Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:33, курсовая работа
Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012 годы.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма расходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Объектом дипломной работы являются бюджетные расходы России и Республики Дагестан.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ бюджетов субъектов Российской Федерации;
- изучение основных понятий и классификации расходов бюджета;
- анализ расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012гг.;
- исследование оптимизационных мероприятий структуры бюджетных расходов.
Сокращены расходы федерального бюджета на создание государственного материального резерва примерно 10% в 2010 г. и в 2011 г. относительно предыдущего года. С учетом уровня инфляции в размере 5,5% в 2010 г и 5,0% в 2011 г. сокращение объема финансирования на создание государственного запаса составит более 15%, что в условиях снижения урожая пшеницы в этом году и прогнозируемым ростом цен на продовольствие вызывает некоторые сомнения в целесообразности данного секвестра.
Расходы на фундаментальную и прикладную науку, финансируемые по разделу общегосударственные вопросы, изменяются несимметрично друг к другу. Так, бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования в 2010-начале 2012 гг. увеличиваются, хотя и неравномерно.
Если в 2010 г. рост расходов составил 18%, то в 2011 г. только 4,5%, а за первые 6 месяцев 2012 г. - 2% в абсолютном выражении относительно предыдущего года. Вырастут расходы и на поддержку государственных академий с 73,4 млрд руб. в 2009 г. до 79,0 млрд руб. в первом квартале 2012 г.
В то же время бюджетные ассигнования на прикладные научные исследования в 2010-2011 гг. сокращаются на 12,5% и 18,4% относительно предыдущего года. Необходимо отметить, что 2/3 расходов на науку направляются в виде субсидий бюджетным учреждениям, т.е. вне конкурсных процедур, предусматривающих выбор лучшего исполнителя по параметрам «цена/качество работ».
По статье «другие общегосударственные вопросы» расходы федерального бюджета в 2010 г. увеличились на 13% в абсолютных величинах относительно 2009 г., в 2011 г. сократились до уровня 2009 г. - 166, 5 млрд руб. и снова в настоящее время растут в 2012 г.
Расходы федерального бюджета, по разделу «Национальная экономика», в 2010-2012 гг. имеют тенденцию к умеренному снижению. В 2010 г. объем бюджетных ассигнований по данному разделу в реальном исчислении снижается на 3,0% от запланированных объемов в 2009 г., а в 2011 г. и начале 2012 г. расходы сокращаются незначительно - на 1,2% и 3,1% относительно предыдущего года (см. табл. 3).
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение 2012 к 2009% в реальном исчислении | |
Расходы по разделу «Национальная экономика» |
1754,1 |
1702,80 |
1682,0 |
1630,3 |
-17,6 |
в том числе по ст. |
|||||
- общеэкономические вопросы |
24,3 |
25,9 |
22,5 |
21,9 |
-24,8% |
- топливно-энергетический комплекс |
46,3 |
24,7 |
4,9 |
4,3 |
-92,3% |
-исследование и использование космического пространства |
34,1 |
47,2 |
35,9 |
47,5 |
16,2% |
-воспроизводство минерально-сырьевой базы |
29,2 |
34,6 |
41,5 |
41,6 |
18,8% |
-сельское хозяйство и рыболовство |
149,5 |
150,5 |
152,7 |
165,6 |
-7,6% |
-водное хозяйство |
21,7 |
24,6 |
22,2 |
22,7 |
-12,7% |
-лесное хозяйство |
27,4 |
29,2 |
31,0 |
31,0 |
-5,6% |
-транспорт |
297,8 |
246,0 |
187,5 |
189,9 |
-46,8% |
-дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
392,0 |
450,1 |
504,4 |
510,9 |
8,7% |
-связь и информатика |
46,6 |
45,8 |
39,6 |
30,9 |
-44,7% |
- прикладные
научные исследования в |
196,9 |
199,2 |
179,3 |
166,5 |
-29,5% |
-другие вопросы
в области национальной |
478,4 |
408,9 |
440,4 |
425,8 |
-25,8% |
Источник: Минфин, расчеты ИЭП
В реальном исчислении в первом квартале 2012 г. растут расходы относительно 2009 г. по статьям: исследование и использование космического пространства на 16,2%, воспроизводство минерально-сырьевой базы на 18,8%, дорожное хозяйство (дорожные фонды) на 8,7%. По остальным статьям раздела «Национальная экономика» объем финансирования из средств федерального бюджета в последующий трехлетний цикл бюджетного планирования сокращается. Наибольшее сокращение расходов федерального бюджета в реальном исчислении в 2012 г. запланировано по статьям топливно- энергетический комплекс - на 92,3%, транспорт - на 46,8%, связь и информатика - на 44,7% в сравнении с 2009 г.
В абсолютном выражении в наибольшей степени урезаны расходы федерального бюджета по топливно-энергетическому комплексу с 46,3 млрд руб. в 2009 г. до 24,7 млрд руб. в 2010 г. (- 46,6%), до 4,9 млрд руб. и 4,3 млрд руб. в 2011 г. и на начало 2012 г. соответственно, в основном за счет сокращения взносов в уставные капиталы, расходов на приобретение дополнительных акций, имущественных взносов в предприятия ТЭК. Значительный рост расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» был зафиксирован в 2010-2011 гг. по статье Дорожное хозяйство (дорожные фонды): в 2010 г. на 14,8%, в 2011 г. - на 12,0% и небольшой прирост в 2012 г. - на 1,2% в сравнении с предыдущими годами. В среднесрочном периоде запланировано увеличение бюджетных ассигнований, направляемых:
-в виде субсидий ГК Росавтодор с 12,8 млрд руб. в 2009 г. до 19,9 млрд руб. в 2011 г. (+58,4%) в рамках ФЦП Развитие транспортной системы;
-на реализацию мероприятий подпрограммы «Автомобильные системы» ФЦП «Развитие транспортной системы на 13,0% в январе - августе 2012 г. относительно 2009 г.;
-на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог в январе - августе 2012 г. в сравнении с 2009 г. почти в два раза до 220,2 млрд руб.
По статье общеэкономические вопросы расходы федерального бюджета в 2010-2012 гг. изменяются разнонаправлено: в 2010 г. зафиксирован незначительный рост относительно 2009 г. - на 6,6%, и сокращение в 2011-2012 гг. на 13,2% и на 2,7% соответственно в сравнении с предыдущим годом.
Также необходимо отметить:
-сокращение доли расходов на реализацию государственных функций в области национальной экономики в общих расходах по данной статье с 31,3% в 2009 г. до 22,0% в начале 2012 г.;
-значительное сокращение расходов на финансирование мероприятий по реализации проектов Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики с 6,0 млрд руб. в 2009 г. до 3,4 млрд руб. в начале 2012 г. (- 43,4%).
Динамика расходов федерального бюджета по статье «Исследование и использование космического пространства» в 2010-2012 гг. показывает рост объема бюджетных ассигнований относительно предыдущего года в 2010 г. на 38,5% относительно 2009 г. и снижение расходов в 2011 г. на 21,4% с последующим ростом за первые 6 месяцев 2012 г. на 32,4% в сравнении с предыдущим годом. Основной объем расходов по данной статье направлялись и направляются на финансирование мероприятий Федеральной космической программы России: 34,1 млрд руб. в 2010 г., 24,5 млрд руб. в 2011 г. и 26,1 млрд руб. в 2012 г.; а также на финансирование ФЦП по развитию системы ГЛОНАСС: 8,6 млрд руб. в 2010 г., 8,3 млрд руб. в 2011 г. и 18,0 млрд руб. в 2012 г.
Существенно были увеличены ежегодные бюджетные ассигнования в течение 2010-2012 гг. относительно 2009 г. по статье воспроизводство минерально-сырьевой базы с 29,2 млрд руб. в 2009 г. до 41,6 млрд руб. в начале 2012 г. Необходимо отметить, что до 90% расходов по данной статье направляются на геологическое изучение недр. В связи с наметившимися тенденциями к снижению добычи нефти на действующих месторождениях рост расходов по данной статье могут рассматриваться как долгосрочные инвестиции в социально- экономическое развитие страны.
В 2010-2012 гг. нами отмечался умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку аграрного сектора, проблемы которого связаны с двумя факторами - вступлением России в ВТО и ростом цен на рынке продовольствия. По статье «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы увеличиваются с 149,5 млрд руб. в 2009 г. до 165,6 млрд руб. в первом квартале 2012 г. (+10,0%). В то же время расходы на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2010-2012 гг. приросли на 14,7% относительно 2009 г. в связи с реализацией новых механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в отношении использования горюче-смазочных материалов и удобрений, кредитования, экспорта.
Также увеличились расходы федерального бюджета в 2010-2012 гг. относительно 2009 г. по статьям «Водное хозяйство» с 21,7 млрд руб. в 2009 г. до 22,7 млрд руб. в первом полугодии 2012 г. (+4,6%) за счет увеличения финансирования ФЦП, и «Лесное хозяйство» - с 27,4 млрд руб. в 2009 г. до 31,0 млрд руб. в 2012 г. (+13,2%). При этом по направлению лесное хозяйство в качестве позитивного сдвига можно отметить сокращение бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности подведомственных учреждений с 4,4 млрд руб. в 2009 г. до 3,8 млрд руб. в 2012 г. и рост расходов, направляемых на реализация отдельных полномочий в области лесных отношений с 19,2 млрд руб. в 2009 г. до 22,3 млрд руб. в 2012 г. (+16,2%).
Значительные сокращения бюджетных ассигнований федерального бюджета были произведены в 2010-2011 гг. по статье «Транспорт»: на 17,2% и 24,0% соответственно относительно предыдущего года. В начале 2012 г. расходы незначительно выросли - на 1,1% в сравнении с 2011 г., но в абсолютном значении объем расходов на транспорт в конце 2012 г. будет ниже уровня 2009 г. приблизительно на 36,4%.
На реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы» приходится 40,7% , 43,9% и 47,1% от общих расходов по данной статье в 2010-2012 гг. соответственно. Снижение объема бюджетных ассигнований в 2010-2011 гг. на транспорт связано с:
-сокращением бюджетных инвестиций в виде взносов в уставные капиталы отраслевых предприятий, в том числе взносов в уставной капитал ОАО РЖД: в 2009 г. - 40,5 млрд руб., 2010 г. - 21,2 млрд руб., 2011 г. - 16,0 млрд руб. и 17,6 млрд руб. в 2012 г.;
-снижением расходов на государственную поддержку железнодорожного транспорта: 2009 г. - 84,2 млрд руб., 2010 г. - 40,2 млрд руб., 2011 г. - 27,8 млрд руб. и 21,5 млрд руб. в 2012 г..
Сокращены объемы бюджетных ассигнований, направляемых в виде субсидий РЖД, на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пригородное сообщение: 2010 г. - 25,0 млрд руб., 2011 г. - 12,5 млрд руб. и 6,2 млрд руб. в начале 2012 г. И хотя обоснованность субсидирования РЖД в целом вызывает сомнение, следует признать, что субсидирование проезда в пригородных поездах имеет выраженный социальный эффект, влияющий на мобильность населения.
В 2010 - начале 2012 гг. было зафиксировано сокращение расходов федерального бюджета по статьям «Связь и информатика» на 34,8% , «Прикладные научные исследования в области национальной экономки» на 15,3% и «Другие вопросы в области национальной экономики» на 11,1% в 2012 г. относительно 2009 г. По направлению научные исследования наибольшее сокращение расходов запланировано по федеральным программам - на 18,2% и по направлению «Научное сопровождение инновационных проектов государственного значения» на 56,6% в реальном исчислении в 2012 г. относительно 2009 г.
По статье «Другие вопросы в области национальной экономики» наибольшее снижение бюджетных ассигнований в среднесрочном периоде было отмечено по следующим направлениям:
-инвестиционный фонд с 65,5 млрд руб. в 2009 г. до 18,3 млрд руб. в 2010 г. (-72,3%) и до 13,5 млрд руб. в начале 2012 г. (-80,0% относительно уровня 2009 г.) в связи с окончанием сроков реализации утвержденных инвестиционных проектов;
-субсидии Государственным компаниям в 2010 г. сохраняются на уровне 2009 г. в объеме около 100 млрд руб. В 2011 г. бюджетные ассигнования на субсидии снижаются на 20,2% относительно предыдущих двух лет, в том числе и за счет сокращения объема расходов на имущественный взнос ГК Олимпстрой в два раза относительно 2010 г. За первые шесть месяцев 2012 г. объем расходов незначительно увеличивается на 6,4% относительно предыдущего года в связи с ростом объема бюджетных ассигнований, направляемых ГК Ростатом на 40,0% относительно предыдущего года.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ в первом квартрале 2012 г. сократился на 24,3% в реальном исчислении относительно 2009 г. по всем группам ФЦП (см. табл. 4), а по группе «Дальний Восток» финансирование в январе - августе 2012 г. через ФЦП было успешно завершено.
