Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:33, курсовая работа
Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012 годы.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма расходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Объектом дипломной работы являются бюджетные расходы России и Республики Дагестан.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ бюджетов субъектов Российской Федерации;
- изучение основных понятий и классификации расходов бюджета;
- анализ расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012гг.;
- исследование оптимизационных мероприятий структуры бюджетных расходов.
Таблица 7
Структура расходов федерального бюджета на социальную политику в 2011-2013 гг.
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | |
Социальная политика |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|||
Пенсионное обеспечение |
70,98 |
71,73 |
71,27 |
Социальное обслуживание населения |
0,23 |
0,20 |
0,22 |
Социальное обеспечение населения |
23,95 |
23,48 |
22,79 |
Охрана семьи и детства |
4,64 |
4,43 |
5,53 |
Прикладные научные исследования в области социальной |
|||
политики |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Другие вопросы в области социальной политики |
0,19 |
0,15 |
0,18 |
Источник: Минфин России
В таблице 7 показана доля расходов федерального бюджета на ту или иную статью социальной политики. По данным таблицы 7 можно отметить, что большую часть расходов составляет статьи пенсионного обеспечения и охрана семь и детства. Самый низкий процент расходов составляет статья «социальное обслуживание населения.
Проанализируем динамику расходов и доходов бюджета Республики Дагестан.
При рассмотрении
бюджетов субъектов РФ недостаточно
оперировать теоретической
В законе «О бюджете Республики Дагестан на 2011 год» данный бюджет характеризовался следующими данными: доход бюджета был запланирован в размере 21 664 761,1 тыс. рублей; расход составлял 23 242 657,4 тыс. рублей. Данные суммы означают, что на 2011 год бюджет Дагестана был принят с дефицитом. Его сумма составила 1 577 896,3 тыс. рублей.
Общий объем
доходов бюджета Республики Дагестан
на 2011 год был запланирован в сумме
21 664 761,1 тыс. рублей, в том числе
объем безвозмездных
В 2011 году в бюджет
Республики Дагестан планировалось
зачислить 10 процентов прибыли
В законе «Об исполнении бюджета Республики Дагестан» сумма доходов составила 19 996 017,2 тыс. рублей, что на 1 668 743,9 тыс. рублей меньше запланированного объема. Налоговые и неналоговые доходы составили 11 414 786,6 тыс. рублей, среди них:
Налоги на прибыль - 5 660 891,9 тыс. рублей;
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ - 1 215 885,8 тыс. рублей;
Налоги на совокупный доход - 396 190,5 тыс. рублей;
Налоги на имущество - 1 844 837,5 тыс. рублей;
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 279 395,7 тыс. рублей;
Государственная пошлина - 1 054,7 тыс. рублей;
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам - 6 417,5 тыс. рублей;
Доходы от имущества,
находящегося в государственной
и муниципальной собственности
Платежи при пользовании природными ресурсами - 262 822,7 тыс. рублей;
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 1 603 219,2 тыс. рублей;
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов - 50 291 тыс. рублей;
Административные платежи и сборы - 450,9 тыс. рублей;
Штрафы, санкции, возмещение ущерба - 10 400 тыс. рублей;
Прочие неналоговые доходы - 39 386,5 тыс. рублей;
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет - 17 339,8 тыс. рублей;
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет - (-) 178 278,6 тыс. рублей.
Доход бюджета Республики Дагестан за 2011 год по безвозмездным поступлениям составил 8 581 230,6 тыс. рублей. В данную сумму входят такие доходы как:
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ - 8 394 895,7 тыс. рублей;
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций - 59 071,9 тыс. рублей;
Прочие безвозмездные поступления - 127 263 тыс. рублей.
Как видно из
вышеизложенных данных, основную массу
среди доходов данного бюджета
составили безвозмездные
Что касается расходов, то, как указывалось выше, их объем планировался в сумме 23 242 657,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 1 141 095,9 тыс. рублей. На практике данная цифра составила 22 882 795,5 тыс. рублей. Дефицит бюджета Республики Дагестан составил 2 886 778,3 тыс. рублей.
Таблица 8
Доходы и расходы бюджета Республики Дагестан за 2011 г.
Позиция |
Наименование статьи |
План, тыс. руб. |
Исполнение, тыс. руб. |
1 |
Всего расходов |
23 242 658,0 |
22 882 820,0 |
2 |
Межбюджетные трансферты |
8 598 398,0 |
7 531 932,0 |
3 |
Социальная политика |
4 058 239,0 |
4 410 505,5 |
4 |
Национальная экономика |
3 119 197,5 |
3 232 595,5 |
5 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
2 336 431,3 |
2 727 828,8 |
6 |
Общегосударственные вопросы |
1 797 726,1 |
1 385 108,5 |
7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 446 381,6 |
1 495 978,3 |
8 |
Образование |
1 303 118,0 |
1 311 597,1 |
9 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
520 493,0 |
666 565,8 |
10 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
57 474,0 |
114 101,5 |
11 |
Охрана окружающей среды |
5 199,0 |
608,5 |
Источник: О бюджете Республики Дагестан на 2011 год: закон Республики Дагестан от 4 декабря 2008 года N 1240-ЗРК // Законодательное Собрание Республики Дагестан. М., 2011.
Данные по разделам расходов исходя из таблицы 8, представлены на рисунке 1:
Рис. 1. Расходы бюджета РД
Как видно из рисунка 1, фактическое исполнение расходов бюджета Республики Дагестан сложилось ниже планового из-за разделов «Межбюджетные трансферты» и «Общегосударственные вопросы». По остальным же разделам фактические расходы оказались выше запланированных.
Хорошим показателем является то, что расходы по здравоохранению, физической культуре и спорту стоят на четвертом месте по объему расходования. Так как это выражает заботу о здоровье населения данного субъекта.
Среди межбюджетных трансфертов можно выделить субсидии на следующие цели:
Проведение мероприятий в соответствии с Бюджетной целевой программой «Адресная социальная помощь»;
Приобретение оборудования и ремонт объектов муниципальных учреждений здравоохранения;
Государственную
поддержку внедрения
Обеспечение противопожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях;
Улучшение питания обучающихся 1-5 классов общеобразовательных учреждений и т.д.
Важно отметить, что исполнение бюджета и по доходам и по расходам оказалось ниже запланированного. А межбюджетные трансферты оказались как основным объемом доходов, так и расходов.
Итак, мы выяснили, что в настоящее время в расходах бюджетной системы Российской Федерации преобладают статьи, которые, при должном поступлении средств из бюджета не выполняются или выполняются не полностью. Необходимо разобраться в проблемах структуры бюджетных расходов, оптимизируя механизм расходной части. Во всем мире возникают проблемы при составлении или исполнении бюджета, не составляют исключения и бюджеты субъектов РФ. Причем отрицательные моменты присутствуют как в бюджете в целом, так и в доходах его, так и в расходах. Рассмотрим основные моменты оптимизации структуры бюджетных расходов.
В последние годы финансовая система Российской Федерации переживает серьезный кризис. Во многом он является следствием экономического кризиса. Конкретные признаки проявления кризиса финансовой системы довольно широки. Это прежде всего наличие огромного ежегодного дефицита государственного бюджета.
В связи с вышеизложенным, политика государственных расходов как составная часть бюджетной политики в будущем должна формироваться под воздействием следующих критериев:
1. Приоритетное
развитие реального сектора
2. Сохранение
социальной направленности
3. Финансирование
целевых государственных
4. Выполнение
заключенных международных
Вообще, смягчение напряженности в бюджетно-налоговой сфере в долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области управления государственными расходами.
Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:
1. Усилить приоритетность
в выборе направлений и
2. В целях
обеспечения отраслям
3. Обеспечить
реструктуризацию доходов
4. Для создания
условий формирования
5. Высвободившиеся бюджетные ресурсы направлять в виде адресных субсидий потребителям услуг соответствующих отраслей - населению и предприятиям.
6. Разработать
механизм перевода убыточных
отраслей на хозяйственный
7. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.
8. Повысить уровень
планирования расходов бюджета
на основе их собственности,
исключения из состава
Расходы бюджета зависят от его доходов, поэтому в области бюджетной политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции, особенно в современных условиях создания единого таможенного и экономического пространства между Беларусью, Россией и Казахстаном.
Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых - обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая - налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:
Информация о работе Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры