Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012 годы.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма расходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Объектом дипломной работы являются бюджетные расходы России и Республики Дагестан.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ бюджетов субъектов Российской Федерации;
- изучение основных понятий и классификации расходов бюджета;
- анализ расходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2009-2012гг.;
- исследование оптимизационных мероприятий структуры бюджетных расходов.

Файлы: 1 файл

Мусаев С. Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Теперь рассмотрим основные моменты оптимизации структуры  расходов бюджета на примере Республики Дагестан.

Основной проблемой, относящейся к получению доходов  региональными бюджетами, является их сравнительно малый объем. Действительно, при исполнении бюджетов субъектов часто можно наблюдать дефицит, так в Республике Дагестан закон о бюджете на 2011 год был принят с дефицитом 1 577 896,3 тыс. рублей. И это несмотря на межбюджетные трансферты и другие доходы.

Решение данной проблемы путем поднятия ставок налогов  не выход, так как в настоящее  время и так большое количество организаций скрывает свои доходы, уклоняясь тем самым от налогов, а повышение ставок приведет только к увеличению количества таких организаций.

Выходом могло  бы стать открытие игровой зоны на территории Дагестана. Это бы привело  к притоку организаций и туристов, а значит - к увеличению доходов, получаемых от налогов. Еще это привело бы к притоку капитала в республику, развитию туристической инфраструктуры, появлению новых рабочих мест и т.д., то есть дало бы толчок развитию Дагестана. Риск увеличения доли преступности присутствует, но данную проблему можно решить правоохранительными органами.

Резервы по увеличению доходов региональных бюджетов в части неналоговых источников находятся в совершенствовании управления принадлежащим Дагестана имуществом. Эффективное использование республиканской собственности может обеспечить бездефицитность регионального бюджета и включение в собственную доходную базу региональных бюджетов воспроизводимых доходов бюджета от государственной собственности.

В настоящее  время практически по всей территории РФ до сих пор сохраняется целый  ряд отрицательных моментов в  области расходования бюджетных  средств. К таким моментам относятся: низкая эффективность использования бюджетных средств; нецелевое расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство

К основным задачам в области совершенствования расходования бюджетных средств можно отнести:

1) обеспечение  приоритетного финансирования социальных  расходов;

2) увеличение  инвестиций в приоритетных областях  экономики;

3) сокращение  расходов по отдельным целевым  статьям расходов и целевым программам;

4) уменьшение  дотаций по покрытие убытков  отдельных отраслей;

5) концентрация  расходов бюджета на затратах, гарантирующих наибольшую большую  отдачу;

6) Сокращение  расходов на содержание государственного  аппарата;

8) Усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Важной проблемой  осуществления целевых бюджетных  расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких  темпов инфляции на современном этапе  развития экономики нашей страны.

Выход в данной ситуации заключается в финансировании ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятиями.

Проанализировав вышесказанное можно утверждать, что проблемы, возникающие как  в части расходов, так и в  части доходов бюджета в некоторой  степени решаемы.

Анализируя  бюджет Республики Дагестан на 2011 год, можно увидеть, что и фактические доходы и фактические расходы оказались ниже запланированных, а именно:

Доходы запланированные - 21 664 761,1 тыс. рублей;

Доходы фактические - 19 996 017,2 тыс. рублей;

Расходы запланированные - 23 242 657,4 тыс. рублей;

Расходы фактические - 22 882 795,5 тыс. рублей.

Среди доходов  налоговые и неналоговые доходы составили 11 414 786,6 тыс. рублей, а доходы по безвозмездным поступлениям составили  в сумме 8 581 230,6 тыс. рублей.

Основную массу среди доходов данного бюджета составили безвозмездные поступления от других бюджетов, налоги на прибыль и налоги на имущество.

Фактическое исполнение расходов бюджета Республики Дагестан сложилось ниже планового из-за разделов «Межбюджетные трансферты» и «Общегосударственные вопросы». По остальным разделам фактические расходы превышают запланированные.

Основная масса  расходов бюджета данного субъекта приходится на такие разделы как: «Межбюджетные трансферты» - 22 82 820 тыс. рублей; «Социальная политика» - 4 410 505,5 тысяч рублей; «Национальная экономика» - 3 232 595,5 тысяч рублей.

К проблемам, связанным  с расходованием регионального  бюджета относятся: низкая эффективность  использования бюджетных средств; нецелевое расходования средств  бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов и т.д.

Решением данных проблем могут стать следующие  действия:

-усиление контроля за использованием бюджетных средств;

-сокращение расходов на содержание государственного аппарата;

-концентрация расходов бюджета на затратах, гарантирующих наибольшую большую отдачу;

-обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов и т.д.

Основной проблемой, относящейся к получению доходов  региональными бюджетами, является их недостаточный для покрытия расходов объем.

К решениям данной проблемы можно отнести совершенствование  управления принадлежащим Дагестана  имуществом. Эффективное использование  республиканской собственности  может обеспечить бездефицитность  регионального бюджета и включение в собственную доходную базу региональных бюджетов воспроизводимых доходов бюджета от государственной собственности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в ходе рассмотрения дипломной работы мы выяснили, что под расходами следует понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета  субъекта РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий. Они возникают в связи с принятием законов и нормативных актов данного субъекта, и заключением от его имени договоров (соглашений) бюджетными учреждениями данного субъекта.

Финансирование  расходов по некоторым видам происходит только за счет бюджета субъекта РФ, а по некоторым возможно совместное финансирование регионального и федерального бюджетов.

Бюджет субъектов РФ регулирует многие аспекты жизни региона. Так или иначе с ним связаны практически все процессы, происходящие в данном субъекте. Но отдельного внимания заслуживают доходы и расходы регионального бюджета.

Под бюджетом субъектов РФ понимается форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Единство бюджетной  системы РФ не подразумевает слияния  или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Каждый бюджет функционирует самостоятельно, но для поддержки бюджетам более  низкого уровня могут передаваться дополнительные ресурсы.

К основным требованиям, предъявляемым к построению бюджетов любого уровня, относятся: единство правовой базы; полнота учета бюджетных  доходов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность  бюджета.

Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных и административно-территориальных образований, то и бюджет субъекта федерации представлены разными видами бюджетов - республиканскими, областными, окружными, краевыми, бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Под доходами бюджета  следует понимать поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений.

Законодательные (исполнительные) органы субъектов  РФ могут вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры  ставок по ним и предоставлять  налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

В дипломной работе нами также были исследованы доходы и расходы бюджета Республики Дагестан.

Фактические доходы и фактические расходы оказались  ниже запланированных: в 2011 году доходы - на 1 668 743,9 тыс. рублей, расходы - на 359 861,9 тыс. рублей.

Основную массу  среди доходов данного бюджета  составили безвозмездные поступления  от других бюджетов, налоги на прибыль  и налоги на имущество. А среди  расходов - разделы «Межбюджетные трансферты», «Социальная политика» и «Национальная экономика».

Основной проблемой, относящейся к получению доходов региональными бюджетами, является их недостаточный для покрытия расходов объем. наиболее эффективным решением данной проблемы является совершенствование управления принадлежащим Республике Дагестан имуществом.

К проблемам, связанным  с расходованием регионального  бюджета относятся: низкая эффективность  использования бюджетных средств; нецелевое расходования средств  бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов и т.д.

Решением данных проблем могут стать следующие действия: усиление контроля за использованием бюджетных средств; сокращение расходов на содержание государственного аппарата; концентрация расходов бюджета на затратах, гарантирующих наибольшую большую отдачу; обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов и т.д.

Важной проблемой  осуществления целевых бюджетных  расходов также является их защищенность от обесценения в условиях высоких  темпов инфляции.

Выход в данной ситуации заключается в финансировании ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Таким образом, бюджеты субъектов РФ сталкиваются с многочисленными проблемами и вопросами, которые требуют тщательного рассмотрения. От выбранного пути решения данных вопросов зависит развитие региона и жизнь его населения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты и законы

  1. Бюджетный Кодекс РФ. М., 2012.
  2. Бюджет Республики Дагестан. 2011.

 
Учебная литература

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика/ Т.А. Агапова, С.Ф.Серегина.- Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, «Дело и Сервис», 2010.
  2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник./ И.М. Александров.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011.
  3. Александрова Е.Н., Аретова Е.В., Пономаренко Е.Е. «Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект» // Финансы и кредит, 2010.
  4. Александрова И.М. Бюджетная система РФ.- М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2010.
  5. Анисимова С.А. «Социально-экономические аспекты бюджетной политики» // Финансы, 2009.
  6. Белоусова О.М. «Управление бюджетной политикой в сфере социальных расходов как важный инструмент инвестиционной стратегии государства» // Ученые записи РГСУ, 2010.
  7. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций/ Бурханова И.В.- М.: Эксмо, 2011.
  8. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2011.
  9. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /Л.Г. Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2010.
  10. Гикиш Л.В. Финансы/ Л.В.Гикиш.- Таганрог: МАУП, 2010.
  11. Глазьев С. «Бюджет-2007: все тот же социально-экономический смысл» // Российский экономический журнал, 2010.
  12. Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- Изд. 2-е, доп. и перераб. / Пол общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изл-во РАГС, 2011.
  13. Государственные финансы // Российская экономика: прогнозы и тенденции 2009.
  14. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы/Г.М.Гукасьян.- Москва: ИНФРА-М, 2008.
  15. Добрынин А.И. Тарасевич Л.С. Экономическая теория/ А.И.Добрынин, Л.С.Тарасевич.- Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2010.
  16. Ермасова, Н.Б. Бюджетная система РФ /Н.Б. Урмасова. - М.: Высшее образование, 2009.
  17. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие/ Ефимова Е.Г. - М.: МГИУ, 2010.
  18. Ефимова С.Б. «Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере» // Финансы и кредит, 2011.
  19. Журавлева Г.П. Теоретическая экономика/ Г.П.Журавлева, Н.Н. Михальчакова.- Политэкономия. Москва: Банки и биржы, ЮНИТИ, 2009.
  20. Кудрин А.Л. «Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики». // Финансы. - 2010.
  21. Мамедов О.Ю. Современная экономика/О.Ю.Мамедов.- Ростов на Дону: «Феникс», 2010.
  22. Методика оценки результативности расходования бюджетных средств// Финансы и кредит. 2010
  23. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / И.М. Мысляева Изд. 2-е, перераб. и дон.- М: ИНФРА-М, 2009.
  24. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко.- М.: Экономисть, 2011
  25. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Т.П. Николаева /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права.- М.: 2011.
  26. Пешкова Х.В. «Принципы осуществления расходов бюджета: некоторые теоретические и практические аспекты» // Финансовое право, 2009.
  27. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. Пособие. - 2-е изд., - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2010.
  28. Токаева Т.И. «О некоторых вопросах совершенствования механизма финансирования социальной сферы» // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2010.
  29. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой.- М.: Финансы и статистика, 2011.
  30. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт-Издат, 2011.
  31. Финансы: учеб.- 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.
  32. Целевые программы как инструмент управления государственными финансами// Финансы. 2009 №4.
  33. Юрьева Т.В., Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. / Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова - М.: 2008.

Информация о работе Расходы бюджетной системы РФ и оптимизация их структуры