Таблица 4
Динамика расходов федерального бюджета, запланированных на реализацию ФЦП, в 2009-2012 гг., в млрд руб.
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение 2012 г. к 2009 г., % в реальном исчислении | |
Объем финансирования ФЦП |
1027,9 |
1 011,7 |
918,4 |
932,6 |
-24,3% |
Объем финансирования по группам ФЦП |
|||||
1. Развитие высоких технологий |
279,3 |
324,7 |
301,0 |
314,1 |
-6,2% |
2. Жилье |
58,6 |
41,9 |
40,9 |
41,1 |
-41,5% |
3.Транспортная инфраструктура |
353,5 |
353,2 |
362,6 |
366,5 |
-13,5% |
4. Дальний Восток |
67,9 |
53,9 |
14,0 |
0 |
-100,0% |
5. Развитие села |
20,4 |
16,1 |
16,2 |
17,8 |
-27,2% |
6.Социальная инфраструктура |
112,1 |
93,8 |
57,1 |
66,7 |
-50,4% |
7. Безопасность |
99,9 |
105,2 |
84,4 |
83,4 |
-30,4% |
8. Развитие регионов |
40,1 |
21,9 |
13,4 |
12,1 |
-74,8% |
9.Развитие государственных институтов |
4,3 |
4,1 |
4,1 |
4,4 |
-14,6% |
Источник: Минфин, Минэкономразвития, расчеты ИЭП.
Структура расходов федерального бюджета по группам ФЦП в среднесрочном периоде сохранилась на уровне 2009 г: наибольшая доля расходов (около 40%) в последующие три года приходится на направление «Транспортная инфраструктура», по которой реализуется только одна ФЦП «Развитие транспорта».
В 2010 -2012 гг. было увеличена доля расходов с 27,2% в 2009 г. до 33,7% по группе «Развитие высоких технологий» в общем объеме расходов на ФЦП, что согласуется с задачами, поставленными Президентом России по обеспечению ускоренного технологического развития. Объем расходов по данной группе возрастает на 12,6% в начале 2012 г. относительно 2009 г., в основном за счет увеличения бюджетных ассигнований по ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» с 20,5 млрд руб. в 2009 г. до 50,3 млрд руб. в 2012 г. В рамках программы ГЛОНАСС были увеличены расходы на исследование и использование космического пространства более чем на 10 млрд руб. в первом квартале 2012 г. относительно 2011 г.
Сокращены расходы федерального бюджета по программам группы «Жилье» на 29,4%, по группе «Развитие села» на 12,8% и по группе «Социальная инфраструктура» на 41,1% в реальном исчислении в первом квартале 2012 г. относительно 2009 г. По группе «жилье» были снижены расходы на ФЦП «Жилище» на:
-обеспечение жильем молодых семей с 5,0 млрд руб. в 2009 г. до 3,5 млрд руб. в начале 2012 г.;
-стимулирование программ жилищного строительства субъектов РФ с 2,4 млрд руб. в 2009 г. до 1,0 млрд руб. в начале 2012 г.;
-модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с 3,9 млрд руб. в 2009 г. до 2,7 млрд руб. в начале 2012 г.;
-мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан с 11,5 млрд руб. в 2009 г. до 8,1 млрд руб. в начале 2012 г.
По группе программ «Развитие села» сокращение расходов федерального бюджета запланировано в связи с окончанием сроков реализации программ в 2009-2010 гг. и перераспределением средств федерального бюджета на реализацию новых программ, таких как «Устойчивое развитие сельских территорий на 2011-2017 гг. и на период до 2020 г.» в 2011-2012 гг. в объеме 9,0 млрд руб. ежегодно и ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель на 2011-2020 гг.» в объеме 7,2 млрд руб. в 2011 г. и 8,8 млрд руб. в первом полугодии 2012 г.
По группе программ «Социальная инфраструктура» необходимо отметить закрытие программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2009 гг.), объем финансирования которой в 2009 г. составлял 10,8 млрд руб. В 2011-2012 гг. бюджетные ассигнования на финансирования аналогичной программы предусмотрено не было.
Информация о работе Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры