Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать и оценить конкурентное положение предприятия на рынке. Выполнение цели работы невозможно без постановки и решения следующих задач
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентного положения предприятия;
- изучить методики оценки конкурентного положения предприятия;
- показать сущность и особенности применения конкурентных стратегий;
- анализировать эффективность использования конкурентных стратегий;
- оценить конкурентное положение предприятия;
- предложить направления снижения издержек предприятия;
- разработать рекомендации по усилению конкурентных позиций предприятия:

Содержание работы

Введение 5
1Теоретические аспекты исследования конкурентного положения предприятия 6
1.1 Конкурентное положение предприятия на рынке: основные понятия 6
1.2 Методики оценки конкурентного положения предприятия на рынке 12
1.3 Сущность и особенности применения конкурентных стратегий
предприятия 18
2 Исследование и оценка конкурентного положения предприятия на примере ООО «ВКМ-Сталь» 29
2.1 Характеристика конкурентного окружения организации 29
2.2 Оценка конкурентного положения предприятия 39
2.3 Анализ эффективности использования стратегии, применяемой на
предприятии 45
3 Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия 51
3.1 Предложения, направленные на снижение издержек предприятия 51
3.2 Рекомендации по повышению эффективности использования конкурентной стратегии, применяемой на предприятии 57
Заключение 62
Список использованных источников 63

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

1 Фирмы, предлагающие аналогичный  вид продукта на тех же рынках, в том числе:

- фирмы, ориентирующиеся на удовлетворение всего комплекса запросов, предъявляемых потребителем к данному товару;

- фирмы, специализирующиеся на удовлетворении специфических отдельных сегментов рынка;

- фирмы, намечающие выход на рынок с аналогичной продукцией.

2 Фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукцией, выход которых на данный рынок является вероятным.

3. Фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить данный продукт на рынке.

Выявление конкурентов на базе группировок по типу стратегии является методом, который широко применяется не только фирмами, производящими товары индивидуального пользования, но и компаниями по производству и сбыту товаров производственного назначения. В основе данного подхода лежит группировка конкурентов в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:

- стратегия в области экспансии на рынке (рост/поддержание);

- стратегия в области ценовой политики и политики качества;

- стратегия в области технологии.

Анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов является вторым этапом проведения исследования конкуренции на рынке. В последнее время этому аспекту маркетинговых исследований придается исключительная роль. Без углубленного анализа особенностей и характера стратегии наиболее крупных конкурирующих фирм невозможно оценить возможные действия их на рынке.

Основными конкурентными преимуществами ООО «ВКМ-Сталь» являются:

- устойчивые позиции на рынке литейной продукции;

- накопленный многолетний опыт работ на рынке литейной продукции;

- удобное месторасположение предприятия;

- полный цикл производства литейной продукции, включающий в себя проектирование и изготовление оснастки по чертежам заказчика, литье из чугуна;

- высокое качество выпускаемой литейной продукции;

- высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы в литейном производстве;

- наличие крупных известных потребителей, таких как РЖД и др.;

Руководством предприятия проводится политика, направленная на:

- повышение качества и конкурентоспособности продукции;

- расширение номенклатуры продукции,

- увеличение объема продаж;

- повышение рентабельности предприятия;

- совершенствование организации  управления;

 Методы достижения:

- изучение требований заказчиков;

- построение и совершенствование производственных процессов, направленных на полное удовлетворение установленных и ожидаемых требований заказчика;

- контроль за качеством продукции на всех производственных циклах;

- анализ ключевых производственных процессов;

- систематическая работа по предупреждению и устранению причин появления несоответствий;

- высокий уровень культуры и исполнительской дисциплины.

Отрасли промышленности, для которых предприятие производит продукцию, предъявляют не просто высокие, а жёсткие требования к качеству поставляемых изделий, поэтому ООО «ВКМ-Сталь» уделяет особое внимание совершенствованию системы менеджмента качества производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций

предприятия

 

3.1 Предложения, направленные на снижение издержек предприятия

 

В настоящее время перед предприятием стоит задача сделать литейное производство более эффективным и динамично развивающимся производством Одним из способов достижения поставленных целей будет являться реализация проекта по сокращению затрат. Этот проект имеет реальный и реализуемый потенциал. Именно данный проект позволит создать эффективный механизм, позволяющий поддерживать преимущество по затратам над конкурентами на протяжении длительного периода времени.

Руководством предприятия было принято решение о реализации пилотного проекта в литейных цехах. На начальных этапах производится выявление особенностей внедрения проекта и скорректировать действия, чтобы в дальнейшем использовать все наработки. Внедрение проекта в литейных цехах – только первый этап, после чего будет произведена реализация этого проекта и в других цехах предприятия.

Для внедрения проекта была создана рабочая группа, куда вошли руководители и сотрудники данных подразделений, планово-экономического управления, отдел управления персоналом. Также будет создан управляющий комитет проекта, состоящий из руководителей предприятия. Управляющий комитет рассматривает результаты проекта, в том числе и промежуточные, и способствует реализации проекта. Например, на последнем управляющем комитете рассмотрены текущие вопросы проекта, утверждена цель по сокращению затрат и намечены совместные ближайшие шаги.

Основной принцип проекта заключается в том, что никто лучше самих работников не знает проблем и потерь на своем рабочем месте. Знание особенностей своей работы позволяет сформировать свое, в большинстве случаев, четкое и независимое мнение о процессах и о том, как можно их улучшить.

Особенностью проекта является выстраивание процесса выдвижения инициатив, предложений «снизу вверх», от работников к руководству. В ходе проекта выдвигаются, оцениваются и реализуются предложения работников предприятия. Руководство предприятия стремится услышать мнение каждого работника, а работнику – дать возможность принять участие в развитии своего предприятия.

Проект является комплексным, то есть в ходе его реализации рассматриваются, рассчитываются не только новые предложения, но и те, которые действуют в настоящий момент или по какой-то причине забыты.

Проект состоит из трех основных этапов. На первом этапе формируется рабочая группа и проводится ее обучение методике проекта. Эта группа формирует детальный бюджет подразделения, определяет достижимую цель по сокращению затрат, собирает данные по качеству и сервису. Например, после анализа показателей качества в литейных цехах цехе приняли решение о разработке стандарта подготовки ковшей со стопорами к плавке. Это пробная работа, считается важной, поскольку тщательное и своевременное выполнение всех операций по подготовке оборудования и оснастки и соблюдение технологии разливки в значительной степени предопределяют качество отливки.

На втором этапе происходит разработка предложений по сокращению затрат, оценка эффекта от предложений, определение риска, связанного с внедрением, проводится обучение работников подразделения. Перспективные предложения выносятся на рассмотрение и утверждение управляющего комитета.

Для реализации необходимо обучение инструментам бережливого производства работников литейных цехов: производственных мастеров, сталеваров, подручных сталеваров, разливщиков и работников ремонтного управления, обслуживающих оборудование данных подразделений предприятия.  В программу обучения необходимо внести дополнительный элемент: обсуждение показателей работы цеха за текущий год. Участники обучения высказывают свое мнение о значениях показателей, о причинах отклонений, о производственных процессах и возможностях их улучшения. Все идеи фиксируются, рассматриваются и передаются на проведение детального анализа с точки зрения технической и экономической целесообразности. Наиболее эффективные предложения будут реализованы.

На третьем этапе проекта необходимо разработать конкретные планы реализации предложений, согласование планов с соответствующими службами и непосредственно внедрение. Кроме того, разрабатывается механизм контроля за реализацией предложений и достижением фактического экономического эффекта.

Данный проект пилотный проект следует начать после проведения работы по снижению издержек и реализации проекта 5С, направленного на создание и поддержание культуры производства.

В одном из литейных цехов большинство работников отдали цеху, предприятию большую часть своей жизни и переживают за дело. Их опыт и знания очень важны, поэтому необходимо рассматривать все их предложения. Успешный опыт реализации проекта позволит снизить себестоимость и в дальнейшем будет служить основой для совершенствования.

В настоящее время на предприятии ведется планомерная работа по снижению себестоимости, поэтому дополнительные знания, обучение и методика проекта будут положительно восприняты персоналом. Сотрудники позитивно воспринимают такой подход, когда есть возможность высказать свои идеи и соображения по улучшению работы цеха и ознакомиться с методологией проекта и инструментами бережливого производства.

Предприятию необходимо стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки и другое, неумолимо выдвигается проблема снижения издержек производства.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения издержек является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производство: трудовых и материальных.

Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижение трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и другое.

Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий.

На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделия.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и другое).

Любая организация заинтересована научиться делать то, что она делает, дешевле, чем конкуренты. Снижать себестоимость продукции выгодно предприятию, даже если оно не делает ставку на ценовую конкуренцию. Увеличенная разница между выручкой от продаж и затратами может быть направлена на развитие бизнеса, разработку новых проектов, стимулирование развития поставщиков или увеличение фонда оплаты труда, не говоря о том, что в случае более низкой себестоимости организация может без ущерба для себя (не снижая уровень рентабельности по сравнению с конкурентами) вступать в ценовую конкуренцию. И в этом случае процессное описание бизнеса оказывается полезным. Любые процесс, операция, в конце концов, любое действие любого сотрудника связаны с затратами. Уровень затрат, обусловленный выпуском определенной продукции, может быть различным, и на него влияет не сам факт выпуска, а осуществление в связи с этим тех или иных процессов тем или иным способом.

Связь затрат с процессами дает не только адекватное представление об их динамике. Становится понятно: для того чтобы управлять затратами, надо управлять действиями, непрерывно искать источники потерь и резервы повышения качества производственного процесса. При этом взгляд на деятельность организации как на совокупность взаимосвязанных процессов позволяет по-иному расставить акценты.

Среди основных методов и резервов снижения себестоимости продукции можно выделить следующие:

1 Внедрение новой техники, механизация и автоматизация производственного процесса, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных материалов: как можно более дешевых и одновременно более качественных по своим физическим и потребительским свойствам. Речь здесь идет о так называемых инновациях на предприятиях: продуктовые, технологические и организационные инновации, тем или иным образом предполагающие получение некоторого экономического эффекта от своего внедрения, направленные на снижение затрат предприятия на производство продукции: экономию сырья и материалов, электро- и теплоэнергии, затрат на управление предприятием и продвижение продукции на рынок. Это основной метод уменьшения себестоимости и все последующие методы непосредственно связаны с ним.

2 Расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово – поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

3 С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно уменьшается удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

Информация о работе Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия