Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать и оценить конкурентное положение предприятия на рынке. Выполнение цели работы невозможно без постановки и решения следующих задач
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентного положения предприятия;
- изучить методики оценки конкурентного положения предприятия;
- показать сущность и особенности применения конкурентных стратегий;
- анализировать эффективность использования конкурентных стратегий;
- оценить конкурентное положение предприятия;
- предложить направления снижения издержек предприятия;
- разработать рекомендации по усилению конкурентных позиций предприятия:

Содержание работы

Введение 5
1Теоретические аспекты исследования конкурентного положения предприятия 6
1.1 Конкурентное положение предприятия на рынке: основные понятия 6
1.2 Методики оценки конкурентного положения предприятия на рынке 12
1.3 Сущность и особенности применения конкурентных стратегий
предприятия 18
2 Исследование и оценка конкурентного положения предприятия на примере ООО «ВКМ-Сталь» 29
2.1 Характеристика конкурентного окружения организации 29
2.2 Оценка конкурентного положения предприятия 39
2.3 Анализ эффективности использования стратегии, применяемой на
предприятии 45
3 Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия 51
3.1 Предложения, направленные на снижение издержек предприятия 51
3.2 Рекомендации по повышению эффективности использования конкурентной стратегии, применяемой на предприятии 57
Заключение 62
Список использованных источников 63

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

4 Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

- Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов, которые заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских средств. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве. Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

6 Создание эффективной внутрифирменной системы коммуникаций путем применения различных информационных технологий (IT).

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

 

3.2 Рекомендации по повышению  эффективности использования конкурентной стратегии, применяемой на предприятии

 

Повышение эффективности использования конкурентной стратегии следует начать с анализа отрасли и конъюнктуры. Необходимо выявить сильные и слабые стороны конкурентов. И получив целостную картину, найти стратегическую позицию, которая позволит занять лидирующее положение в отрасли.

При разработке конкурентной стратегии нужно обязательно ориентироваться на потребителя. При этом важно корректировать свои действия и в зависимости от поведения конкурентов. 

Можно предложить следующие рекомендации по повышению эффективности конкурентной стратегии, применяемой на предприятии

1 Сбор и анализ информации об актуальных рыночных тенденциях. Проведение анализа отрасли (рыночной ниши) и рыночной конъюнктуры. Здесь определяется, насколько широк рынок, его текущая динамика, основные тенденции, потенциал и перспективы развития. Важно точно определить, кто является потребителем предприятия и знать его основные потребности.

2 Сбор и анализ информации о конкурентах, их сильных и слабых сторонах, а также своей актуальной конкурентной позиции на рынке. На этом этапе необходимо определить, в чем состоят основные отличия предприятия от конкурентов, в чем заключаются преимущества и недостатки организации относительно конкурентов.

Сведения о конкурентах подразумевают анализ распределения сегментов рынка между конкурентами, анализ сведений о производимых ими товарах или оказываемых услугах, рыночные цены, скидки, условия договоров, спецификации, общий объем сбыта данного продукта или услуги, каналы и условия сбыта и продвижения, стратегии маркетинга и планы по развитию.

4 Анализ внутреннего состояния компании, оценка имеющегося конкурентного потенциала. В данном случае подразумевается анализ имеющихся у предприятия ресурсов. Здесь важно выяснить, есть ли у предприятия достаточно возможностей (материальных, интеллектуальных) для того, чтобы справиться с предварительно поставленными задачами. Если необходимых ресурсов в наличии нет, то надо определить пути их возможного получения (банковский кредит, аренда необходимых площадей или оборудования, найм квалифицированного персонала и т.п.).

5 Уточнение проблем, задач и целей развития предприятия и окончательная их формулировка в соответствии с полученной информацией о внешней рыночной среде и внутреннем состоянии компании. Здесь необходимо четко сформулировать проблему, подлежащую решению в результате реализации конкурентной стратегии.

Если на первом этапе формулировка проблемы могла быть общей и не конкретной, то теперь необходимо определить проблему совершенно точно. На этом этапе следует не предполагать, что есть какая-то проблема, а точно знать, что проблема есть и точно ее формулировать. Как правило, на этом этапе формулировка проблемы изменяется. Но именно для решения этой проблемы будут совершаться все дальнейшие действия, выстраиваться конкурентная стратегия. 
 Только после окончательной формулировки проблемы (проблем) можно переходить к непосредственным действиям по разработке рекомендаций по повышению эффективности конкурентной стратегии, применяемой на предприятии.

6 Изучение теоретических основ – следующий важнейший и обязательный этап разработки рекомендаций по повышению эффективности конкурентной стратегии, применяемой на предприятии. Обязательно необходимо уделить время анализу существующих конкурентных стратегий, описанных в соответствующей научной литературе. Научные разработки в этом вопросе постоянно ведутся и совершенствуются. Приступая к реализации конкурентной стратегии на предприятии важно обладать актуальной информацией в этом вопросе. 
         7 Выводы из анализа изучения теоретических основ применительно к конкретной ситуации на предприятии. Необходимо определить, какая из изученных в теории стратегий развития может быть взята за основу для реализации на предприятии. Через реализацию какой стратегии предприятие с наибольшей степенью вероятности сможет решить свои проблемы и достичь поставленные перед ним цели.

8. На данном этапе необходимо  провести маркетинговое исследование. 
Маркетинговые исследования являются, по сути, основным этапом разработки рекомендаций по повышению эффективности конкурентной стратегии, применяемой на предприятии.

Стандартная схема маркетингового исследования включает в себя ряд операций, порядок проведения которых должен беспрекословно соблюдаться. Обычно процесс проведения маркетингового исследования состоит из следующих операций:

- определение и постановка проблемы;

- анализ первичной информации;

- анализ вторичной информации;

- анализ данных рекомендаций;

- использование результатов.

9 Подведение и анализ итогов проведенных маркетинговых исследований. Окончательный выбор и формулировка необходимого пути развития и определение необходимых действий, выполнение которых должно будет привести к решению поставленных задач и искоренению проблем предприятия. 
Сбор и анализ собранной информации заканчивается выделением из них наиболее важных сведений и результатов.

Проведенные исследования должны подтвердить, либо опровергнуть обоснованность теоретически выбранной конкурентной стратегии на предприятии. При этом на основании полученных выводов из результатов исследований делаются конкретные рекомендации, в соответствии с которыми в разрабатываемую конкурентную стратегию вносятся необходимые коррективы.

10. Затем необходимо составить подробный план реализации разработанной конкурентной стратегии, в котором пошагово описываются все этапы необходимых изменений и ответственные за их исполнение. Все участники реализации конкурентной стратегии должны четко представлять свою роль в общем деле, выполнять все необходимые мероприятия точно и в поставленные сроки. Понятность конкурентной стратегии для участников ее реализации – это важный момент. Если стратегия излишне усложнена, ее основные составляющие не будут хорошо понятны и, следовательно, правильно реализованы в подразделениях предприятия.

11 Отдельным важным и обязательно  рекомендуемым к повышению эффективности конкурентной стратегии, применяемой на предприятии мероприятием является определение мотивационной составляющей реализации конкурентной стратегии. Важно понимать, что стимулирование участников процесса к качественному выполнению ими конкретных работ и достижению в срок поставленных задач будет являться дополнительной гарантией успешности воплощения всей конкурентной стратегии. Поэтому под эти цели обязательно должен быть запланирован необходимый бюджет. Каждый участник реализации конкурентной стратегии должен видеть перед собой не только задачи, но дополнительные материальные стимулы успешного выполнения этих задач.

12 Непосредственная реализация утвержденного плана проведения необходимых изменений. На этом этапе ответственный за общее воплощение конкурентной стратегии осуществляет не только общую организацию всего процесса, но и, что более важно, контроль за всеми участниками реализации стратегии развития, правильным, полным и своевременным выполнением всех пунктов утвержденного плана. Полное выполнение всех пунктов плана может считаться завершением реализации новой конкурентной стратегии. 
 Кроме того, необходимо установление постоянной обратной связи ответственного за реализацию конкурентной стратегии со всеми участниками процесса. Это необходимо для того, чтобы лицо, принимающее решения, при необходимости всегда могло внести необходимые корректировки в цели и задачи отдельных пунктов плана.

13. На последнем этапе необходимо подводятся итоги всей проделанной работы. Выявить, к каким результатам привели проведенные мероприятия, достигнута ли эффективность реализации конкурентных стратегий, необходимых экономические показатели. Определить какие-то новые проблемы и ставить соответствующие новые задачи, вслед за изменением рыночной ситуации сформировать эффективную конкурентную стратегию.

При реализации данных рекомендаций на предприятии возможно повышение эффективности конкурентных стратегий, применяемых на предприятии.

Заключение

 

Положение предприятия на рынке - это занимаемое положение на выбранном конкурентном, капиталистическом рынке отдельно взятого предприятия или группы компаний на выбранном отрезке времени.

Выяснение положения предприятия на рынке означает выяснение его связей с рынком, причём делается упор не на внутреннее положение предприятия, а на положение его относительно внешних для него структур и объектов. 
Обычно подразумевают также и характеристику этого положения, оценку выгодности или невыгодности. Рассматривается предприятие обязательно применительно к конкретной обстановке, сложившейся на рассматриваемом рынке в тот или иной, дискретный, чётко выделенный момент времени с прогнозом ближайшего развития рынка и самого предприятия.

Ситуация, сложившаяся на рынке, такова, что российские сталелитейные компании имеют хорошие позиции, чтобы справиться с усиливающейся конкурентной угрозой со стороны китайских экспортеров стали на международных рынках. Это связано с конкурентными преимуществами российских компаний и высоким спросом на сталь в России, а также с консолидацией, инициированной китайским правительством и направленной на рационализацию производства стали в стране и сдерживание экспорта.

ООО «ВКМ-Сталь» в состоянии сохранить свою конкурентоспособность даже на фоне экспорта в основной массовой стальной продукции из Китая. В настоящее время перед предприятием стоит задача сделать литейное производство более эффективным и динамично развивающимся производством Одним из способов достижения поставленных целей будет являться реализация проекта по сокращению затрат. Этот проект имеет реальный и реализуемый потенциал. Именно данный проект позволит создать эффективный механизм, позволяющий поддерживать преимущество по затратам над конкурентами на протяжении длительного периода времени.

 

Список использованных источников

 

1 Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с. Лапыгин Ю.Н.

2 Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. – Спб.: Питер, 2008. – 496 с.: ил.

3 Стратегический менеджмент: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению (080100) «Экономика и управление» / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 303 с.

4 Стратегический менеджмент: учебно-методический комплекс/ С.П. Бараненко, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. – 319 с.

5 Стратегический менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100 Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 623 с.

6 Стратегический менеджмент: учебник  / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – 5-е изд., переб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011. – 411 с.

7 Маркетинг: Учебное пособие / А.А. Романов, В.П. Басенко, Б.М. Жуков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 440 с.

8 Стратегический менеджмент: Учебник  для вузов / А.Н. Фомичев. – М.: Издательско-торговая  корпорация«Дашков и К°», 2012. – 468 с.

9 Стратегический менеджмент: учеб.-метод. пособие / О.В. Черкасова. – Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2006. – 104 с.

10 Стратегический менеджмент: учебное  пособие / Ю.Т, Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников, Н.Ю., Шетинина, А.Н. Шмелева. – М.: КНОРУС, 2013. – 320 с.

11 Стратегический маркетинг: учебное пособие / С.Г. Чувакова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 272 с.

12 Стратегия предприятия / Клейнер, Георгий Борисович; Акад. народного хоз-ва при Правительстве РФ, Центральный эконмат. ин-т РАН. – М.: Дело, 2008. – 567 с.

13 Современный стратегический анализ: учеб. для слушателей, обуч. по прогр. «Мастер делового администрирования» / Грант, Роберт. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008 – 560 с.: ил.

14 Стратегический менелжмент: учеб. Пособие доя студ., по спец. «Менеджмент орг». / Акмаева Раиса Исаевна. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 420 с.: ил.

15 Корпоративное управление и  стратегический менеджмент: информационный аспект / Исаев Дмитрий Валентинович – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2010. – 220 с.: ил.

16 Стратегическое управление в вопросах и ответах: [учебное пособие] / Веснин, Владимир Рафаилович. – М.: Высш. Шк., 2009. – 216 с.

17 Актуальный стратегический менеджмент: учеб. – практ. пособие / Попов, Сергей Александрович. – М.: Юрайт.

18 Менеджмент: учеб. для бакалавров; по напр. и спец. «Менеджмент», Коротков, Эдуард Михайлович. – М.: Юрайт, 2012. – 640 с.

19 Стратегический менеджмент: учеб. Пособие для студ. Вузов, обуч. По  спец. 080507. 65 «Менеджмент организации» / Лясников, Николай Васильевич, Дудин, Михаил Николаевич; Ин-т междунар. соц. – гуманитар. связей. – М.:КНОРУС, 2012. – 253 с.: ил.

Информация о работе Разработка рекомендаций по усилению конкурентных позиций предприятия