Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать и оценить конкурентное положение предприятия на рынке. Выполнение цели работы невозможно без постановки и решения следующих задач
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентного положения предприятия;
- изучить методики оценки конкурентного положения предприятия;
- показать сущность и особенности применения конкурентных стратегий;
- анализировать эффективность использования конкурентных стратегий;
- оценить конкурентное положение предприятия;
- предложить направления снижения издержек предприятия;
- разработать рекомендации по усилению конкурентных позиций предприятия:

Содержание работы

Введение 5
1Теоретические аспекты исследования конкурентного положения предприятия 6
1.1 Конкурентное положение предприятия на рынке: основные понятия 6
1.2 Методики оценки конкурентного положения предприятия на рынке 12
1.3 Сущность и особенности применения конкурентных стратегий
предприятия 18
2 Исследование и оценка конкурентного положения предприятия на примере ООО «ВКМ-Сталь» 29
2.1 Характеристика конкурентного окружения организации 29
2.2 Оценка конкурентного положения предприятия 39
2.3 Анализ эффективности использования стратегии, применяемой на
предприятии 45
3 Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия 51
3.1 Предложения, направленные на снижение издержек предприятия 51
3.2 Рекомендации по повышению эффективности использования конкурентной стратегии, применяемой на предприятии 57
Заключение 62
Список использованных источников 63

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Для отечественных фирм патиентов стратегия имеет особое значение прежде всего в качестве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильным.

Коммутантная (соединяющая) стратегия. Коммутантная стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого неспециализированного предприятия – в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это тоже путь повышения потребительской ценности, но не за счет сверхвысокого качества (как у патиентов), а за счет индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно ваши проблемы» - таким мог бы быть лозунг этих фирм. Создаваемые каждый раз для данного конкретного случая бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль соединительной ткани экономики. Лишь коммутанты готовы использовать любую возможность для бизнеса, тогда как прочие фирмы очень строго придерживаются своего производственного профиля.

Отсутствие крупных мощностей, особых познаний в узкой области или научно-технических заделов – приводит к тому, что коммутантам (в рамках разумного) практически безразлично, заниматься. Из-за незаметности и даже безликости деятельности коммутанты получили название «серых мышей». Фирмы-мыши, однако, имею и свойственные только им преимущества. Им легко радикально изменять сферы коммерческой деятельности, что не способны делать другие фирмы. В свою очередь, повышенная гибкость усиливает позиции коммутантов в конкурентной борьбе. Дух свободного предпринимательства с его постоянной нацеленностью на получение прибыли и готовностью использовать ради нее любые средства проявляется в деятельности коммутантов в наиболе5е чистой и законченной форме. С точки зрения интересов всей экономики роль фирм-коммутантов волне оправдана. Но в здоровом хозяйстве (в отличие от нынешнего российского) они в основном концентрируются не в торговле импортными товарами, а в производстве и сфере услуг.

Эксплерентная (пионерская) стратегия. Эта стратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном (но и баснословно выгодном в случае удачи) поиске революционных решений. Среди подобных фирм – первопроходцы выпуска персональных компьютеров и ряд фирм в более прозаических отраслях.

Сила эксплерентов обусловлена опережением во внедрении принципиальных нововведений. Это стало основанием для сравнения подобных фирм с «первыми ласточками», раньше других начинающими обживать землю после зимы. Такая компания стремится к созданию нового рынка и извлечению выгод из первоначально единоличного присутствия на нем. Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле… если получится». С общехозяйственных позиций роль подобных компаний огромна. В современной России эксплерентов мало, хотя они везде – штучный товар. Но перспективы развития этого типа предприятий в стране, славящейся своим научным потенциалом, бесспорны [10, с.59]

Другим важным критерием, на основе которого могут быть классифицированы конкурентные стратегии, является доля рынка, принадлежащая фирме. В частности, Ф. Котлер исходя из этого критерия выделяет четыре типа конкурентной стратегии: Лидера рынка, «бросающего вызов», «следующего за лидером» и специалиста («нишера»).

Ф. Котлер предлагает свою классификацию конкурентных стратегий, основанную на доле рынка, принадлежащей предприятию.

1 Стратегия «лидера». Фирма «лидер»  рынка товара занимает доминирующую позицию, причем это признают и ее конкуренты. В распоряжении фирмы-лидера имеется целый набор стратегических альтернатив:

- расширение первичного спроса, направленное на обнаружение  новых потребителей товара, расширение сферы его использования, увеличение разового применения товара, что обычно целесообразно применять на начальных стадиях жизненного цикла товара;

- оборонительная стратегия, которую  принимает фирма-новатор, чтобы защитить  свою долю рынка от наиболее  опасных конкурентов;

- наступательная стратегия, чаще  всего состоящая в повышении рентабельности за счет максимально широкого использования эффекта опыта. Однако, как показывает практика, существует некоторый предел, при превышении которого дальнейшее повышение доли рынка становится невыгодным;

- стратегия демаркетинга, связанная с сокращением своей доли рынка, чтобы избежать обвинений в монополизме.

2 Стратегия «бросающего вызов». Фирма, не занимающая доминирующей позиции, может атаковать лидера, т.е. бросить ему вызов. Цель данной стратегии – занять место лидера. При этом ключевым становится решение двух важнейших задач: выбор плацдарма для проведения атаки на лидера и оценка возможностей его реакции и защиты.

3 Стратегия «следующего за лидером». «Следующий за лидером» - это конкурент  с небольшой долей рынка, который  выбирает адаптивное поведение, согласовывая свои решения с решениями, принятыми конкурентами. Такая стратегия наиболее характерна для предприятий малого бизнеса, поэтому рассмотрим подробнее возможные стратегические альтернативы, обеспечивающие малым предприятиям наиболее приемлемый уровень прибыльности.

- Творческая сегментация рынка. Небольшая фирма должна сфокусироваться лишь на некоторых сегментах рынка, на которых она может лучше осуществить свою компетентность или имеет большую маневренность, чтобы избежать столкновения с ведущими конкурентами.

- Эффективно использовать НИОКР. Поскольку малые предприятия  не могут состязаться с крупными фирмами в области фундаментальных исследований, поскольку они должны ориентировать НИОКР на улучшение технологий с целью снижения издержек.

- Оставаться малыми. Успешно действующие  малые предприятия концентрируют свое внимание на прибыли, а не на увеличении продаж или доле рынка, причем они стремятся к специализации, а не к диверсификации.

- Сильный руководитель. Влияние  руководителя в таких фирмах выходит за рамки формулирования стратегии и доведения ее до сотрудников, охватывая также и управление текущей деятельностью фирмы.

4 Стратегия специалиста. «Специалист»  ориентируется преимущественно  только на один или несколько  сегментов рынка, т.е. его интересует больше качественная сторона доли рынка. Представляется, что данная стратегия наиболее близко ассоциируется со стратегией фокусирования М. Портера [8, с. 92]

Несмотря на то, что фирма-«специалист» определенным образом доминирует в своей рыночной нише, с точки зрения рынка данного товара (в широком смысле) в целом она одновременно должна реализовать стратегию «следующего за лидером».

 

 

 

 

 

 

 

2 Исследование и оценка конкурентного  положения предприятия на примере ООО «ВКМ-Сталь»

 

2.1 Характеристика конкурентного  окружения организации

 

Общество с ограниченной ответственностью «Вагоностроительная Компания Мордовии – Сталь» (ООО «ВКМ-Сталь») – один из крупнейших производителей стального и чугунного литья в России. ООО «ВКМ-Сталь» входит в группу предприятий, находящихся под управлением ОАО «Русская Корпорация Транспортного Машиностроения», являющейся единым центром управления активами в области железнодорожного машиностроения корпорации ОАО «Русские Машины». ООО «ВКМ-Сталь» внедрило и сертифицировало систему менеджмента качества (СМК) предприятия в соответствии с методикой TUV CERT в области производства стального и чугунного литья различных марок, деталей с механической обработкой и сборочных изделий.

 В 2007 году предприятием получен сертификат органа по сертификации TUV CERT подтверждающий, что требования международного стандарта ИСО 9001:2000 выполнены. В 2010 году был пройден ресертификационный аудит и подтверждено соответствие СМК, действующей на предприятии, требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008. Современное оборудование, опыт работы, а также высококвалифицированный штат работников ООО «ВКМ-Сталь» помогает создавать продукцию, отвечающую самым высоким критериям качества.

Конкурентное окружение ООО «ВКМ-Сталь» рассмотрено на примере следующих предприятий: Концерн "Тракторные заводы", ООО «Литейно-механический завод «МашСталь, ОАО "Мценский литейный завод",  ООО "МПК "Термосталь", ООО «Закамская Литейная Компания».

Литейное производство является одним из важных направлений производственной деятельности Концерна "Тракторные заводы". Концерн «Тракторные заводы производит следующие виды продукции литейного комплекса:

- стальное литье;

- чугунное литье;

- точное литье;

- цветное литье;

- электрошлаковое литье;

- литье под давлением порошковых материалов.

Для снижения себестоимости продукции и уменьшения сроков разработки изделий на основе современных CAD/CAM/CAE/TDM/PDM-систем на предприятиях Концерна внедрена и успешно используется система автоматизированного моделирования литейных процессов «MAGMAsoft».

MAGMAsoft при расчете позволяет:

- учесть газопроницаемость и газотворную способность стержней и формы;

- оценить влияние воздушной проницаемости земляной формы;

- рассчитать возникающее в форме давление воздуха и оценить его влияние на процесс;

- оценить эрозию формы и стержней;

- определить картину остаточных напряжений в отливке и в кокиле, которые влияют на несущую способность получаемой из отливки детали;

- определить изменение уровня механических напряжений и геометрии детали после её механической обработки;

- предсказывать горячие трещины в отливке;

- предсказать изменение размеров отливки и искажения ее геометрической формы - деформации, а также деформации в земляной форме и в кокиле;

- прогнозировать возникающую в отливке микроструктуру материала.

ООО «МашСталь» – молодое, перспективное и динамично развивающееся предприятие – образовано 19 ноября 2001 года. Первоначальная функция – сбор и переработка лома для использования в литейном комплексе ОАО «Пензтяжпромарматура».

Стремительное развитие компании «МашСталь» стало возможно только благодаря сильной команде, основу которой составили специалисты, проработавшие в металлургической отрасли много лет. Постепенно налаживались контакты с крупнейшими металлургическими предприятиями России, осваивалось и развивалось литейное производство. Сегодня «МашСталь» производит литые изделия из черных и цветных сплавов для всех отраслей промышленности.

На предприятии приобретена и запущена в работу собственная кислородная станция, позволяющая обеспечивать производство качественным кислородом, объемом более 110 тыс.м3 в месяц, начато строительство современного литейного комплекса для производства мелкого и среднего литья, с объемом выпуска более 800 тонн в месяц. Это формовочная линия немецкой фирмы «Heinrich Wagner Sinto», охладитель песка «Webac», система приготовления формовочных смесей «Eirich» и стержневой автомат «Laempe».

Предприятие ведет активную политику модернизации производства: закупается оборудование для добычи формовочного песка, расширяется парк автомобилей, активно ведутся работы по введению в эксплуатацию нового импортного оборудования, закупается еще одна кислородная станция и программный станок для изготовления моделей, запущен в эксплуатацию автоматизированный комплекс малогабаритного литья (АКМЛ). В 2009г. – предприятие получило сертификат качества “TÜV-CERT” – Германия, подтверждающий выполнение предприятием требований международного стандарта DIN EN ISO 9001:2008. В планах руководства – дальнейшая модернизация производства и увеличение объема выпуска продукции. Предприятие активно участвует в отраслевых выставках и деловых миссиях, мероприятиях, направленных на развитие и укрепление партнерских отношений.

В 2013 г. продолжается программа модернизации литейного и модельного производства, осваиваются новые виды продукции, ведется непрерывная работа над улучшением качества. В планах ООО «ЛМЗ «МашСталь» расширение, увеличение доли рынка и географии сбыта продукции. Качество продукции рассматривается как главное средство удовлетворения требований потребителей и усиления позиций предприятия на рынке.

На сегодняшний день на предприятии осуществляет изготовление:

- комплектов модельной оснастки для отливок деталей всех видов машиностроения любой сложности и габаритов;

- комплектов модельной оснастки из древесины, металла или пластика (в зависимости от серийности);

- штампов, кокилей любой сложности, пресс-форм для литья по выплавляемым моделям;

- комплектов модельной оснастки для отливок по оригиналам деталей без специальной конструкторской документации;

- комплектов модельной оснастки для художественного литья.

ООО «ЛМЗ «МашСталь», имея грамотных инженерно-технических работников, постоянно совершенствует уникальные технологии изготовления модельной оснастки для отливок высокой степени сложности.

ОАО «Мценский литейный завод». Основными направлениями деятельности данного предприятия являются: оказание услуг предприятиям, фирмам и частным лицам по литью различными способами из чугуна, с последующей механической обработкой.

Высокотехнологичное производство ОАО «МЛЗ» четко организовано. Цех чугунного литья оснащен современным оборудованием для производства и обработки литья. Также на заводе организовано собственное инструментальное производство для изготовления и ремонта пресс-форм, модельных комплектов, контрольных и станочных зажимных приспособлений, режущих инструментов и другой оснастки. Общая производственная мощность завода достигает 35 000 тонн чугунного литья в год. Численность сотрудников предприятия составляет 1745 человек. Имеющееся на заводе оборудование позволяет выпускать отливки высокого качества для различных отраслей промышленности. Кроме этого, мы отливаем корпусные детали промышленных светильников и многое другое.

Максимальная автоматизация процесса производства делает линию одной из самых современных. В линию объединены комплексы, обеспечивающие смесеприготовление, формовку, сборку форм, выбивку и транспортировку форм по конвейеру. Эти комплексы управляются автоматикой на базе программного обеспечения SPS.

Основные рынки, где ОАО «МЛЗ» занимает лидирующее положение, это продажа РЖД анкерно-рельсового скрепления АРС-4.

Одна из перспективных задач, решаемых нашим предприятием – это освоение направлений для выхода на мировой рынок литейной продукции из чугуна. Нами установлены тесные партнерские связи с производителями с мировым именем. В общей сложности ОАО «МЛЗ» осуществляет поставки продукции уже более пятидесяти компаниям в России, СНГ и дальнем зарубежье.

Информация о работе Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия