения в ряде случает федеральных и региональных приоритетов (т.е. федерация не может правильно определить, что действительно нужно жителям того или иного региона). Однако предлагаемое сокращение количества субсидий представляется явно недостаточным.

В 2013-2015 гг. планируется также некоторое сокращение объемов субвенций (на 12,6% в 2013 г. к уровню 2012 г. и далее на 4-5% в год в 2014-2015 гг.) и более существенное снижение иных МБТ (на 15,9% в 2013 г. к уровню прошлого года, на 14,1% в 2014 г. и на 7,0% в 2015 г.). Заметное сокращение объемов иных МБТ связано, в том числе, с консолидацией выделяемых федерацией бюджетам ЗАТО дотаций и иных межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры в единый межбюджетный трансферт, предоставляемый в форме дотации.

Расходы на национальную оборону

В 2013 г. по разделу 02 «Национальная оборона» классификации расходов предусматривается ассигновать 2 трлн 141 млрд руб. (3,22% ВВП), что в номинальном выражении на 14,8% больше ассигнований текущего года (в соответствии с законом о федеральном бюджете № 48-ФЗ от 5.06.2012), но при этом существенно меньше планировавшихся на 2013 г. в проекте трехлетнего бюджета год тому назад 2 трлн 329 млрд руб. с приростом в 20,5%. Меньший прирост расходов по этому разделу наблюдался лишь в послекризисном 2010 г. - 7,1%. В текущем году по этому разделу ассигновано законом о бюджете по состоянию на начало октября 1 трлн 865 млрд руб. или 3,08% ВВП. Кроме Минобороны России, крупнейшими распорядителями открытой части средств бюджета этого раздела будут Минпромторг и Минфин России (соответственно, 28 млрд и 23 млрд руб.).

Внутри раздела «Национальная оборона» сильнее всего возрастут расходы по подразделу «Вооруженные силы Российской Федерации» - на 17,3%, достигнув 1 трлн 636 млрд руб., и расходы на оборонные НИОКР - на 16,1% (198 млрд руб.) при сокращении расходов по подразделам «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» и «Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества» на 7 и 12%, соответственно.

Расходы подраздела «Вооруженные силы Российской Федерации» на содержание военнослужащих в 2013 г. возрастут по сравнению с текущим годом на 5% до 344 млрд руб. (0,52% ВВП). Ассигнования на пенсионное обеспечение Министерству обороны по разделу «Социальная политика» возрастут на 1% до 255 млрд руб. (0,38% ВВП), что противоречит заявленному в законе № 309-ФЗ от 8.11.2011 г. и продублированному в указе президента № 604 от 7.05.2012 г. механизму их ежегодного индексирования на 2% без учета инфляции и может быть объяснено избыточным финансированием этой статьи в текущем 2012 году.

Таким образом, в разделе «Национальна оборона» наблюдается наращивание капитальных расходов при сдерживании роста текущих расходов, что переносит положительный эффект от расходов на дальнюю перспективу с соответствующими рисками для обороноспособности страны и тем самым ставит ее под вопрос в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Расходы раздела 03 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» вырастут на 9,9% до 2 трлн 30 млрд руб. (3,05% ВВП), при этом расходы по 5 подразделам, в т. ч. «Органы безопасности», сократятся на 3,1-11,6%. Продолжится прирост расходов подраздела «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности» - на 258%, при пятикратном росте в текущем году. Ассигнования на пенсионное обеспечение по линии МВД составят 149 млрд руб. (0,22% ВВП), увеличившись на 2% относительно текущего года.

Расходы силового блока суммарно по разделам 02 и 03 составят 4 трлн 171 млрд руб. или 6,27% ВВП и 31,16% (32,18% - непроцентных) расходов федерального бюджета на 2013 г.

Расходы на образование

Расходы на образование  федерального бюджета в 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. запланированы в следующих объемах (см. табл. 5):

Таблица 5

Расходы федерального бюджета на образование в 2013 г. и  на плановый период 2014-2015 гг. (тыс. руб.)

 

2013

2014

2015

ОБРАЗОВАНИЕ

605 667 539,40

547 728 956,50

572 587 621,70

Дошкольное  образование

7 564 839,40

6 025 493,40

5 680 811,30

Общее образование

67 380 787,50

19 325 189,90

19 047 611,50

Начальное

профессиональное

образование

4 339 408,70

4 469 225,10

4 477 099,60

Среднее профессиональное образование

3 603 306,10

3 625 696,80

3 792 059,10

Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение квалификации

6 407 546,90

6 437 240,10

6 469 233,90

Высшее и  послевузовское

профессиональное

образование

477 238 473,70

484 106 114,10

513 536 938,00

Молодежная  политика и оздоровление детей

5 293 104,70

5 297 267,20

1 035 565,20

Прикладные  научные исследования в сфере  образования

12 521 722,20

9 426 335,00

9 824 604,70

Другие вопросы  в сфере образования

21 318 350,20

9 016 394,90

8 723 698,40


Источник: Минфин России

Запланированные расходы федерального бюджета на образование, таким образом, составят 0,91% ВВП в 2013 году, 0,74%ВВП - в 2014 г. и 0,69% ВВП - в 2015 г. Соответственно, планируется существенное сокращение расходов федерального бюджета на образование как доли от валового внутреннего продукта на протяжении всего планового периода (почти на четверть).

Доля расходов ФБ на образование также сокращается  по отношению к общему объему его  расходов: с 4,5% в 2013 г. до 3,6% в 2015 г. (в 2014 г. - 3,9%).

Расходы социальную политику

Статьей 10 проекта  федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее - законопроект) как и соответствующей статьей проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» не предусмотрен рост реального содержания практически всех социальных гарантий, являющихся расходными обязательствами Российской Федерации, на 2013 год: уровень индексации размера данных социальных гарантий составляет 5,5%, что соответствует ожидаемому уровню инфляции на 2013 год6.

Замораживание реального содержания распространяется на такие социальные гарантии как:

-материнский (семейный) капитал,

-государственные пособия гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьей 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,

-пособия, предусмотренного Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 128-ФЗ «О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)»,

-ежегодная денежная выплата гражданам, награжденным знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России»,

-суммы, выплачиваемые по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета.

Динамика расходов федерального бюджета в целом  и на социальную политику приведет к тому, что в 2013 году доля расходов на социальную политику в расходах федерального бюджета уменьшится на 0,97 п.п. с 35,10% до 34,13% всех расходов федерального бюджета.

Среди реальных расходов на социальную политику в 2013 г. будут расти расходы на:

-охрану семьи и детства (прирост в 2013 г. 20,2%, в 2012г. - 19,0%),

-другие вопросы в области социальной политики (прирост в 2013 г. - 17,6%, в 2012 г. - снижение на 3,8%),

-социальное обслуживание населения (3,0% в 2013 г., 7,8% в 2012 г). Расходы на пенсионное обеспечение в 2013 г. сократятся в реальном выражении на 4,3%, тогда как в 2012 г. их рост был самым заметным среди расходов на социальную политику - 26,0%. На 6,5% снизятся расходы на социальное обеспечение населения. Продолжится снижение расходов на прикладные научные исследования в области социальной политики, которое составит в 2013 г. 11,9%.

Прирост расходов на социальную политику в 2013 г. в основном был достигнут за счет прироста расходов на охрану семьи и детства и пенсионное обеспечение (см. табл. 6).

Вышеописанные изменения привели к изменению  структуры расходов на социальную политику:

-увеличившаяся до 71,7% от всех расходов на социальную политику доля расходов на пенсионное обеспечение в 2013 г. снижается до 71,3%,

-снизившаяся в 2012 г. доля расходов на социальное обеспечение начинает восстанавливаться,

-продолжается снижение доли расходов на социальное обеспечение населения в общих расходах на социальную политику,

-удельный вес расходов на охрану семьи и детства в 2013 г. вырос (см. табл. 7).

Таблица 6

Прирост расходов федерального бюджета на социальную политику в начале 2012 г. и 2013 г. по сравнению с предыдущим годом.

 

Первые 6 месяцев 2012 г.

2013 г.

 

Млн руб.

%

Млн руб.

%

Социальная  политика в том числе:

947 152,3

100,0

64 005,1

100,0

Пенсионное  обеспечение

701 729,8

74,09

27 787,7

43,41

Социальное  обслуживание населения

990,3

0,10

688,0

1,07

Социальное  обеспечение населения

208 566,2

22,02

-12 199,0

-19,06

Охрана семьи  и детства

35 774,6

3,78

46 327,4

72,38

Прикладные  научные исследования в области  социальной политики

-22,2

0,00

-8,6

-0,01

Другие вопросы  в области социальной политики

113,7

0,01

1 409,6

2,20


Источник: Минфин России

Согласно таблицы 6 можно заметить, что прирост  расходов федерального бюджета на социальную политику в области пенсионного  обеспечения несколько сократится. В то же время заметно вырастет статья «Охрана семьи и детства» и составит в 2013 году 46, 3 миллиона рублей, что на 73% больше, чем за приблизительные данные по окончании 2012 года.

Информация о работе Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры