Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать и оценить конкурентное положение предприятия на рынке. Выполнение цели работы невозможно без постановки и решения следующих задач
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентного положения предприятия;
- изучить методики оценки конкурентного положения предприятия;
- показать сущность и особенности применения конкурентных стратегий;
- анализировать эффективность использования конкурентных стратегий;
- оценить конкурентное положение предприятия;
- предложить направления снижения издержек предприятия;
- разработать рекомендации по усилению конкурентных позиций предприятия:

Содержание работы

Введение 5
1Теоретические аспекты исследования конкурентного положения предприятия 6
1.1 Конкурентное положение предприятия на рынке: основные понятия 6
1.2 Методики оценки конкурентного положения предприятия на рынке 12
1.3 Сущность и особенности применения конкурентных стратегий
предприятия 18
2 Исследование и оценка конкурентного положения предприятия на примере ООО «ВКМ-Сталь» 29
2.1 Характеристика конкурентного окружения организации 29
2.2 Оценка конкурентного положения предприятия 39
2.3 Анализ эффективности использования стратегии, применяемой на
предприятии 45
3 Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия 51
3.1 Предложения, направленные на снижение издержек предприятия 51
3.2 Рекомендации по повышению эффективности использования конкурентной стратегии, применяемой на предприятии 57
Заключение 62
Список использованных источников 63

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

Курсовая работа содержит 65 страниц, 1 рисунок, 30 использованных источников.

КОНКУРЕНЦИЯ. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА. КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ. БЕНЧМАРКЕТИНГ. СТРАТЕГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ. СТРАТЕГИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК. ВИОЛЕНТНАЯ СТРАТЕГИЧ. ПАТИЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. КОММУТНАНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. ЭКСПЛЕРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ.

Объектом исследования является конкурентное положение на рынке ООО «ВКМ-Сталь»

Цель работы – изучение теоретических аспектов исследования конкурентного положения предприятия на рынке, а также разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия и внедрение

В процессе работы использовался абстрактно-логический и метод анализа и синтеза.

В результате исследования конкурентного положения на рынке определена конкурентная позиция предприятия, дана характеристика конкурентного окружения, разработаны рекомендации по усилению конкурентных позиций предприятия.

Область применения -  в практической деятельности ООО «ВКМ-Сталь»

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                         5                          

1Теоретические  аспекты исследования конкурентного  положения предприятия 6

1.1 Конкурентное положение предприятия на рынке: основные понятия              6

1.2 Методики оценки конкурентного положения предприятия на рынке             12

1.3 Сущность и особенности применения конкурентных стратегий

предприятия                                                                                                                 18

2 Исследование  и оценка конкурентного положения  предприятия на примере ООО  «ВКМ-Сталь»                                                                                                     29

2.1 Характеристика  конкурентного окружения организации                                 29

2.2 Оценка конкурентного положения предприятия                                               39

2.3 Анализ эффективности использования стратегии, применяемой на

предприятии                                                                                                                 45

3 Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия 51

3.1 Предложения, направленные на снижение издержек предприятия                 51

3.2 Рекомендации по повышению эффективности использования конкурентной стратегии, применяемой на предприятии                                                                 57

Заключение                                                                                                                 62

Список использованных источников                                                                        63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В процессе перехода к рынку, предприятия столкнулись со многими проблемами выживания. Полный доступ к внешней среде принес не столько новые возможности, сколько новые проблемы эффективного функционирования предприятия на рынке. К внедрению маркетинга предприятия приходили и по сей день приходят только вследствие бедственного положения со сбытом собственной продукции. Это характерно для большинства отечественных предприятий. Причем зачастую, вновь созданный отдел маркетинга превращается во второй отдел сбыта. Между тем, ориентируясь исключительно на сбыт, предприятие не может полностью контролировать ситуацию.

В данной работе излагаются теоретические основы исследования и оценки конкурентного положения предприятия, методики оценки конкурентного положения предприятии на рынке, а также приводятся рекомендации по усилению конкурентных позиций предприятия.

Цель работы – исследовать и оценить конкурентное положение предприятия на рынке. Выполнение цели работы невозможно без постановки и решения следующих задач

- рассмотреть теоретические аспекты конкурентного положения предприятия;

- изучить методики оценки конкурентного положения предприятия;

- показать сущность и особенности  применения конкурентных стратегий;

- анализировать эффективность  использования конкурентных стратегий;

- оценить конкурентное положение  предприятия;

- предложить направления снижения  издержек предприятия;

- разработать рекомендации по  усилению конкурентных позиций  предприятия:

Основной задачей данной работы является раскрытие изученной теоретической основы и приведение некоторых практических вопросов исследования и оценки конкурентного положения предприятия

1Теоретические аспекты исследования  конкурентного положения

 предприятия

 

1.1 Конкурентное положение предприятия  на рынке: основные понятия

 

Положение предприятия на рынке - это занимаемое положение на выбранном конкурентном, капиталистическом рынке отдельно взятого предприятия или группы компаний на выбранном отрезке времени.

Выяснение положения предприятия на рынке означает выяснение его связей с рынком, причём делается упор не на внутреннее положение предприятия, а на положение его относительно внешних для него структур и объектов. 
Обычно подразумевают также и характеристику этого положения, оценку выгодности или невыгодности. Рассматривается предприятие обязательно применительно к конкретной обстановке, сложившейся на рассматриваемом рынке в тот или иной, дискретный, чётко выделенный момент времени с прогнозом ближайшего развития рынка и самого предприятия [2, c.79].

В первую очередь рассматриваются потребности, существующий и потенциальный спрос, как удовлетворённый, так и неудовлетворённой на данном рынке. Отслеживается история отклика предприятия на потребности, эволюцию продукции, которую оно реализовывало потребителям. Далее оценивается, как выглядит предприятие с точки зрения оборотов, собственного, заёмного капитала на данном рынке. Прогнозируются какие у него ближайшие перспективы развития, а именно какая новая продукция, какие изменения в технологии, логистике, управлении, информационной поддержке могут быть. На удовлетворении какого спроса на капиталистическом рынке при условии конкуренции предприятие рассчитывает. Учитывается как конкуренция со стороны существующих товаров, так и новых товаров, товаров-заменителей.

Капиталистическое предприятие имеет связи не только на рынке готовой продукции, но и на рынке рабочей силы, капитала (финансового, интеллектуального), сырья, средств производства. Полная оценка положения предприятия на рынке включает в себя оценку его связей, их развития как прошлого, так и будущего и на этих рынках.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция – это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Исследование конкурентного положения предприятии невозможно без определения таких понятий как «конкурентная среда», «конкурентное преимущество», «конкурентное позиционирование», «конкурентная среда», «конкурентный анализ».

Конкурентная среда – это деятельностная область рынка при наличии в ней конкурентов, в которой совершается маркетологическое событие [15, c.34]

Изучение конкурентной среды, деятельности конкурирующих предприятий и конкурентоспособности продукции позволяет выявить положение предприятия в этой среде, его сильные и слабые с точки зрения конкурентоспособности стороны. Для этого необходимо проводить постоянные маркетинговые исследования с тем, чтобы оценить положения на рынке предприятия и выпускаемой продукции в сравнении с конкурентами; использовать потребительские панели для оценки собственных товаров и товаров конкурентов, проводить опросы дистрибьютеров, специалистов, покупателей. Часто весьма эффективным оказывается прием "конструирования наоборот", состоящий в покупке изделий конкурентов, их разборке, изучении и использовании сильных сторон при создании собственных изделий (этим приемом широко пользуются автомобильные фирмы, например "Форд", а также при создании военной техники и др.).

Конкурентный анализ представляет собой анализ конкурентной ситуации и оценку степени конкурентных преимуществ как самого предприятия, так и его соперников на рынке. Задача заключается в том, чтобы установить преимущество предприятия или его продукции, а также оценить, как это преимущество можно сохранить в конкретной ситуации.

Конкурентные преимущества – это положительно значимые в качественном отношении линии поведения фирмы, которые по различным параметрам обеспечивают ей превосходство над конкурентами.

Компания имеет конкурентное преимущество, если уровень ее работы с покупателями выше, чем у конкурентов, и она в состоянии противодействовать влиянию конкурентных сил.

Существует множество способов достижения конкурентного преимущества:

- производить высококачественную  продукцию, организовать отличное  обслуживание клиентов, предлагать  более низкие цены, чем у конкурентов;

- иметь более удобное географическое  расположение;

- иметь собственную технологию, обеспечивать разработку и внедрение  нового продукта в более короткие  сроки;

- иметь хорошо известную торговую  марку и репутацию, обеспечивать  разработку и внедрение нового  продукта в более короткие  сроки;

- иметь хорошо известную торговую марку и репутацию, обеспечивать покупателям дополнительные ценности за их деньги (сочетая хорошее качество, хороший сервис и приемлемые цены).

Конкурентное преимущество – это те характеристики рыночной деятельности предприятия, которые создают определенное превосходство над конкурентами. Создание конкурентных преимуществ связано с разработкой комплекса мер в области товара, распределения, цены, стимулирования, обеспечивающего превосходство над аналогичными действиями конкурентов [18, c.123].

При этом чтобы преуспеть в создании конкурентного преимущества, компания должна предлагать покупателям то, что они считают наиболее приемлемым для себя – хороший товар по низкой цене или товар улучшенного качества, но чуть-чуть дороже.

Конкурентное позиционирование – это выбор позиции на рынке, исходя из оценки состояния конкурентной среды, собственных и сторонних слабых и сильных сторон, и ее корректирование в зависимости от влияния факторов окружающей среды, что и является основной целью управления маркетингом.

Конкурентные стратегии на корпоративном уровне преследуют цель обеспечить конкурентное преимущество предприятия на рынке относительно фирм-конкурентов. Маркетинговый смысл конкурентных стратегий заключается в том, что они способствуют удержанию предприятием определенной доли рынка (отдельного рыночного сегмента) или ее увеличению.

Исследование конкурентной среды требует от каждого предприятия систематического наблюдения за основными конкурентами, включая и потенциальных. Полученную в результате маркетингового мониторинга информацию целесообразно накапливать в специальных банках данных. Анализ такой информации, ее профессиональная и целенаправленная интерпретация позволяют специалистам получить научно обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать конкурентное положение предприятия, его конкурентоспособность [3, c.29].

Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. В зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.

Рыночный лидер – организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Такие организации обычно бывают также лидерами в области ценовой политики, разработки новых продуктов, использования разнообразных распределительных систем, оптимизации затрат на маркетинг. Для того чтобы остаться рыночным лидером, организация должна действовать на трех фронтах. Во-первых, она старается расширить рынок или путем привлечения новых покупателей, или путем нахождения новых сфер применения выпускаемым продуктам, или путем увеличения частоты применения выпускаемых продуктов. Во-вторых, постоянно предохранять свой бизнес от посягательств конкурентов, для чего используются оборонительные стратегии. В-третьих, стремиться увеличить свою рыночную долю, хотя это автоматически не приводит к увеличению величины прибыли, так как цена такого расширения может быть чрезмерно высокой. Иногда явно выраженного лидера в отрасли не существует, и в качестве лидеров рассматривается несколько организаций.

Рыночный претендент – организация в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров. Для того чтобы бороться, организация должна обладать определенными преимуществами над рыночным лидером (предлагать лучший продукт, продавать продукт по более низкой цене и т.д.). В зависимости от прочности позиции на рынке рыночного лидера и своих возможностей рыночный претендент может достигать своих целей, используя различные атаковые стратегии.

Информация о работе Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия