Разработка бизнес-плана предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка бизнес-плана по созданию собственной мобильной торговой сети Йошкар-Олинского мясокомбината.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решить такие задачи:
1.Изучить теоретические основы бизнес - планирования;
2.Изучить структуру бизнес-плана;
3.Разработать бизнес-план по формированию мобильной розничной торговой сети в виде современных специально оборудованных автофургонов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы бизнес –планирования
1.1.Цели и задачи бизнес –плана………………………………………………4
1.2.Структура бизнес-плана………………………………………………….. 12
2. Разработка бизнес -плана
2.1. Резюме и описание продукции…………………………………………21
2.2. Оценка рынка сбыта и конкурентов…………………………………..26
2.3. Стратегия и план маркетинга………………………………………….35
2.4. Прогноз объемов продаж……………………………………………….37
2.5. План производства………………………………………………………39
2.6. Организационный план………………………………………………...44
2.7. Юридический план……………………………………………………...50
2.8. Оценка риска и страхование…………………………………………..51
2.9. Финансовый план и сстратегия финансирования………………….53
Выводы………………………………………………………………………...59
Литература…………………………………………………………………….60

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5)Пагиева.docx

— 150.19 Кб (Скачать файл)

Бизнес-план всегда имеет адресата. Важно учитывать, кто является потребителем бизнес-плана. Если это банк, предоставляющий  кредит, то в бизнес-плане необходимо выделить, насколько баланс предприятия  будет ликвиден, каковы потоки движения денежных средств и показатели финансовой зависимости. Если осуществляется поставка оборудования для производства новой  продукции, то следует определить, какова будет эффективность производства, на какие рынки предприятие планирует  выйти, соответствует ли технология, и сделать анализ рынка конкурентов. Если в проекте в том или  ином виде участвует государство, то важен возврат инвестиций в бюджет в виде налоговых платежей.

В каждом конкретном случае необходимо тщательно проанализировать, кто  является основными потребителями  бизнес – плана, для того, чтобы  учесть интересы конкретного потребителя  бизнес-плана.

В наше время бизнес-план становится для предпринимателя все более  важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования  или получить финансирование без  грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный  бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.

Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприя-тия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей и задач. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. То есть в нем описываются основные аспекты будущего предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Таким образом, основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, чего фирма хочет и чего может достичь. План призван показать работникам и потенциальным инвесторам целостность предлагаемого курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого.

Бизнес-план призван ответить на три  ключевых вопроса (рис. 1.1):

 

1. Каково текущее состояние бизнеса?

2. Каково желаемое состояние?

3. Как наиболее эффективно достичь  желаемого состояния?

 

Рис. 1.1. Контуры бизнес-плана

Бизнес-план не является постоянным документом, он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как  с переменами, происходящими внутри предприятия, так и изменениями  на рынке, где действует предприятие, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и  макроэкономический анализ.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей  целью изучение конкретного направ-ления деятельности предприятия (продукта или услуги) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опи-рается на:

- конкретный проект производства  определенного товара (услуг) –  создание нового типа изделий  или оказание новых услуг (особенности  удовлетворения потребностей и  т.д.);

- всесторонний анализ производственно-хозяйственной  и коммерческой дея-тельности, целью которого является выделение его слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных предприятий;

- изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организацион-ных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления, как коммерческим проектом, так и  самим предприятием, осуществляющим этот проект. Ведь благодаря бизнес-плану  у руководства появляется редкая возможность взглянуть на собственное  предприятие как бы со стороны, может  быть, даже глазами придирчивого эксперта. Да и сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических  и организационных вопросов, заставляет «собраться», мобилизоваться, сосре-доточиться.Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Бизнес-анализ внешней среды и текущего состояния предприятия яв-ляется необходимой предпосылкой разработки эффективного плана. Он нацелен на получение и обобщение объективной информации о состоянии предприятия, его соответствия требованиям внешней среды и внутренней организации.

1.2.Структура бизнес-плана

 

Бизнес-план выступает основой бизнес - предложения  при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, используется при приглашении ключевых сотрудников, при подписании контрактов с персоналом фирмы. Он является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме  и структуре.

Он должен быть представлен в форме, позволяющей  заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и  перспективах участия в нем. Поэтому  не существует жестко регламентированной формы его представления и  структуры. Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрывается основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта фирмы и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяются организационная и производственная структуры, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста фирмы. Объем и степень конкретизации разделов плана определяется спецификой компании и области ее деятельности.

В принципе статьи бизнес-плана различных проектов мало отличаются друг от друга.

Структура бизнес - плана выглядит следующим образом:

- краткое  описание бизнеса;

- описание  предприятия и анализ его финансового  состояния;

- описание  планируемой к производству продукции  (приобретаемых фондов, технологии);

- анализ  рынка;

- производственный  план;

- маркетинговый  план;

- финансовый  план;

- организационный  план;

- резюме  бизнес - плана;

- приложения.

Прежде  всего необходимо отметить, что разработка бизнес - плана ни в коем случае не должна носить формального характера. К сожалению, не только потенциальные получатели инвестиций, но и многие инвесторы подходят к данному вопросу достаточно формально: бизнес - план рассматривают как оправдательный документ для выделения средств. На самом деле бизнес - план должен быть «настольной книгой» в процессе реализации проекта для всех заинтересованных сторон; отклонение от прогноза является показателем некомпетентности его разработчиков.

Краткое описание бизнеса

Резюме должно в сжатой форме охватывать основные элементы инвестиционного проекта  и должно быть построено таким  образом, чтобы потенциальный инвестор мог получить информацию по таким  вопросам, как:

- показатели  прибыли на инвестированный капитал;

- спрос  на новую продукцию;

- потенциальная  доля рынка компании до и  после реализации проекта;

- конкурентные  преимущества для достижения  поставленных целей;

- потребности  в финансировании, требуемые условия  привлечения капитала.

Документ  должен содержать следующую основную информацию:

- краткое  описание компании, продукции и  рынков, на которых работает компания;

- краткую  характеристику руководства компании;

- краткую  характеристику основных финансовых  показателей компании за последние 2 - 3 года;

- краткое  описание стратегии развития, инвестиционного  проекта, рисков;

- прогноз  финансового развития на 3 - 5 лет;

- краткое  описание потребности в финансировании, включая объемы, сроки, предлагаемую  структуру капитала и направления  его использования.

Описание  предприятия и его финансового  состояния

Описание  компании включает следующее:

- год  создания;

- юридический  статус;

- описание  развития производственных мощностей,  освоение производства новых  видов продукции, формирование  на предприятии научно - исследовательской  базы;

- описание  производственных площадей, зданий  и сооружений.

Раскрытие данного раздела бизнес - плана показывает, насколько целесообразно инвестировать или ссужать финансовые ресурсы той или иной компании. Для того чтобы инвестор имел представление о финансовом состоянии предприятия, представляются отчеты этой компании за последние 2 - 3 года и на последнюю отчетную дату, а именно: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Для иностранного инвестора финансовые отчеты должны быть в обязательном порядке приведены в соответствие с международными стандартами бухгалтерского учета. В приложениях к отчетам раскрываются принципы отражения операций: начисления износа, оценки запасов и т.д.

На основе представленных отчетов анализируется  финансовое состояние компании в  динамике:

- ликвидность;

- финансовая  зависимость и платежеспособность;

- прибыльность;

- оборачиваемости  ресурсов.

Только после  тщательного исследования финансового  состояния компании можно принимать  окончательное решение об инвестициях. В принципе инвестиционный проект может  быть очень интересным и рентабельным, но если компания, предполагающая реализовать  его, находится в тяжелом финансовом положении, нет никакого смысла реализовывать  проект именно через данное предприятие.

Описание  планируемой к производству продукции

В этом разделе  бизнес - плана необходимо подробно описать продукты и (или) услуги, которые  компания представляет на рынке сегодня  и планирует предложить в будущем. В описании отражается следующая  информация:

- характеристики  продукции (услуг) и маркетинга, систем продвижения и распределения  продукции и (или) услуг;

- недостатки  производимой продукции, а также  ее конкурентные преимущества, обеспечивающие  успех на рынке либо сдерживающие  ее проникновение на рынок.

Желательно  максимально проиллюстрировать  описание графиками и таблицами. В связи с тем, что инвестор может не обладать специальными техническими знаниями, описание продукции должно носить общедоступный характер. Необходимая  техническая документация о новом  продукте (приобретаемом оборудовании) представляется в приложении к бизнес - плану.

Анализ рынка

В данном разделе  должны быть отражены:

- состояние  спроса и предложения на планируемую  к производству продукцию, объем  производства в России или  регионе;

- экономическое,  социальное, инфраструктурное, возможно, и политическое значение данного  производства (строительства) для  развития страны или региона;

- анализ  и расчет ожидаемой доли компании  после выхода на рынок новой  продукции либо после расширения  производства;

- определение  собственной доли рынка;

- потенциальные  конкуренты, их сильные и слабые  стороны, доля рынка конкурентов,  планы их развития и финансовое  состояние (хотя такую информацию  получить достаточно сложно).

Производственный  план

В производственном плане описываются:

- программа  производства и реализации продукции;

- влияние  инвестиции на объемы производства: направлены ли они на закупку  нового или модернизацию существующего  оборудования, предусматривается ли  использование этого кредита  для пополнения оборотных средств;  что повлияет на размеры запасов  и дебиторской задолженности,  т.е. объемы производства должны  быть тесно связаны с направленностью  инвестиций;

- действующая  на предприятии технология производства  и влияние внедрения новых  технологий на объемы производства;

- анализ  основных средств (первоначальная, остаточная стоимость, форма и  норма амортизационных отчислений), их поставщики и условия поставок (аренда, покупка, лизинг), поставщики  сырья и материалов (название, условия  поставок) и ориентировочные цены;

- потенциальные  альтернативные источники снабжения  сырьем и материалами в случае  возникновения проблем у партнеров  предприятия;

- система  управления персоналом на предприятии:  численность работающих, затраты  на оплату труда, квалификация  инженерно - технического персонала и специалистов среднего и высшего звена управления;

- управленческий  учет на предприятии: годовые  затраты на выпуск продукции,  переменные и постоянные затраты,  себестоимость единицы продукции.

В случае если инвестиционный проект предусматривает  строительство объектов недвижимости, в данный раздел включаются следующие  пункты: стоимость строительства; структура  капитальных вложений, предусмотренная  в проектно - сметной документации (в том числе строительно-монтажные работы); затраты на оборудование; прочие затраты.

Информация о работе Разработка бизнес-плана предприятия