Разработка информационно-методического обеспечения аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является разработка методики аудита расчетов с персоналом по заработной плате на примере конкретного предприятия, изучение законодательного регулирования соответствующих расчетов с персоналом, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
Определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
Перечислить основные нормативные документы, регламентирующие расчетов с персоналом по оплате труда;
....

Содержание работы

Введение
1. Цели и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда
2. Нормативные акты, регулирующие объект аудита
3. Информация аудируемого лица
4. Оценка существенности искажений информации
5. Изучение и оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица
6. Оценка аудиторского риска и определение объема выборки
7. Разработка плана и программы аудита расчетов с персоналом по оплате труда
8. Организация выполнения аудиторских процедур и типичные искажения учетной и отчетной информации.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Разработка информационнометодического обеспечения аудита расчетов с персоналом по оп%D (Восстановлен) (Восстановлен) все.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, комплексы  документов, обеспечивающих выполнение функций управления персоналом в учреждениях, организациях, предприятиях и фирмах, характеризуется достаточно чёткой структурой и содержанием в соответствии с целевым назначением, составом и соподчинённостью включаемых в них информационных показателей – персональных данных.

 

4. Оценка существенности  искажения информации

При изучении этой темы следует  в первую очередь усвоить основные понятия, изложенные в федеральном  стандарте аудиторской деятельности ФСАД № 4 «Существенность в аудите» (утв. Постановлением Правительства  РФ от 29.09.2002 г. № 696).

Следует разделять понятия  существенности (материальности, значимости) информации и существенности искажений  информации. 

Существенность  информации - это свойство, которое делает информацию способной влиять на экономические решения пользователя данных бухгалтерской отчетности.   Существенность искажений информации характеризует предельно допустимые отклонения в значениях показателей бухгалтерской отчетности, которые не лишают возможности пользователей этой отчетности делать на ее основе правильные выводы и принимать обоснованные экономические решения.

Оценка существенности информации и ее искажений осуществляется по отчетности в целом, по отдельным  формам отчетности,  по статьям отчетности, по счетам бухгалтерского учета, по отдельным показателям и хозяйственным операциям.

В ФСАД № 4 не приводятся методики оценки существенности. Аудиторским  фирмам рекомендуется для этой цели разрабатывать внутренние аудиторские  стандарты на основе соответствующих  федеральных правил.

В мировой практике существуют два подхода к оценке существенности искажений информации:

  • дедуктивный - первоначально определяется существенность искажений информации бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, которая затем распределяется между значимыми статьями проверяемой отчетности;
  • индуктивный - первоначально рассчитывается существенность искажений по значимым статьям проверяемой отчетности, а затем путем суммирования полученных значений определяется существенность искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

Дедуктивный подход лег  в основу методики расчета существенности искажений информации, приведенной  в отечественном стандарте аудита первого поколения «Существенность  и аудиторский риск». Согласно данной методике для расчета существенности необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать базовые (наиболее значимые) показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности; 
  2. Установить коэффициенты (доли) существенности по каждому из базовых показателей;
  3. Рассчитать существенность искажений информации по отчетности в целом и отдельным ее статьям.

Предлагается рассчитывать данный показатель исходя из установленных  уровней существенности основных показателей  бухгалтерской отчетности:

1) 5% от балансовой прибыли  организации,

2) 2% валового объема  реализации,

3) 2% валюты баланса,

4) 10% собственного капитала (итог 4 раздела бухгалтерского баланса),

5) 2% общих затрат организации.

Определим уровень существенности по отчётности на основании  данных бухгалтерской отчетности ООО «ЗАБОТА» (таблица 4.1) (Приложение 11, 12)

 

 

 

Таблица 4.1

Расчет  уровня существенности

№ 
п/п

Наименование базового показателя

Значение базового показателя, 
тыс. руб.

Доля, %

Значение для нахождения уровня существенности, 
тыс. руб.

1

2

3

4

1

Балансовая прибыль (форма 2, стр. 190)

2262

5

113,1

2

Валовый объем реализации без НДС (форма 2, стр. 010)

106244

2

2124,88

3

Сумма собственного капитала (форма 1, стр. 490)

19910

10

1991

4

Валюта баланса (форма 1, стр. 300)

38722

2

774,44

5

Общие затраты организации (форма 2, стр. 020)

79137

2

1582,74


Расчет уровня существенности показателей:

Среднее арифметическое показателей уровня существенности:

(113,1+2124,88+1991+774,44+1582,74) : 5 = 1317,23 тыс. руб.

Наименьшее значение от среднего отличается на:

(1317,23 – 113,1) : 1317,23 · 100% = 91,4% 

Наибольшее значение от среднего отличается на:

(2124,88 – 1317,23) : 1317,23 ·  100% = 61,3%

Поскольку и в том, и в другом случаях отклонение наибольшего и наименьшего показателей  от среднего и от всех остальных  является значительным, принимаем решение отбросить значения 774,44 тыс. руб. и 2124,88 тыс. руб. и не использовать их при дальнейшем усреднении. Находим новую среднюю величину:

Новая средняя арифметическая составит:

(113,1 +1991+1582,74) : 3 = 1228,94 тыс.руб.

Полученную величину допустимо округлить до 1229 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве значения  уровня (существенности) по отчетности в целом.

Вывод: Если совокупность неисправленных нарушений при проверки превысит 1229,то эти ошибки являются существенными, и отчетность можно признать не достоверной.

 

  1. Изучение и оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица

Аудитору необходимо оценить систему  внутреннего контроля в объеме, достаточном для проведения аудита финансовой отчетности и выражения профессионального мнения о степени ее достоверности.

Система внутреннего  контроля – это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководителями экономического субъекта в качестве средств для обеспечения эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Понимание системы внутреннего  контроля наряду с оценкой неотъемлемого  риска, риска средств контроля и  учетом иной информации позволяет аудитору:

  • определить виды вероятных существенных искажений, которые могут встретиться в финансовой отчетности;
  • учитывать факторы, влияющие на риск появления существенных искажений;
  • разрабатывать надлежащие аудиторские процедуры.

Система внутреннего  контроля включает в себя пять элементов СВК.

Контрольная среда — понятие, характеризующее общее отношение, осведомленность и практические действия руководства проверяемой организации, направленные на установление, поддержание и развитие системы внутреннего контроля в организации.

Она влияет на эффективность  конкретных средств контроля и имеет  следующие составляющие:

  • стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;
  • организационная структура аудируемого лица;
  • распределение ответственности и полномочий;
  • осуществляемая кадровая политика;
  • порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
  • порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
  • обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям действующего законодательства;
  • наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица.

При рассмотрении организационной  структуры необходимо учитывать, что  она является эффективной, если предполагает оправданное распределение несовместимых  функций между сотрудниками экономического субъекта. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять их обнаружение. Подлежат распределению между различными сотрудниками следующие функции:

  • непосредственный доступ к активам экономического субъекта;
  • разрешение на осуществление операций с активами;
  • непосредственное осуществление хозяйственных операций;
  • отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Процедуры контроля — это составные части системы внутреннего контроля, установленные руководством организации на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления ею.

К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:

  • подотчетность одних работников другим;
  • внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово- хозяйственной деятельности;
  • сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (т.е. проведение инвентаризации);
  • сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;
  • проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
  • осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами;
  • ограничение доступа к активам и записям;
  • сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.

Оценка рисков аудируемым лицом как процесс выявления рисков, их возможных последствий и реагирование на них. Аудитор должен понять, каким образом организация выявляет и устраняет бизнес-риски, связанные с целями финансовой отчетности, и к каким результатам это приводит.

Информационная  система, связанная с целями финансовой отчетности и состоящая из процедур и записей. Аудитор должен понимать, как организация доносит информацию о ролях и обязанностях конкретных сотрудников, а также существенных вопросах, имеющих отношение к финансовой отчетности. В бухгалтерии должно быть четко расписано, кто что делает и кто за что отвечает. Аудитору следует проверить, насколько хорошо подготовлены служебные инструкции и насколько добросовестно они выполняются.

Мониторинг  средств контроля. Под ним понимается процесс оценки качества функционирования СВК. Он выполняется с помощью постоянного наблюдения, отдельных оценок надежности средств и позволяет убедиться, что средства контроля функционируют эффективно. Аудитор должен понимать основные виды мероприятий, которые проводит организация для мониторинга внутреннего контроля финансовой деятельности.

Свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой  организацией, для чего изучают учредительные  документы, вид деятельности, учетную  политику. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами предприятия, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации результаты ее работы за исследуемый период.

Для составления программы  проверки и выбора процедур сбора  аудиторских доказательств целесообразно  составить вопросник аудитора по выделенным комплексам задач (таблица 5.2).

Таблица 5.2

Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда

На предприятии

№ п/п

 

Направления и вопросы  тестирования

Ответы

Примечания

 

Нет

Да

Нет

ответа

А. Внутренний контроль

1

Проверяется ли списочный состав работников (когда и сколько раз)?

Х

   

Необходимость контроля для целей  управления

2

Проверяется ли правильность подсчета среднесписочной численности работников?

 

Х

 

Отделом организации труда и  заработной платы по итогам года

3

Проверяется ли по существу начисленная  оплата труда (приказы, договоры, контракты, подлинность первичных документов, объем выполненных работ)?

 

Х

 

Контролируется главным бухгалтером

4

Проверяется ли штатное расписание и оплата труда по штатному расписанию?

 

Х

 

Контролируется главным бухгалтером

5

Проверяется ли правильность удержаний из зарплаты?

Х

   

Удержания производится на основании  распоряжений руководства и действующего законодательства

6

Проверяется ли правильность использования тарифов, расценок, разрядов и др. при начислении оплаты труда?

 

Х

 

Контролируется главным бухгалтером

7

Проверяется ли обоснованность начисления премий, вознаграждений, отпускных, подъемных (решения, приказы, объем работ, документальное подтверждение)?

 

Х

 

Контролируется главным бухгалтером

Б. Система учета

1

Достоверны ли первичные документы и правильно ли они составлены?

 

Х

 

В соответствии с действующим законодательством

2

Нет ли случаев включения в табель и другие документы вымышленных  лиц?

   

Х

Необходимо сверить данные первичного и аналитического учета

3

Нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам?

Х

   

Контролируется главным бухгалтером

4

Нет ли в первичных документах и  расчетных ведомостях арифметических ошибок?

   

Х

Необходимо провести процедуру  пересчета

5

Имеется ли в наличии проект организации и ведения учета расчетов по оплате труда?

Х

   

Реализовать по результатам проверки

6

Используются ли во всех случаях  типовые документы и регистры учета?

 

Х

 

Учет компьютеризирован, типовые  бланки ведутся в машинной форме

7

Правильно ли отражаются на счетах операции по начислению и удержанию из заработной платы?

   

Х

Необходимо провести сплошную проверку

8

Сопоставляются ли записи аналитического учета по сч. 70, 73 в части расчетов по исполнительным листам и депонированной зарплате с записями в регистрах, Главной книге и балансе?

 

Х

 

Контролируется главным бухгалтером

Информация о работе Разработка информационно-методического обеспечения аудита расчетов с персоналом по оплате труда